25 Feb 02:08 avatar

Имам Ан-Навави — новатор религиозной мысли

Личности и персоналии: Имам Ан-Навави — новатор религиозной мысли

Имам Ан-Навави известен своими глубокими познаниями в различных отраслях шариата.

 

Имам Ан-Навави родился в Наве в 631 году хиджры. Полное имя имама — Абу Закария Мухиддин Яхия ибн Шараф Ан-Навави ибн Мурри ибн Хассан ибн Хусейн ибн Мухаммед ибн Хазам.

Имя Ан-Навави получено по названию деревни Нава, что недалеко от города Хувран близ Дамаска. В этой деревне поселился его предок по имени Хазам.

Его отец, достойный и богобоязненный человек, обнаружив в своем малолетнем сыне признаки необычайной мудрости и ума, решил дать ему надлежащее образование.

Праведный шейх Ясин ибн Юсуф Маракаши, живший в Наве, сказал: «Я встречал имама Ан-Навави в Наве, когда он был десятилетним ребенком. Другие мальчики его возраста обычно уговаривали его поиграть с ними, но Ан-Навави всегда сторонился игр и посвящал свое время чтению Священного Корана. Если они пытались показать свое превосходство и принуждали его играть с ними, он сокрушался и не проявлял интереса к их глупым занятиям. Наблюдая его проницательность и глубокомысленность, мое сердце прониклось особой любовью и привязанностью по отношению к юному Ан-Навави. Я пришел к его учителю и просил его уделить особое внимание этому мальчику, потому что в будущем он станет великим религиозным ученым и самым благочестивым праведником. Его учитель спросил, не предсказатель ли я, не астролог ли. Я ответил, что я не предсказатель и не астролог, а произнес эти слова по велению Аллаха».

Его учитель поведал об этом случае отцу имама и тот, зная о пытливом уме своего сына, решил посвятить его служению во славу исламской веры. В короткий срок Ан-Навави научился читать Коран. К тому времени он почти достиг половой зрелости. В его деревне не было условий для занятий науками, не было религиозных школ, где можно было бы совершенствоваться в религиозных науках, поэтому его отец отвез его в Дамаск, который считался центром научной жизни и куда отовсюду стекались те, кто искал знаний.

В этот период в Дамаске существовало более трехсот различных учебных заведений. Имам Ан-Навави поступил в медресе Равахия при университете Ummwi. Основателем и покровителем этого медресе был купец по имени Закиюддин Абуль-Кассим, известный как ибн Раваха. По его имени и было названо медресе.

В то время в медресе преподавали выдающиеся учителя. Имам Ан-Навави говорил: «Я учился в этой школе два года. Во время моего пребывания в медресе Равахия, я никогда не отдыхал вдоволь и питался скудной пищей, которую предоставляло это заведение». Обычно он очень мало спал. Когда его одолевал сон, он дремал прямо над книгами. После короткого отдыха он был снова полон сил для постижения наук.

Учителя и наставники

В Дамаске его преподавателями были более двадцати знаменитых учителей, которые считались мастерами и авторитетами в своих дисциплинах.

Ан-Навави изучал хадисы, исламскую юриспруденцию, ее принципы, структуру и происхождение при помощи величайших ученых своего времени, среди них были: Абу Ибрахим Исхак ибн Ахмад аль-Магриби, Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Ибрахим аль-Фазари, Радиюддин Абу Исхак Ибрахим ибн Абу Хафс ‘Умар ибн Мудар аль-Мудари, Абу Исхак Ибрахим ибн ‘Иса аль-Муради, Абуль-Бака Халид ибн Юсуф ан-Наблуси, Абуль-Аббас Ахмад ибн Салим аль-Мисри, Абу ‘Абдулла аль-Дживани, Абуль Фатх ‘Умар ибн Бандар и многие другие.

Жажда знаний

Имам Ан-Навави обладал неисчерпаемой жаждой знаний, о чем свидетельствуют его ежедневные занятия. Ежедневно он брал по двенадцать уроков и к каждому делал пояснения и комментарии со своими замечаниями. Какая бы книга ни попадала ему в руки, он делал в ней свои заметки на полях.

Благодаря уму, трудолюбию, самоотречению и любви к знаниям он завоевал благосклонность и уважение своих учителей. Как говорил имам Адх-Дахаби, Ан-Навави прославился своей удивительной способностью к концентрации и сосредоточенности во время занятий.

Все свое время он посвящал учебе и исследованиям. Он не просто читал и записывал, он проводил время в размышлениях над сложными задачами и поиском ответов на них. Аллах также одарил его феноменальной памятью и глубиной мысли, и Ан-Навави сумел правильно воспользоваться своими дарованиями, ибо его мудрость и проницательность не вызывают сомнений. Он сумел сполна реализовать дарованные ему Аллахом качества и возможности, чем заслужил высшую степень почтения.

Благородные качества

Ученые мужи, знать и народ глубоко уважали имама Ан-Навави за его благочестие, знания и прекрасный характер. Имам ходил в простом платье и питался непритязательной пищей. Настоящие ученые не заботятся о мирском – они отдают предпочтение религиозным и академическим исследованиям, проповеди веры и т.д. Они получают от этих занятий высшее наслаждение и радость, гораздо большую, чем те, кто ищет роскоши, богатства и прочих мирских ценностей.

Имам Ан-Навави благодаря своим всесторонним познаниям занимал одно из видных мест среди выдающихся ученых своего времени. Знаменитый шейх Мухиддин выразил свое впечатление об Ан-Навави такими словами: «Имам Ан-Навави обладал тремя выдающимися качествами, из которых для кого-нибудь другого достаточно и одного, чтобы люди начали стекаться к нему отовсюду за наставлением; первое – это знания и просветительство, второе – это полная отрешенность от мирского, и третье – это призыв ко всему благому (что предписывает ислам) и запрет всего предосудительного. Имам Ан-Навави обладал всеми тремя».

Спустя 28 лет имам Ан-Навави вернулся на родину. Вскоре после этого он заболел и умер.

Труды

Хотя имам Ан-Навави прожил очень короткую жизнь, он написал множество книг на разные темы. Каждая его работа является шедевром и кладезем знаний. Его труды приносят пользу сотням тысяч людей. Наиболее известные работы имама Ан-Навави это:
— Комментарии к Сахих аль-Бухари
— Аль-Минхадж фи Шарх Сахих Муслим
— Рияд-ус-Салихин — Китаб-ур-Рауда
— Комментарии к Мухадхаб
— Тадхиб-уль-Асма вас-Сифат
— Китаб-уль-Адхкар
— Арба’ин
— Ат-Такриб фи Ильмиль-Хадис валь-Иршад фихи
— Китаб-уль-Мубхамат
— Ат-Тибиян
— Аль-Идах фи Манасикиль-Хадж
— Шарх Сахих Аль-Бухари
— Шарх Сунан Абу Дауд
— Табакат Аш Шафи’йя
— Мухимматул-Ахкам
— Манакиб-уш-Шафи’и
— Бустан-уль’Арифин
— Аль-Хуласату филь-Хадис
— Мухтасар Ат-Тирмидх
— Аль-Маса’ил аль-Мантхура
— Аль-‘Умдах фи Ташихит-Танбих

Имам Ан-Навави продолжает жить в сердцах мусульман. Его работы имеют непреходящую ценность. Да будет доволен им Аллах.


По материалам OnIslam.net, islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий