Хиджаб: быть или не быть
Вопрос: Ассаляму алейкум. Является ли хиджаб фардом (обязательным) или же частью культуры? Вокруг хиджаба ведутся споры, и большинство ученых утверждают, что это фард, но не приводят доказательств, в то время как некоторые утверждают, что он относится к сфере культуры, и приводят разные доказательства. Пожалуйста, приведите мне доказательства из Корана и хадисов о хиджабе и его важности. Джазакум Аллах хайран.
Ответ:
Ва алейкум ассалям!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.
Издавать фатвы об Исламе или его ритуалах разрешено только дипломированным ученым шариатских наук, которые хорошо разбираются в Шариате.
Что касается хиджаба, то он является исламской обязанностью каждой мусульманки, предписанной Кораном и Сунной и подтвержденной единогласным мнением квалифицированных исламских ученых прошлого и современности.
На Ваш вопрос отвечает д-р Ваель Шихаб:
Спасибо, дорогая сестра, за такой хороший и существенный вопрос.
Прежде чем дать развернутый ответ на него, я хотел бы напомнить, что издание фатв об Исламе и его ценностях является исключительной ответственностью дипломированных ученых шариатских наук, которые имеют соответствующую квалификацию, позволяющую им выполнять эту благородную и серьезную миссию. Таким образом, для человека, который не является ученым Шариата, не приемлемо – ни логически, ни по закону – обсуждать исламские ритуалы, поскольку он не имеет для этого соответствующей квалификации. Ученый Шариата должен быть сведущим в шариатских науках, таких как Коран, хадисы, тафсир, фикх, арабский язык и т.д.
Поэтому истинный мусульманин за ответами на вопросы по Исламу должен обращаться к фатвам, которые издают заслуживающие доверия мусульманские ученые, известные своим глубоким знанием Шариата и его наук. Именно так он познает истинное учение Ислама и избежит всяческой путаницы и неразберихи.
Что же касается вопроса о хиджабе, его предписание и обязательность утверждены Кораном, Сунной и единогласным мнением квалифицированных мусульманских ученых, живших в разные столетия.
Для начала необходимо дать определение хиджабу и сопутствующим ему понятиям. «Хиджаб» – это арабское слово, которое лингвистически обозначает покрытие, завесу или разделение. В Исламе это относится к дресс-коду мусульманской женщины. Слово «химар» происходит от слова «хамра», корень которого означает «покрывать». Например, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хаммиру аль-анийя» («Покрывайте сосуды») (Аль-Бухари, «Аль-Джами` Ас-Сахих»). Все, что покрывает что-либо, называется его «химаром».
Но в обиходе слово «химар» стало использоваться в качестве названия предмета одежды, которым женщина покрывает голову, и здесь нет противоречия с общим смыслом этого слова. Некоторые юристы определяют «химар» как то, что покрывает голову и шею женщины. Хиджаб отличается от химара тем, что первый означает всю одежду мусульманской женщины, а последний – только покрытие головы. «Никаб» означает то, что закрывает лицо женщины. (См. кувейтскую «Энциклопедию юриспруденции», том 17, стр. 5-6).
Предписывая хиджаб, Аллах предписывает хиджаб в Коране: “Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете” (Коран, 24: 31).
Комментируя фразу «которые видны» Аль-Куртуби, известный толкователь Корана, сказал: “Это – лицо и кисти рук”. Другими словами, женщина в присутствии посторонних мужчин должна покрывать все тело, кроме лица и кистей рук, а те [мужчины], перед которыми она не должна покрываться, четко перечислены в вышеупомянутом аяте (Аль-Куртуби «Аль-Джами` ли-ахкам аль-Коран, том 15, стр. 213).
Далее, предписание Корана «пусть прикрывают своими покрывалами [араб. («хумур» – множ. от «химар»] вырез на груди» указывает на то, что женщина в присутствии мужчин-немахремов должна носить химар для покрытия головы, шеи и груди, помимо покрытия всего тела за исключением лица и кистей рук.
Сунна также содержит множество доказательств обязательности хиджаба. Например, Аиша, мать правоверных, сообщила о том, что Асма, дочь Абу Бакра, вышла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в прозрачной одежде, и он осудил ее, сказав: «O, Асма, когда девушка достигает половой зрелости, нельзя ей показывать больше, чем это”, и указал на лицо и кисти рук» (Абу Дауд).
Помимо вышеупомянутых доказательств, большинство имамов, в т. ч. основатели четырех мазхабов, придерживаются мнения, что женщина в присутствии мужчин-немахремов обязана покрывать все тело кроме лица и кистей рук.
Из вышеупомянутого очевидно следует, что хиджаб мусульманской женщины установлен в Шариате. Это не культурная традиция, а религиозная обязанность, которую мусульманская женщина должна с гордостью исполнять. Это оберегает женщину от похотливых мужских взглядов и сохраняет ее мусульманскую лицо. Помимо покрытия всего тела за исключением кистей рук и лица у хиджаба есть и другие условия: он не должен быть облегающим, прозрачным или походить на одежду мужчин.
Всевышний Аллах знает лучше.
Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемые ученые Ислама. Как именно Ислам проявляет уважение к женщине, требуя от нее укрываться? Пожалуйста, дайте логичный, обоснованный ответ. Спасибо.
Ответ:
Хиджаб предназначается для того, чтобы поднять статус мусульманской женщины, сохраняя ее достоинство и честь.
Сокровища драгоценны – так берегите их!
Когда у кого-то есть драгоценный камень или другое дорогостоящее изделие, он непременно охраняет и оберегает его от повреждения. Можно построить специальное место, чтобы хранить его, или поместить его для безопасности в сейф. Можно даже нанять охрану, чтобы обезопасить его от кражи. Это все вполне очевидно для нас и не кажется странным.
Кто-то спросит: «Почему мы сравниваем женщин с драгоценностями или жемчугом? Разве мы тем самым не приравниваем женщин к обычным объектам или материальному имуществу?»
На это я отвечу, что сравнение женщин с драгоценностями или жемчугом не означает, что женщины – это всего лишь объекты или мирское имущество. Главное здесь – то, чем обладает женщина, как упомянуто Аллахом в Его Писании. Аллах предписывает нам, чтобы мы велели верующим женщинам опускать взор, [тем самым] оберегая себя, охраняя свои интимные части тела и защищая свое целомудрие. И отец, и брат, и муж, и сын, и все мы должны посоветовать ей покрыть себя.
Многие крупные корпорации защищают своих акционеров от потерь, однако производят косметику, драгоценности и одежду, которые ударяют по нашим женщинам. Деньги и тщетные желания – это основные причины подобной эксплуатации в современном мире.
Мы можем спросить: «Почему женщины появляются на публике в таком виде, в каком мужчины не видят их даже дома наедине?» Проблема сегодня состоит в том, что общество до сих пор очень далеко от фундаментальных понятий морали и правильного поведения, которое было изначально предписано Всемогущим Творцом Вселенной (Аллахом). И с каждым годом мы видим все больше нарушений норм пристойности в том, что касается одежды и общественного поведения. Модельеры, косметические компании и женские журналы зарабатывают огромные состояния, продавая бедным обманутым женщинам советы о том, как лучше выставить себя напоказ.
Ислам не только определил, что такое пристойная одежда, но и тщательно разъяснил мужчинам и женщинам, как им следует вести себя друг с другом. Например, Коран сообщает нам, как следует себя вести в присутствии противоположного пола: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры»; «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры» (Коран, 24:30, 31).
Таким образом, дело не только в одежде, но и в должном уважении и отношении двух полов друг к другу. Имейте в виду, что Ислам – это не просто еще одна религия. Ислам (покорность, подчинение, повиновение, искренность и Мир с Аллахом) – религия для всех людей и на все времена.
Всевышний Аллах знает лучше.
Islam.com.ua
6 комментариев
Чёткие требования к женской одежде
В Коране — Священном Писании, завершающем цикл Божественных Откровений человечеству, а также в высказываниях заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) четко определены основополагающие требования к женской одежде, суть которых заключается в следующем:
1. Необходимо, чтобы одежда прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук, а также волосы (согласно цитированному выше комментарию к 31-му аяту 24-й суры Священного Корана). Из высказываний Пророка на эту тему можно привести хадис от его супруги ‘Аишы: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут Пророк охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)».
2. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающейся. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал о том, что «одетые и в то же время обнаженные, раскачивающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже его благоухания».
Однажды женщины из племени бану тамим посетили жену Пророка ‘Аишу. На них были тонкие прозрачные одежды. ‘Аиша сказала им: «Если вы верующие мусульманки, то это не та одежда, что подобает вам!». А в другой раз к ней зашла невеста, на которой была накинута тонкая прозрачная вуаль. ‘Аиша, увидев это, сказала: «Кто одевается таким образом, тот не уверовал в истинность суры «ан-Нур»!».
3. Одежда не должна четко обрисовывать формы женского тела.
4. Одеяние женщины должно соответствовать традиционно женскому, а не мужскому стилю в одежде.
Пророк Мухаммад высказывал однозначное и категоричное осуждение в адрес женщин, старающихся походить на мужчин, и мужчин, которые стараются походить на женщин, ибо подобные явления чужды природе человека.
Женская одежда, не соответствующая вышеперечисленным четырем установлениям, противоречит канонам Ислама и ношение ее будет наказуемо Господом в Судный День.
Шамиль Аляутдинов
Шамиль Аляутдинов
Платки лучше покупать в Турции, в магазинах мусульманской женской одежды. Ассортимент огромен. Берите те, что из чистого натурального шелка (цена — от 20$ до 50$). Там же вас научат правильно его завязывать, дабы он не спадал, быстро надевался и снимался. Если у вас есть вкус, то поэтапно приобщив себя к этому, вы станете много красивее и женственнее. Муж будет в восторге.
Шамиль Аляутдинов
Что касается «арабского менталитета», то это несерьезно! Вот танец живота, курение кальяна, чадра, сплошь черные одеяния — это именно арабский (а не мусульманский) менталитет, точнее сказать — часть арабской традиции.
Шамиль Аляутдинов
Вопрос: Каждый день, выходя из дома, чувствую себя уверенно. Но когда возвращаюсь, у меня появляются какие-то непонятные ощущения. Мне кажется, что все смотрят на меня и смеются.
Ответ: Не нужно обращать на это внимания. Вы изнутри должны выработать естественность вашего стиля. Только тот, кто совершенствует и изменяет себя в более правильную, положительную сторону, в состоянии влиять на мир и изменять его.
Если вы будете обращать внимание на такого рода кажущиеся вам вещи и как-то подстраиваться под них, то чувство внутреннего дискомфорта будет постоянно сопровождать вас и нарастать. Учитывайте те обстоятельства и то окружение, в котором вы живете, но не подстраивайтесь под него из-за «непонятных ощущений».
Также нужно принять к сведению, что к концу рабочего дня как мужчины, так и женщины более чувствительны и раздражительны ко всему, особенно если день был тяжелым и малорезультативным.
Что же касается опасений за вас со стороны родителей, то, с учетом реалий нашего нестабильного времени, это нормально и ничего удивительного в этом нет. Помните, что родители всегда желают для своих детей только блага, так заложено самим Творцом. Но и те сложности, с которыми вы сталкиваетесь со стороны родителей, также объяснимы: ведь на протяжении десятилетий мусульманам прививались совсем другие ценности. Даже сегодня то негативное освещение Ислама, которое проходит в СМИ, отпугивает самих же мусульман. Людям в достаточно зрелом возрасте бывает сложно что-то изменить в своей жизни, поэтому наберитесь благоразумия и эрудированности, будьте стойки. Главное — не спорить, не прерывать отношения и не стараться переубедить. Спокойно продолжайте выполнять свою религиозную практику, но делайте это так, чтобы не вызывать раздражения у окружающих. Продолжайте учебу или работу, выполняя их как можно лучше, искренне и ради Всевышнего. Вы знакомы с тем, когда становишься лучшим в сфере своей профессиональной деятельности? Если нет, тогда запишите в свои планы восполнить этот пробел. Тем самым вы продемонстрируете, что религиозная обязательность в виде пяти молитв, поста и т. п. не требуют от человека отшельничества, самоизоляции, иждивенческого образа жизни и значительной затраты времени на выполнение этого, не несет какой-либо угрозы или опасности другим. Со временем ваша стабильность, успехи, выверенное мировоззрение привлекут близких, и, возможно, медленно, но постепенно их опасения и сомнения сойдут на нет.
В Коране есть удивительнейшие аяты 65-й суры, которые в самые сложные минуты вселяют терпение и стойкость: «Кто набожен пред Богом [выполняет обязательное в меру сил и возможностей и удаляется от всего скверного и запретного], тому Всевышний предоставит выход [из любой ситуации] и наделит его уделом оттуда, откуда он не ожидает» (Св. Коран, 65:2, 3).
Шамиль Аляутдинов