Аяты Корана: о конечном успехе
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 185)
Это аят из заключительных стихов суры «аль Имран» («Семейство Имрана»), в котором содержится 200 аятов. Эта сура была ниспослана в Медине. И так же, как и во всех остальных мединских сурах, она касается формирования и поддержания морального облика мусульман.
Сама сура может быть рассмотрена как продолжение предыдущей суры «аль Бакара» («Корова»). В ней мусульмане названы общиной, на которую возложена миссия быть образцом и лидером человечества. Здесь, согласно некоторым ученым, Всевышний призывает мусульман противостоять слабости и унынию, которые одолели их после битвы при Ухуде. Всевышний Аллах также призывает их преодолевать мирские слабости и сохранять достоинство, чтобы выполнять свои обязательства.
С момента рождения начинается наш путь к смерти. Это то, что известно каждому человеку, но в то же время люди склонны отодвигать этот факт «за угол» сознания. Аят 185 начинается с этих слов: «Каждая душа вкусит смерть». Нет сомнения в этом, смерть – естественное завершение человеческой жизни. Далее Всевышний Аллах говорит, что в день Суда нам воздастся сполна по заслугам. Те, кто прожил свою жизнь в стремлении уберечься от Огня и попасть в Рай, будут из числа спасенных. День Суда станет для них днем их вознаграждения и их победы.
В этом аяте также есть «намек» на веру в Последнюю жизнь. Ведь несмотря на то, что смерть – конечный путь земной жизни, это начало жизни последующей. И наш успех в земной жизни не гарантирует нам успеха в Последней жизни. Быть богатым, иметь большую семью, престижную работу, звания не значит, что все это человек получил заслуженно. Но до тех пор пока он не станет использовать эти блага ради довольства Аллаха, они могут быть не более чем кандалами, которыми привяжут его к огню ада.
Настоящий успех не в накоплении признания, денег, имущества. Все это мирские иллюзии. И одно из ложных убеждений – думать, что количеством мирских благ и определяется счастье. Это не более чем наущения сатаны, которыми он пытается увести многих из нас с прямого пути.
В достоверных хадисах мы можем найти множество высказываний Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые усиливают эмоциональный посыл этого аята. Например, в одном из хадисов говорится, что Рай окружен трудностями, а Ад – соблазнами. Также в хадисе от Амра ибн Ауфа, сообщается: «(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Абу Убайду бин аль-Джарраха в Бахрейн, чтобы он привёз джизью (, собранную с жителей этой области).
Когда Абу Убайда привёз деньги из Бахрейна, ансары узнали о его приезде и явились на утреннюю молитву с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. После того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провёл с ними эту утреннюю молитву, он (хотел) пойти (по своим делам), но они подошли к нему. Увидев их, он улыбнулся и сказал: «Я думаю, вы услышали о том, что Абу Убайда что-то привёз из Бахрейна».
Они сказали: «Да, о посланник Аллаха!» На это он ответил: «Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! (Однако,) клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их!» (Аль-Бухари; Муслим)
Поглощение мирским успехом препятствует выполнению обязательств перед Всевышним. Потеря последней жизни – расплата за потерю самого себя в пучине мирских иллюзий. Ислам не призывает нас вовсе отказаться от этого мира, но призывает к тому, чтобы мы блага использовали на пути служения Всевышнему. Ведь успех, основанный на игнорировании обязательств перед Аллахом, обманчив.
К примеру, наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до ниспослания ему откровения занимался торговлей и был успешным купцом, как и многие другие мекканцы. Когда он получил послание от Всевышнего, он использовал все свои средства на достижение довольства Аллаха. Наша задача – сохранять баланс между мирским и вечным. Мы можем жить достойно в этой жизни, сохраняя наши сердца покорными Аллаху. Мы можем использовать свое состояние, чтобы «катапультироваться» к вечному преуспеянию.
Это мир, как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является тюрьмой для верующего и раем для неверующего. Для нас это место испытаний и проверок. И те, кого испытывают богатством и престижем, подвергаются не меньшему испытанию, чем те, кого Всевышний испытывает нищетой и болезнями. Поэтому мирские блага нельзя считать мерилом успеха. Истинный успех, как сказано в аяте, обретают только те, кто будет отдален от Огня и введен в Рай.
Ася Гагиева, islam-today.ru
0 комментариев