Можно ли продавать в рассрочку с уплатой стоимости товара по частям?
Вопрос: Предприниматель покупает товар у торговых компаний и затем продает его в рассрочку желающим.
То есть к нему приходит клиент и просит купить определенный товар у определенного продавца. Они вместе идут и покупают требуемый товар, а затем предприниматель перепродает этот товар клиенту в рассрочку, но с наценкой на ту цену, которую он заплатил за товар. При этом предприниматель не имеет специального места (офиса, магазина) для торговли. Каково шариатское постановление о действиях этого предпринимателя?
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Продажа вещи с рассрочкой платежа на определенный период времени, также как и продажа вещи с оплатой полной суммы единовременно считается в шариате законной и дозволенной.
Согласно мнению большинства ученых, повышение стоимости товара взамен на предоставление услуги рассрочки также считается разрешенным, потому что это относится к «мурабаха», одному из канонически разрешенных видов купли-продажи. «Мурабаха» — букв. «продажа». Договор купли-продажи по согласованной повышенной цене. «Мурабаха» как инструмент исламского банка — договор на покупку и перепродажу, согласно которому банк по поручению клиента приобретает у поставщика материальный актив. Цена перепродажи определяется на основе стоимости плюс норма прибыли.
В «мурабаха» разрешается наценка в обмен на рассрочку платежа, поскольку рассрочка, хотя и не имеет реальной денежной стоимости, находится здесь в категории товара, в обмен на который производится наценка, при условии назначения точного срока ее погашения.
Условиями также являются согласие двух сторон (покупателя и продавца), отсутствие запрещающих факторов, наличие необходимости в данной операции для одной или обеих сторон.
На основании вышесказанного по данному случаю заключаем: этот человек (предприниматель) выступает в качестве посредника. Он покупает некий товар, который становится его собственностью фактически или юридически. После этого он продает товар другому покупателю в рассрочку на определенное время, добавив поверх первоначальной стоимости товара определенную наценку, в обмен на предоставление рассрочки. Такого рода операция в шариате считается законной. Отсутствие у предпринимателя специального места (офиса) для торговли не влияет на законность проводимых операций.
Есть хадисы, в которых говорится о запретности продажи человеком того, что не находится у него на руках, и о запретности продажи товара до того, как он станет полной собственностью и будет доставлен владельцу. Суть этих хадисов заключается в гарантировании доставки товара к покупателю и предотвращения разногласий в будущем. В спрашиваемом в вопросе случае соблюдены эти условия, поскольку между тремя сторонами сделки нет разногласий, в том числе и по вопросу гарантии возмещения товара в случае его повреждения в любой из стадий сделки. Товар покупается совместно, поэтому возмещению в случае порчи не подлежит.
Всевышний Аллах знает лучше.
Али Джума
1 комментарий
Здесь похожий случай, только касаемо квартиры:
yaumma.ru/islamicfinance/2016/02/09/pokupka-kvartiry-cherez-bank.html