Для чего мусульманам исламская экономика?
С развитием Ислама и ростом интеллектуальной активности в мусульманской среде постсоветского пространства стали возникать новые вопросы, требующие к себе отдельного внимания. К примеру, если на раннем этапе исламского возрождения в странах СНГ практически все вопросы экономического характера сводились к чему-то вроде «где взять денег на строительство мечети/медресе?», то в последние годы у части мусульман начинает появляться понимание, что Ислам – это всеобъемлющая религия и вопросы экономических отношений в ней рассматриваются гораздо шире. И всё чаще поднимаются вопросы, что такое исламская экономика и нужна ли она мусульманам.
Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество» (сборник хадисов имама аль-Бухари). Помимо пророчества, текст хадиса явно указывает на то, что заработок, который является основной целью любой экономической активности, может быть как дозволенным, так и запретным, и очевидно, что мусульманин обязан стремиться только к дозволенному заработку и сторониться запретного. Однако очевидно, что на сегодняшний день мы наблюдаем воплощение пророчества из этого хадиса и можно с уверенностью констатировать, что большинство мусульман в действительности пренебрегают этим вопросом. Одним из многочисленных свидетельств этому является получившее повсеместное распространение ростовщичество, в котором погрязли все без исключения мусульманские страны и народы. Ростовщические банки являются основой финансовых систем практически всех мусульманских стран (за исключением Судана, где ростовщичество запрещено на законодательном уровне) и превалируют над исламскими банками в любой мусульманской стране. Система центральных банков и ввода бумажных денег в экономику посредством ростовщических кредитов также не оставляет сомнений в том, что мы живем во время, упомянутое в следующем хадисе:
«Настанет время, когда будет невозможно найти ни одного человека, который бы не участвовал в ростовщичестве. И даже если кто-то будет думать, что он не участвует в ростовщичестве, то пыль ростовщичества наверняка настигнет его» (сборник хадисов имама Абу Дауда).
Данная ситуация сложилась не за один день и является следствием общего упадка Ислама среди мусульман. И, безусловно, выход из этой ситуации лежит не только в экономической плоскости, а требует общего возрождения исламской религии и пересмотра жизненных приоритетов самими мусульманами. Однако важно понимать, что для того, чтобы исламская умма была экономически жизнеспособной, необходимы соответствующие институты, которые бы позволяли людям полноценно осуществлять экономическую деятельность в соответствии с нормами Ислама. И, на мой взгляд, когда речь заходит о таком понятии как «исламская экономика», прежде всего, необходимо понимать, что она является средством для достижения указанной цели. Известным правилом фикха является следующее: то, что необходимо для достижения обязательного, становится обязательным. Нет сомнений, что для мусульман является обязательным избегать запретного в экономических отношениях как на личном, так и на коллективном уровне. И очевидно, что без соответствующих экономических институтов это является либо невозможным, либо нам остаётся довольствоваться весьма ограниченным уровнем экономического развития. Поэтому когда с различных сторон приходится слышать, что исламская экономика – это в лучшем случае вопрос второстепенный (а в худшем это нововведение — бид’а), автоматически возникает встречный вопрос: а какую альтернативу выбирают критики – совершение грехов или отстранение от экономических отношений?
islameconomy.ru
0 комментариев