История исламских финансовых контрактов
Согласно исламскому праву, договор считается законным и соответствующим шариату, только если он удовлетворяет требования, предписанные шариатом. Исламские финансовые контракты получали распространение на протяжении всего периода развития исламской цивилизации, исходя из нужд и потребностей общества.
До появления ислама на Аравийском полуострове некоторые виды договоров обычно использовались арабами для удовлетворения своих финансовых и торговых потребностей. После того как начал свое распространение ислам, вместо полной отмены практикуемых в прежние времена договоров ислам внес изменения в предмет и практику этих контрактов. Любой контракт, признанный противоречащим исламским принципам, например, в котором были элементы риба (ростовщичества), изменялся: в нем исключались запрещенные элементы. Несколько других договоров, которые были несовместимы с принципами ислама, но могли быть изменены или усовершенствованы, прошли через процесс модификации, в котором противоречащие элементы были исключены и объявлены законными. Таким образом, в настоящее время они рассматриваются как неотъемлемая часть практики исламских финансов и торговли.
Кроме того, некоторые виды бартерного обмена, характерные для доисламского рынка, были особо запрещены пророком Мухаммадом. Общим свойством для них является неопределенность в обмениваемом товаре. Исламский закон разработал строгие правила относительно определения предмета и условий контракта. Примерами запрещенных контрактов являются:
Музабана – обмен свежих фруктов на сухие таким образом, что количество сухих фруктов взвешено, а количество обмениваемых свежих фруктов не определено, так как они еще не собраны с деревьев, к примеру.
Мухакаля – продажа зерна с несобранного урожая в обмен на равное количество собранного зерна. Запрет такого обмена является важным элементом при оценке гарара (неопределенности).
Мулямаса – доисламский вид сделки, при которой продажа считалась окончательной и бесповоротной после того, как покупатель притрагивался рукой к куску ткани. По условиям данного договора покупатель был обязан приобрести товар (обычно — ткань), если он до него дотронулся, без предоставления возможности со стороны продавца ознакомиться со свойствами приобретаемой вещи.
Мунабаза – исторический доисламский вид контракта, когда продажа считалась окончательной и бесповоротной после того, как продавец бросал ткань покупателю и тем самым осуществлял ее продажу, не давая покупателю рассмотреть товар.
Некоторые же из контрактов, среди которых бай аль-салам, после устранения всех несправедливых элементов, были объявлены действительными и соответствующими исламскому праву.
Это была краткая история контрактов, практиковавшихся во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В следующей статье изучим различные исламские финансовые контракты, их структуру и практическое применение.
umma.news
0 комментариев