23 Mar 15:38 avatar

Жизнь Пророка Мухаммада. До рождения.

Пророк Мухаммад (ﷺ): Жизнь Пророка Мухаммада. До рождения.
Лекция 1. До рождения.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

С благословением Аллаха начнём наше повествование о жизни избранника Аллаха, да пребудет над ним мир и божественное благословение.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я есть свершение молитвы Ибрахима».

Пророк Мухаммад происходил от потомства Исмаиля, сына Ибрахима (мир им обоим).

Пророк говорил: «Аллах избрал племя Кинаны из сынов Исмаиля, и избрал линию Курейша из Кинаны, и избрал род Хашима из Курейша, а из рода Хашима избрал меня».

Поэтому существует крепкая связь между пророком Ибрахимом и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Они были похожи друг на друга как внешне, так и по своему характеру.

Ибрахим (мир ему) начал свой призыв в землях Ирака, но народ не уверовал в него, его объявили лжецом и бросили в огонь.

И сказал Аллах: «Пламя, стань прохладой и покоем для Ибрахима». И огонь не причинил ему вреда.

После этого он покинул свою страну и переселился в Шам вместе со своей женой Сарой и сыном своего брата Лютом.

Затем он переселился в Египет. Там произошли известные события, когда тиран Египта пожелал заполучить Сару себе, но Аллах оберёг её от этого, этот скверный человек был поражён Всевышним и не смог причинить ей зла.

Чтобы загладить свою вину, он подарил ей рабыню Хаджар и отпустил с миром.

Сама же Сара была бесплодной и не могла рожать, и потому подарила свою рабыню Хаджар Ибрахиму, дабы он женился на ней в надежде, что Аллах дарует ему ребёнка от Хаджар. Ибрахим принял этот дар и женился на Хаджар. И Хаджар забеременела Исмаилем, а затем родила.

И пришло Ибрахиму повеление от Всевышнего Аллаха, что он должен взять Хаджар и её сына Исмаиля и поселить их в пустынной долине, в которой ничего не растёт. Он оставил их там по приказу Аллаха (Велик Он и Славен). Когда он покидал их, Хаджар вопрошала: «На кого ты оставляешь нас, Ибрахим?». Но он не оборачивался к ней, и тогда она спросила: «А Аллах ли велел тебе сделать это?». Тогда он кивнул головой, дав понять, что «Да, он сделал это по велению от Аллаха». На что она сказала: «Тогда Аллах не бросит нас на погибель».

Она осталась со своим маленьким ребёнком, но в скором времени у неё закончились припасы еды и воды, и она стала искать кого-нибудь, кто помог бы им. Она взбиралась на гору Сафа, затем спускалась в долину, бежала, затем взбиралась на гору Марва, и так она прошла между этими горами семь раз. Она ходила в поисках жизни, пока с небес не явилось спасение.

С неба снизошёл ангел Джибриль, своим крылом он разрыл землю, и из неё пробился источник Замзам, и Хаджар принялась ограждать его и обкладывать камнями.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Да одарит Аллах своей милостью мать Исмаиля, если бы она оставила Замзам как есть, то он стал бы полноводным водоёмом».

После того как появилась вода, к этому месту прибыло племя Джурхум и поселилось в этом месте. Исмаиль вырос и взял себе жену из этого племени.

Впоследствии Ибрахим не раз навещал Исмаиля и его мать.

И однажды, во время одного из своих приездов, он сказал Исмаилю: «Аллах повелел мне одно дело». Исмаиль сказал: «Делай то, что велено тебе твоим Господом».

Ибрахим спросил: «Поможешь ли ты мне?». Исмаиль ответил: «Конечно».

Ибрахим сказал: «Аллах повелел мне, чтобы я построил здесь дом для поклонения».

И когда Ибрахим и его сын Исмаиль возводили стены этого Дома, то говорили: «Господь наш, прими от нас, воистину, ты Внемлющий Ведающий. Господь наш, сделай нас покорными Тебе, и сделай из потомства нашего общину, покорную Тебе, и покажи нам наши обряды и прими наше покаяние, воистину, ты Приемлющий покаяние Милостивый. Господь наш, и возведи среди них Пророка из среды их, который будет читать им твои знамения и обучит их Писанию и мудрости, и очистит их, воистину, ты Величественный, Мудрый».

Это и есть та самая молитва Ибрахима. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Я есть свершение молитвы Ибрахима…»«Господь наш, и возведи среди них Пророка из среды их, который будет читать им твои знамения и обучит их Писанию и мудрости, и очистит их, воистину, ты Величественный Мудрый».

И явился к Ибрахиму ангел Джибриль и обучил его обрядам паломничества, обрядам хаджа. И когда была ночь пребывания в долине Муздалифа, ему приснилось, что он приносит в жертву своего сына Исмаиля. Ибрахим обратился к своему сыну и сказал: «Сын мой, я увидел видение во сне, что я приношу тебя в заклание, так скажи, как ты смотришь на это?». Исмаиль ответил: «Отец мой, делай всё, что тебе велено, и ты найдёшь меня одним из терпеливых».

И когда оба они покорились, и приложил он сына своего челом на землю, то Аллах воззвал к нему: «О Ибрахим! Ты честно исполнил видение, так мы воздаём творящим благодеяния, это было явным испытанием, и мы искупили его великим жертвоприношением».

Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я сын двух жертвоприношений».

Первым жертвоприношением был Исмаиль, а вторым жертвоприношением был его отец Абдулла, о чём подробнее мы скажем немного позже, если пожелает Аллах.

Пророк наш Мухаммад происходил от потомства пророка Исмаиля (мир им и благословение Аллаха).

Он говорил: «Аллах избрал племя Кинаны из сынов Исмаиля и избрал линию Курейша из Кинаны, и избрал род Хашима из Курейша, а из рода Хашима избрал меня».

После смерти Исмаиля люди оставались привержены Единобожию, они не поклонялись никому наряду с Аллахом и не придавали ему сотоварищей и совладельцев. Так они веками жили, исповедуя Единобожие.

В ту пору делами Священного дома Каабой ведали представители племени Джурхум. Потом, с течением времени, власть в Мекке и дела, связанные с Каабой, перешли в руки племени Амалик, они заботились о Каабе, почитали святость этого места и защищали его.

Однажды селевой поток повредил Каабу, тогда амаликитяне разобрали его и возвели заново.

Затем прошли годы, и племя Джурхум снова вернулось в Мекку, и они взяли бразды правления в свои руки. Но в этот раз они уже не заботились о делах Каабы, не почитали её достойным образом и запустили её. Они опустошили священную Каабу и разворовали хранившиеся в ней ценности. Как раз к джурхумитам этого периода относились Исаф и Наиля.

Исаф – это мужчина, а Наиля – женщина, они были из племени Джурхум. Они согрешили, совершив прелюбодеяние внутри Каабы. Это, безусловно, говорит о том, что они совершенно не почитали Каабу, и в сердцах их было полное равнодушие к этому священному Дому.

Они согрешили прелюбодеянием внутри Каабы, и Аллах превратил их в камни в назидание для людей.

Но, к сожалению, впоследствии, когда многобожие распространилось среди арабов, им стали поклоняться помимо Аллаха. Итак, среди арабского пантеона появились идолы, которые изначально были мужчиной и женщиной, которые вступили в запретную связь в стенах Каабы, и Аллах обратил их в камни.

После этого известен случай, когда Аллах наслал огромную змею, которая поселилась возле Каабы, она находилась там длительное время, охраняя дом Аллаха.

Затем в истории арабов произошло событие, известное как нашествие Туббы. Он во главе своей армии прибыл с целью разрушить Каабу.

Во время похода его накрыл сильнейший штормовой ветер, который заставлял сесть на землю всякого стоящего, и никто не мог подняться и встать на ноги. Тубба не понимал, чем он прогневил Господа и в чём причина этого страшного ветра. Он был христианином и спросил у своих учёных-священников об этом. Они же спросили: «Дашь ли ты нам гарантию, что мы будем в безопасности?». Тубба сказал: «Безусловно». И они сообщили ему, что этот храм — это дом Аллаха, и всякий пришедший к нему должен быть в безопасности. Они повелели Туббе облачить этот дом в материю и совершить обход поклонения вокруг этого храма, и он сделал это. Стих этот ветер, и Тубба уверовал.

И сообщается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Не ругайте Тубба, потому что он уверовал».

В Коране говорится: «До них сочли лжецами посланников народ Нуха, жители Расса и самудяне, адиты, народ фараона и братья Лута, жители Айки и народ Туббы. Все они сочли лжецами посланников, и сбылась Моя угроза».

Народ Туббы – эти люди были неверующими, но что касается самого их правителя Тубба, то он уверовал и соблюдал Единобожие.

После правления джурхумитов, власть в Мекке перешла к племени Хузаа, они заботились о Каабе, почитали святость этого места и защищали его. Пока их вождём не стал человек по имени Амр ибн Люхай аль-Хузаи.

Знаете ли вы, что сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) про этого человека? — «Я видел, как одна часть адского пламени сокрушает другую свою часть, и видел, как Амр ибн Люхай тащит свои кишки в огне Преисподней».

Почему так? Ведь он был вождём племени, которое заботилось о Каабе, почитало святость этого места и защищало его.

Что за грех он совершил? Этот Амр был тем человеком, который привил арабам многобожие и идолопоклонство. Он привёз идола из земель Шама, это был идол по имени Хубаль. Он привёз Хубаля и побудил людей своего племени протирать его рукой при совершении обхода вокруг Каабы и просить посредством него дождя во время засухи. Это было отправной точкой, когда многобожие стало распространяться среди арабов. В скором времени появились и другие идолы. Также Амр ибн Лухай ввёл обычай саваиб. Саваиб – это верблюды, которые посвящались каким-то конкретным идолам и отпускались на волю с определёнными метками, и никто не мог их убивать и причинять им зла.

Затем идолов стало много, среди них были такие, как Вадд, Сува, Ягус, Яук, Наср и многие другие.

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) освободил Мекку и принялся сокрушать всех этих идолов своими руками, на тот момент вокруг Каабы стояло триста шестьдесят идолов.

Поклонение идолам и истуканам стало распространенным. Многобожие стало повсеместным. Наряду с теми, кто поклонялся изваяниям, появились и такие, кто поклонялся звёздам и планетам, были люди, поклоняющиеся духам, некоторые стали поклоняться ангелам.

Бывало и такое, что за неимением с собой идола, люди лепили его из фиников, но если наступало время голода, то съедали его.

Поразительный ход мысли у этих людей! Как они достигли такого уровня глупости!?

Иногда происходило такое, что у некого племени воровали их наследственное божество…

Обратите внимание – божество, которое своровали! Страшное противоречие понятий. Это божество не может оградить себя от вреда, причиняемого людьми. И как после этого люди могут надеяться, что оно может защитить от вреда их самих.

Так вот, после того, как их божество своровали, они начинали искать подходящий камень, чтобы поклоняться ему. И когда находили нужный камень, делали его своим богом. Но через некоторое время кто-то находил более красивый камень и говорил: «Я нашёл камень, который лучше, чем этот», – после чего люди убирали предыдущий камень и устанавливали на его месте новый. Так они и поступали.

Если же они не могли найти подходящего камня, то на время поисков сооружали временный идол, для этого они нагребали кучку из песка, приводили овец и доили овец поверх этой кучки, скрепляли её и совершали вокруг неё обход поклонения.

Таково было их разумение, такими были их поступки.

Среди арабов также распространились несвойственные для них прежде обычаи, как убийство собственных дочерей, разрыв родственных отношений, сильные начали угнетать слабых, они проливали кровь по самому незначительному поводу, и Аллах (Велик Он и Славен) возненавидел их. И гнев Всевышнего лёг на арабские племена, после того как они отвернулись от Него.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах посмотрел на обитателей Земли…».

Это было незадолго до послания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

«Воистину, Аллах посмотрел на обитателей Земли и возненавидел их – как арабов, так и иноземцев, кроме небольших остатков из обладателей Писания».

Это были остатки, небольшие группы людей, почитающих Писания, ниспосланные прежним пророкам. Это те немногие, которые не изменили своей веры и продолжали исповедовать Единобожие, веру в Одного Единственного Бога – Всевышнего Аллаха (Велик Он и Славен).

Одним из них был Сальман аль-Фариси, его история о том, как он искал истину и верное руководство – это известная история. Эта история свидетельствует о том, что в те времена он мог найти лишь единицы тех священников и монахов, которые не стали совершать многобожие, не подменили веры и не исказили её.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах посмотрел на обитателей Земли и возненавидел их – как арабов, так и иноземцев, кроме небольших остатков из обладателей Писания».

Но Аллах (Велик Он и Славен) милостив к своим рабам. Он не бросил их на произвол. Он пожелал спасти их от того заблуждения и греха, в котором они пребывали.

И послал к ним Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Я есть свершение молитвы Ибрахима», – говорил он.

Молитвой этой были слова Ибрахима: «Господь наш, и возведи среди них Пророка из среды их, который будет читать им Твои знамения и обучит их Писанию и мудрости, и очистит их, воистину, ты Величественный Мудрый».

Он говорил: «Я есть свершение молитвы Ибрахима и благая весть моего брата Исы (Иисуса)».

И в Коране приводятся слова Исы, который говорил сынам Исраиля: «Я был послан, дабы донести радостную весть о Пророке, который придёт после меня, и которого будут звать Ахмад».

Слово «Ахмад» по своему смыслу является синонимом слова «Мухаммад», что значит «много хвалимый» или «много прославляемый». Оба слова «Ахмад» и «Мухаммад» происходят от одного и того же корня «хамд», что значит прославление.

Мы знаем, что последним посланником Аллаха, пришедшим до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), был пророк Иса. Затем началось долгое ожидание, период, когда божественное откровение к человечеству прервалось на долгие века. Пророки и посланники длительное время не приходили к людям, это время называется «фатра», т.е. временем, когда на земле прервалось пророчество.

Поэтому людей, живших в эту эпоху, мусульмане называют «ахлю-ль-фатра», что значит «люди, жившие в эпоху отсутствия божьих пророков».

Так было до тех пор, пока не явился Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Как мы говорили прежде, он происходил из рода потомков Исмаиля, из племени Кинана, по линии племени Курайш, и конкретно из рода Хашима. Его звали Мухаммад ибн Абдулла ибн Абдуль-мутталиб ибн Хашим.

Слово «ибн» в переводе с арабского значит «сын». Это слово всегда используется в родословиях для обозначения преемственности поколений.

Когда мы говорим Мухаммад ибн Абдулла ибн Абдуль-мутталиб ибн Хашим, то это значит, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был сыном Абдуллы, Абдулла был сыном Абдуль-мутталиба, а тот в свою очередь был сыном Хашима.

Абдуль-мутталиб, дед Пророка, был уважаемым лидером своего племени. Изначально у Абдуль-мутталиба был всего лишь один сын, которого звали Харис.

Однажды Абдуль-мутталиб спал в Хиджре. Хиджр – это открытая часть Каабы, свободный вход в которую доступен для всех.

Возможно, кто-то видел воочию, во время хаджа, а кто-то на фотографиях, что с одной стороны Каабы существует некое подобие дуги. На самом деле, это тоже часть Каабы, которая не была окружена общей стеной, а осталась открытой, и для её обозначения был построен полукруглый бордюр. Эта часть Каабы называется Хиджр.

Так вот, Абдуль-мутталиб спал в Хиджре, и во сне он услышал голос, который сказал ему: «Откопай Тайбу (Приятную)», – и он спросил: «Что такое Тайба?» – но голос исчез. Абдуль-мутталиб вскочил, встревоженный этим сном, но затем снова лёг и уснул.

На следующую ночь во сне он услышал тот же самый голос, который сказал ему: «Откопай Барру (Благодетельную)». Он спросил: «Что такое Барра?» – но голос снова исчез.

Затем то же самое повторилось в третью ночь, и голос сказал ему: «Откопай Маднуну (Желанную)».

И в четвёртую ночь голос сказал ему «Откопай Замзам».

Все эти имена являются названиями воды Замзама. Она является Баррой (Благодетельной) из-за большого количества благих дел, причиной которых она становится. Эта вода называется Маднуна, (Желанная), потому что люди стремятся к ней и жаждут испить её. Также она называется Тайба (Приятная), потому что она приятна для пьющего её.

В четвёртый раз ему было сказано: «Откопай Замзам», – он спросил: «Что такое Замзам?» – и голос сказал: «Источник, который не истощится во веки веков и не будет поруган, он напоит великие сонмы паломников, он находится среди брошенных внутренностей и крови, там, где ворон с белыми лапами клюёт землю, неподалёку от селения муравьёв».

Голос указал Абдуль-мутталибу место, где надо копать, потому что место нахождения Замзама к тому времени уже не было известно людям.

Ранее мы говорили, что первым этот источник вырыл… кто?

Первым его вырыл Джибриль (мир ему).

Джибриль вырыл Замзам, но прошли годы и по какой-то причине Замзам был закопан и скрылся под толщей земли, и со временем люди забыли местонахождение этого источника.

И так Замзам оставался забытым до тех самых пор, пока Абдуль-мутталиб не увидел этот вещий сон. Он направился к тому месту, которое было указано ему во сне, и взял с собой своего сына Хариса.

Это было место, куда язычники бросали остатки жертвенных животных.

Абдуль-мутталиб со своим сыном принялся копать, пока, наконец, они не достигли колодезного влажного ила. Они сильно обрадовались, возвеличили Аллаха и восхвалили Его.

Когда это произошло, к месту подошли вожди курайшитских племён и сказали: «Это родник нашего отца Исмаиля, и мы будем его совладельцами наряду с тобой». Но Абдуль-мутталиб возразил им: «Я нашёл его, и я более других имею на него право». И они начали спорить и, в конце концов, решили назначить третейским судьёй между ними прорицательницу из племени Саад ибн Хузайм (سعد بن هذيم), которая жила у границ Шама. И на самом деле они вышли в путь, такой у арабов был обычай, они сильно уважали своих шаманов и прорицателей.

Из каждого клана племени Курейш выбрали делегацию, и все вместе они вышли в путь. Они продвигались через пустыни и необитаемые земли. По пути у Абдуль-мутталиба и его спутников закончилась вода, но у некоторых людей из числа курайшитов оставалась вода. Те, у кого закончилась вода, попросили воды у тех, у кого она ещё оставалась, но те ответили: «Мы в пустыне, в необитаемых землях, если мы отдадим вам свою воду, то наша вода закончится, и с нами будет то же, что происходит сейчас с вами».

Тогда Абдуль-мутталиб сказал своим товарищам: «Пусть каждый из нас выроет себе могилу, пока есть силы, и пусть остаётся в ней, а когда умрёт, то товарищи похоронят его».

В тот момент главной его заботой было не остаться лежать на земле незахороненным, дабы животные не сожрали их неприкрытые тела. И так он решил, что люди будут умирать один за другим, закапывая друг друга, пока не останется один человек. Ведь беда одного человека лучше, чем если в скверном положении останутся тела всех людей.

Так он думал поступить вначале, и они в самом деле сделали это, они вырыли себе могилы.

Затем Абдуль-мутталиб понял, что это мнение не согласуется со здравым смыслом, он сказал своим спутникам: «Всё же давайте пойдём, может мы всё-таки найдём спасение и избавимся от смерти».

Он убедил их, что нет никакого смысла в таком бездействии, может, мы найдём что-либо, если суждено умереть, то все равно умрём, так хоть зацепимся за самую малую возможность.

Когда они решили тронуться в путь, Абдуль-мутталиб поднял своего верблюда, и из под ног его верблюда забила вода. Они вдоволь напились этой водой и напоили всех людей, которые были вместе с ними, и животных.

После этого спутники Абдуль-мутталиба решили не ехать к прорицательнице.

Люди сказали ему: «Тот, кто дал тебе воду здесь, это Тот же, кто дал тебе Замзам».

Они осознали, что всё это неспроста, и что Аллах даровал этот источник именно Абдуль-мутталибу.

Они признали право Абдуль-мутталиба на источник Замзам, и потому право поения паломников было закреплено за потомками Абдуль-мутталиба навсегда.

И даже после того, как Пророк Мухаммад был послан со своей миссией, этот обычай сохранился даже в Исламе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подтвердил это право, и сообщается, что во время прощального паломничества Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поите людей, о сыны Абдуль-мутталиба, и если бы я не опасался, что люди начнут оспаривать ваше право, то спустился бы и поил людей вместе с вами».

Пророк опасался того, что если он начнёт поить паломников водой Замзама самолично вместе с другими представителями рода Абдуль-мутталиба, то люди поймут из этого, что поение паломников является Сунной, желательным деянием в Исламе. Тогда все мусульмане станут стремиться делать это, и исключительное право сынов Абдуль-мутталиба, данное им Аллахом, будет отнято людьми.

Итак, право поения паломников осталось за родом Абдуль-мутталиба.

Но после этого случая с поездкой к прорицательнице Абдуль-мутталиб сделал такой вывод, что всё это произошло из-за того, что соплеменники-курайшиты сочли его слабым, так как у него был лишь один сын. И он дал обещание перед Аллахом, что если Аллах даст ему десять сыновей, то десятого он принесёт Ему в жертву. И ему на самом деле было дано десять сыновей.

И десятым из них был Абдулла, который в будущем станет отцом нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Перед Абдуль-мутталибом встал вопрос: выполнить ли ему своё обещание или что делать? Приносить ли Абдуллу в жертву или нет?

В это время в Мекку приехала прорицательница, и он спросил её, как это было принято у них, потому что они почитали таких людей.

Она сказала ему: «Гадай на стрелах».

Метод гадания на стрелах был прост, в основании одной стрелы было написано «делай», а на другой стреле «не делай». Затем стрелы засовывали в колчан теми концами, на которых были надписи вниз, и высовывали одну из стрел, и по результату решали, надо делать данное действие или нет.

Но в этом случае было написано на одной стреле «Абдулла», а на другой стреле было написано «десять верблюдов».

Они засунули стрелы в кожаный мешок. Если Абдуль-мутталиб вынет стрелу, на которой написано «Абдулла», то должен будет принести его в жертву, а если вынет ту, на которой написано «десять верблюдов», то принесёт в жертву десять верблюдов во искупление своей клятвы, дабы выкупить душу своего сына.

Он сделал это, и вышла стрела с именем Абдуллы, он снова повторил гадание, и вновь вышла стрела с именем Абдуллы, он повторил это десять раз, и каждый раз выходила стрела Абдуллы. И только на десятый раз вышла стрела с верблюдами. И решили, что за каждую стрелу с именем Абдуллы следует принести в жертву десять верблюдов, и так общее число верблюдов достигло сотни.

Искуплением за жизнь Абдуллы было сто верблюдов, и с тех пор это стало обычаем арабов, что откупной вирой за убитого человека должен быть выкуп в количестве ста верблюдов. Позднее этот обычай был утверждён Исламом как закон, но историческим прообразом этого закона был случай с выкупом Абдуллы.

Об этом и говорил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Я сын двух жертвоприношений».

Первым был Исмаиль, а вторым был Абдулла, отец нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Мир и благословение Пороку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.


Аудиозапись



WhyIslam

0 комментариев

Оставить комментарий