Истинное значение хиджры
«И когда наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (Коран, 10:49).
Мы проживаем различные временные отрезки — час, день, неделю, месяц — и часто не замечаем, что по сути прощаемся не с каким-то абстрактным временем, а с конкретными составляющими частями нашей жизни. Каждое уходящее мгновение приближает нас к концу пути — это еще одна перевернутая страница нашей книги, опавший лист с древа нашего жизненного пути. Время будет безвозвратно бежать, пока часы не остановятся для нас навсегда.
Подвести итог
Наступление нового года дает мусульманам повод остановиться и задуматься: что я сделал хорошего и плохого, где я провинился пред Аллахом, а где проявил истинную веру и высокую нравственность?
Преуспевающий и дальновидный бизнесмен всегда анализирует причины и факторы прибылей и убытков, успехов и неудач, чтобы в наступающем году избежать или хотя бы значительно уменьшить предполагаемые потери и, соответственно, умножить прибыль, добиться максимального успеха. Также и искренний мусульманин думает о «прибылях и убытках» Судного дня. В этом смысле долг каждого верующего подвести итог ушедшего года. Точно так же долг всей исламской уммы оглянуться назад: что все мы сделали для решения проблемы Палестины? Что сделали для решения проблемы Ирака, Афганистана, Кашмира?
Разумный и проницательный человек требует расчета с самого себя, он живет и творит ради своей будущей жизни. Тот же, кто строит будущую жизнь на желаниях и мечтах, показывает ущербность своего разума и сознания.
«Они сказали: „Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан“. Таковы их мечты. Скажи: „Приведите ваше дока-зательство, если вы говорите правду. О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены“» (Коран, 2:111-112).
«Этo нe вaши мeчтaния и нe мeчтaния oблaдaтeлeй пиcaния. Kтo дeлaeт злo, бyдeт тoмy вoздaнo тeм жe, и oн нe нaйдeт ceбe зacтyпникa или пoмoщникa помимо Aллaxa. A ecли ктo cдeлaeт чтo-нибyдь блaгoe — бyдь тo мyжчинa или жeнщинa, и oн пpи этoм вepyющий, — тo эти вoйдyт в paй и нe бyдyт oбижeны и нa бopoздкy финикoвoй кocтoчки» (Коран, 4:123-124).
Хиджра
Мусульманин имеет еще один повод, чтобы остановиться и задуматься — это хиджра, великое событие в истории Ислама.
Умар ибн Аль-Хаттаб и сподвижники решили вести отчет летоисчисления мусульманской уммы не с момента рождения или смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение), не с начала его пророческой миссии, не с года победы при Бадре или покорения Мекки, а именно с хиджры — с того года, в котором Посланник и мусульмане переселились из Мекки в Ясриб (Медину). Хиджра произошла в месяц раби аль-авваль, но было решено начать новое летоисчисление с начала года, то есть с месяца мухаррам.
Почему переселение в Медину выделили среди остальных событий как особое и знаменательное? Следует отметить, что хиджру совершали все посланники Аллаха, по крайней мере большинство. Но их переселение не было похожим на переселение пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так, пророк Ибрахим (мир ему) переселялся из одного места в другое, пока не закрепился в одном из городов на территории Палестины, где и встретил последние дни своей жизни. Сегодня этот город назван его именем — Аль-Халиль (Хеврон).
Хиджру совершил и пророк Муса (мир ему), но это произошло задолго до начала его пророческой миссии, когда он непредумышленно убил египтянина и, опасаясь за свою жизнь, был вынужден покинуть Египет и переселиться в Мадиан (территория Синайского полуострова). Здесь Муса (мир ему) провел 10 лет в семье праведного старца, на дочери которого он женился. Пророк был благочестивым юношей, хорошим мужем и зятем, но в эти годы своего переселения он не совершил каких-либо великих деяний.
Хиджра и новое общество
Хиджра Мухаммада (мир ему и благословение) не похожа на хиджру Мусы (мир ему), который так объяснил ее причину: «Я убежал от вас, когда испугался вас». Хиджра Мухаммада (мир ему и благословение) не была вызвана только целью спастись от страданий и гонений, которым мусульмане подвергались в Мекке. Он совершил переселение, чтобы построить новое общество — исламское в полном смысле этого слова. Это было стремление воспитать умму, создать новое государство, основывающееся на божественных законах, гуманизме и нравственности. Вот какую цель преследовал Посланник (мир ему и благословение), совершая свою хиджру.
И действительно, он смог построить такое государство, основать такое общество и воспитать новую умму, которая стала наилучшим человеческим обществом. Но этому крупному успеху предшествовал 13-летний мекканский период, во время которого был заложен мощный фундамент. Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) собирался со своими сподвижниками в доме Аль-Аркама, где разъяснял им принципы и ценности новой религии, чтобы сформировать первое поколение мусульман, которое возьмет на себя миссию распространения исламского призыва во всем мире.
В Мекке Всевышним были ниспосланы около 80 сур Корана. Пророк (мир ему и благословение) читал их своим сподвижникам — они внимали словам Аллаха, жили ради них и претворяли их в своей жизни. Эти люди были проникнуты духом и светом Корана и беспредельно преданны своему Пророку. В этот период ниспосланы аяты: «О завернувшийся в свой плащ! (Мухаммад!) Пpocтaивaй в молитве нoчь, без малого (перерыва) — пoлoвинy ee или немногим меньше, или чуть больше того и читaй Kopaн размеренным чтeниeм. Мы ниспошлем тебе cлoвo тяжeлoe» (Коран, 73:1-5).
Всевышний Аллах подготавливал Пророка (мир ему и благословение) к ожидавшим его тяготам, и Мухаммад готовился, проходя школу ночных молитвенных бдений и школу Корана. Таким образом, мекканский период был периодом построения, воспитания нового поколения и распространением призыва.
Пророк (мир ему и благословение) в это время делал все от него зависящее, чтобы люди узнали о религии Аллаха. Он неустанно проповедовал ее среди своих близких родственников, среди курайшитов и других арабских племен. Он обращался с призывом к племенам, которые ежегодно приезжали для паломничества в Мекку, предлагая им признать его как посланника Бога. Он отправился и за пределы родного города — в селение Таиф, но жители Таифа отвергли призыв Пророка и побили его камнями…
Мухаммад (мир ему и благословение) не отчаивался ни на мгновение, не опускал рук в самые драматичные и тягостные минуты его жизни. Так продолжалось, пока небольшая группа паломников из племен Аус и Хазрадж, живших в городе Ясриб, не прибыла в Мекку. Услышав Пророка (мир ему и благословение), они с радостью открыли свои сердца для Ислама и стали мусульманами. Постепенно их число увеличивалось, и вскоре они дали свою первую присягу Мухаммаду (мир ему и благословение). Затем они присягнули ему еще дважды у местечка Акаба. Во время второй присяги они взяли на себя обязательства принять Пророка и мекканских мусульман как переселенцев у себя в городе и оказать им защиту, равную той, которую они оказывают себе, своим женам и детям.
Как видим, мекканский период послужил основой для будущего переселения мусульман в Ясриб и основания там исламского государства. Не будь этого подготовительного этапа, хиджра не состоялась бы.
Юсуф аль-Кардави
0 комментариев