14 Mar 20:57 avatar

Пророк Мухаммад и его народ: мудрость исламского призыва

Пророк Мухаммад (ﷺ): Пророк Мухаммад и его народ: мудрость исламского призыва

Живя в обществе последователей иных взглядов и религий, мусульмане сталкиваются с влиянием этого общества и оказываются перед проблемой сохранения своей религиозной идентичности.


Но, несмотря ни на что, в любых условиях мусульмане обязаны исповедовать и проповедовать Ислам, не отгораживаясь при этом от общества. Да и как можно нести великие ценности Ислама, если ты отвернулся от целевой аудитории и не прочувствовал, чем она живет? Нам никуда не деться, с момента рождения и до похоронной церемонии мы инкорпорированы в общественные институты. Мы лечимся в больницах, учимся в школах и вузах, работаем, ходим по магазинам и пользуемся общественным транспортом точно так же, как и все остальные.

Примерно в таком же положении был и пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в начале пророческой миссии, когда в течение 13 лет в Священной Мекке бок о бок жил с соплеменниками, весьма далекими от Ислама. Его пророческий путь был непростым. Посланник сталкивался не только с непониманием и насмешками, но и с физическим насилием недоброжелателей. Несмотря на это, он выбрал путь терпения и проповеди, любви к людям и смирения, но самое главное, чем отличался Мухаммад (мир ему и благословение) — это мудрость и дальновидность.

Потрясающий пример такой дальновидности и любви к людям он показал в Таифе. На девятом году своей миссии Пророк (мир ему и благословение), преследуемый жителями Мекки, направился в селение Таиф, где проживало племя бану сакиф, но встретил там еще более жестокий прием. Старейшины племени прогнали его и послали подростков забросать его камнями. Избитый он истекал кровью, все его тело было изранено, сандалии от запекшейся крови прилипли к ступням. Однако Посланник (мир ему и благословение) не держал зла на своих мучителей, хотя они стремились унизить его и даже прибегли к насилию. Спустя годы жена пророка, Айша спросила его: «Был ли в твоей жизни день более тяжкий, чем день битвы при Ухуде?» Он ответил:

«Я многое перетерпел от своих соплеменников, но самым тяжким из всех дней был День Акабы (место возле Таифа). Я получил от них такой ответ, которого не ожидал, и пришел в себя только добравшись до горы Карн ас Салиб. И тут мне явился ангел Джибрил и сказал: „Поистине Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними (жителями Таифа) все, что пожелаешь!" А потом ко мне обратился ангел гор: „О Мухаммад! Приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!"»

На это Пророк сказал:

«Нет, я прошу Аллаха лишь о том, чтобы он произвел от них тех, кто будет поклоняться одному лишь Аллаху и никому более!»

Пророк (мир ему и благословение), едва придя в себя, не просто сразу же простил этих людей, но и попросил у Всевышнего милости и величайшего блага для них. Он не желал их погибели, он хотел, чтобы они были вместе с ним в Раю. Пророк не ошибся. После его смерти в день, когда все аравийские племена отступились от данной ему клятвы и не пожелали подчиниться первому праведному халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), только Мекка, Медина и тот самый Таиф остались верны своей присяге и помогли в итоге Абу Бакру победить.

А как поступают многие мусульмане сегодня? Ненавидят иноверцев так, как будто они не такие же люди, как и они, будто они не ходили вместе в детский сад, не учились в школе, не лечатся у них в больницах и не едят хлеб, выращенный их руками. Вы можете себе представить, чтобы так поступал наш Пророк (мир ему и благословение)?

Те мусульмане, которые с ненавистью относятся к иноверцам и пытаются отплатить им по малейшему поводу, на самом деле служат Исламу очень плохую службу, ставя под сомнение проповедуемые Исламом принципы мира и терпимости. И, что более курьезно, многие из «ненавистников» сами еще недавно были очень далеки от нравственных добродетелей Ислама и жили отнюдь не праведной жизнью. А если бы к ним самим в то время отнеслись так, как сегодня они относятся к иноверцам, стали бы они слушать исламский призыв?

Обращаясь к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), Всевышний говорит в Коране:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159).

Сам же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Мусульманин — тот, от чьих рук и языка защищены люди».

Обратите внимание, он сказал «люди», а не «единоверцы»!

Мусульманин должен нести мир и добро, как это делал наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Без этого не то, что исламский призыв невозможен, без этого невозможна нормальная жизнь уммы.

Уместно вспомнить еще один впечатляющий пример мудрости пророка Мухаммада (мир ему и благословение) — в отношении сотни идолов, стоявших вокруг Священной Каабы в мекканский период его пророческой миссии. Этим истуканам, сделанным из камней, дерева и костей поклонялись не только его соплеменники, но и все аравийские племена. Ненавидел ли он идолов? Несомненно! Но он и пальцем не тронул их.

Пророк часто молился Всевышнему Аллаху у Священной Каабы, а вокруг него стоял целый языческий пантеон, и он не обращал на них никакого внимания, ибо его сердце и мысли были заняты поклонением Аллаху. Он, как никто другой, понимал, что все эти идолы — лишь бездушные изваяния. Мог ли пророк под покровом ночи собрать своих сподвижников, сильных, смелых мужчин, и разрушить этих идолов? Гипотетически — мог, это было вполне под силу, идолы не дают сдачи. Но помогло бы это исламскому призыву? Нет! Это возмутило бы соплеменников и озлобило бы их, они перебили бы всех мусульман, а потом сделали бы себе новых идолов. Что сделал Пророк (мир ему и благословение)? Он с открытым сердцем проповедовал Ислам и нес добро людям. В итоге, через пару десятков лет те, кто поклонялся идолам, разрушили их своими руками, уверовав во Всевышнего Аллаха.

Это — путь Пророка и наш путь. Не путь насилия и ненависти к людям, но путь добра, мудрости, терпения и веры. Будьте как Мухаммад (мир ему и благословение), учитесь у него мудрости и дальновидности. А вообще, я бы всем мусульманам прописал тщательно и вдумчиво читать сиру — жизнеописание Пророка — это помогло бы нам правильно жить в этом сложном и многогранном мире.

газета «Арраид», №2 (172), 2014 г.

0 комментариев

Оставить комментарий