16 Oct 16:19 avatar

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху»

Религия и мировоззрение: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху»

Поскольку в Исламе нет проповедников или священников, призыв к Богу не является долгом некой отдельной группы людей, которую можно было бы назвать «людьми религии», как в случае других вероисповеданий.

В Исламе каждый человек – человек религии, и каждый будет отвечать перед Богом за то, насколько честно и добросовестно он исполнял свои обязанности.

Долг каждого

Требуя от мусульман признать собственную ответственность в этом отношении, Бог говорит: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман» (Коран, 41:33).

Таким образом, нет необходимости быть великим ученым или правоведом, чтобы призывать к Исламу других. Лучший призыв к Исламу – добрые дела, а не красноречие оратора, который тщетно пытается завоевать умы и сердца людей, призывая их к тому, что на практике не находит отображения в его поведении и характере. Более того, подобные методы неугодны Аллаху, и Он, Всемогущий, говорит:

«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете» (Коран, 61:2-3)

Итак, в исламской истории как нельзя лучше нашла отражение пословица: «Дела говорят громче слов». Особенно наглядно об этом свидетельствует процесс распространения Ислама в немусульманских странах Азии, Африки и Европы благодаря праведному поведению мусульманских купцов, которые торговали с жителями этих стран.

Распространение мирными средствами

К XIV веку с помощью индийских и китайских купцов Ислам проложил себе путь в регионы сегодняшней Малайзии, оттеснив буддизм и индуизм. Малайские феодальные правители начали руководствоваться Исламом как источником права. Именно в этот период Ислам стал неотъемлемой частью малайской культуры и самобытности, хотя многие индуистские и доиндуистские обычаи и традиции продолжали оставаться частью малайского общества.

Мусульманское влияние на Юго-восточную Азию длится уже шесть веков, то есть, оно наблюдалось уже в XV веке. Но по некоторым данным, уже в XII веке исламское присутствие ощущалось в Индонезии – на территории нынешней провинции Ачех и других областях северной Суматры. Впрочем, независимо от того, какой версии отдавать предпочтение, вне всяких сомнений остается тот факт, что многим народам сегодняшней Малайзии, южного Таиланда, Индонезии, Брунея и юга Филиппин потребовалось нескольких столетий, чтобы принять Ислам.

Историк Энтони Рейд (Anthony Reid) отмечает, что в 1500 году исламское влияние давало о себе знать в портовых городах Суматры, Явы и Малайзии. Население Юго-восточной Азии вступало в непосредственные контакты с мусульманскими купцами не только из Индии, но и из Аравии. В Малайзию и Индонезию также приезжали арабские ученые, которые содействовали распространению новой религии.

Успешное привитие Ислама на индонезийской, малазийской и филиппинской почвах во многом произошло благодаря знакомству местного населения со Священным Кораном и другими исламскими книгами и источниками.

Сегодня доля мусульман в Индонезии составляет 90%, более половины населения Малайзии тоже исповедует Ислам. На Филиппинах миссионерская деятельность испанцев, а позднее американцев, оказалась более успешной, поэтому мусульмане составляют здесь лишь 5% населения.

Африка

Распространение Ислама и экономический подъем в мусульманских регионах Африки были одновременно причиной и результатом роста городов. Распространение Ислама сопровождалось развитием культуры – литературы, искусств, наук – а также производства и торговли, велико было его влияние на религиозную, интеллектуальную, экономическую и политическую жизнь этих регионов.

Хотя единое мусульманское правление просуществовало здесь всего около века, Ислам продолжал распространяться, а вместе с ним процветали общество и культура.

До 1500 года религия Ислам получила широкое распространение в регионах, расположенных южнее Сахары. Первым городом, в котором доминировало мусульманское население, стал Гао на реке Нигер в Мали, это произошло до 990 года, когда местный правитель принял Ислам, ставшей религией многих последующих правителей. К 1040 году мусульманские общины появились на территории современного Сенегала, и от них Ислам начал распространяться дальше, на территории нынешнего западного Мали и Гвинеи. После того как в 1076 году Ислам принял народ сонинке в Королевстве Гана, Ислам начал распространяться по берегам Нигера.

В XIII-XV веках существовало исламское королевство в Мали, с 1465 по 1600 год – исламское государство Сонгай. Государство Канем-Борну, расположенное по берегам озера Чад, стало мусульманским после 1100 года.

Как и в Юго-восточную Азию, в Западную Африку Ислам завезли купцы, здесь его сначала принимали правители различных государств, а затем их подданные. В крупных городах, таких как Тимбукту, появились африканские мусульманские ученые, которые трактовали исламский закон и применяли его в качестве судьи. Ислам закрепился в Западной Африке в районе саванны Сахель и вдоль реки Нигер.

Множество известных торговых путей вели в королевство Гана и связывали между собой ведущие торговые центры Африки, такие как Тимбукту в Мали, нынешний Нигер, Триполи и Тунис. В XIV веке все больше мусульман появлялось среди нубийского населения Судана, это происходило за счет иммиграции мусульманских арабских племен. Однако до XVI века правление и влияние мусульман не распространилось южнее Хартума, где встречаются Белый и Голубой Нил.

Onislam.net, islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий