12 Jun 02:17 avatar

Что представляет собой мусульманский пост?

Пост и Рамадан: Исламская практика: Что представляет собой мусульманский пост?Пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста — временное лишение себя определенных благ, как форма поклонения Господу и выполнение Его велений.

«О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.

Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!

Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!» (Св. Коран, 2:183 — 185).

«Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас...»

Заповедь о посте была одним из важных установлений, данных Господом Моисею и Иисусу. В иудейской традиции существует практика сорокадневного поста по примеру Моисея, который до получения скрижалей Завета «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Втор., 9:9). Этот же пост соблюдал Иисус, начиная свое пророческое служение (Мф., 4:2).

В отличие от исламского поста в месяц Рамадан, предполагающего не только полный отказ от пищи от рассвета до заката, но и иные установления, в современной христианской традиции пост подразумевает лишь определенные ограничения в пище. Например, в православном христианстве пост бывает нескольких видов: очень строгий (употребление только сырой растительной пищи), строгий пост (употребление всякой вареной растительной пищи с растительным маслом), обычный пост (помимо того, что едят в строгий пост, можно есть и рыбу), ослабленный пост (употребление любой пищи, кроме мяса). Самым важным в Христианстве считается Великий пост, который продолжается семь недель и относится к категории строгого поста.

Что касается соблюдения иудеями и христианами иных, добровольных, постов (например: пост по случаю смерти кого-либо, по случаю разрушения Иерусалимского храма, Рождественский и Успенский посты и т. д.), то такие практикуются и в исламской традиции. Например, пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа), день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) и т. д.

«Возможно, вы будете богобоязненными»

На протяжении всего своего жизненного пути верующий должен вести праведный образ жизни, хотя бы стараясь, прикладывая усилия для изменения себя в лучшую сторону. Благословенный месяц Рамадан, наиболее способствующий этому, необходимо проводить в посте, стремлении совершать богоугодные дела, благодаря при этом Творца за предоставление такой возможности.

Если человек, по милости Всевышнего, застал Рамадан в добром здравии, он обретает возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности, обязуясь исполнять то, что заповедовал Господь  . Не нужно бояться обратиться к Нему с покаянием, сколь бы великими ни были наши грехи. «Поистине, Всевышний Всепрощающ, Всемилостив» .

Рамадан — месяц поста, милости и прощения. Простим же каждого, кто причинил нам зло словом или делом: «И устремляйтесь (спешите) к прощению от вашего Господа и к Раю, широта которого — небеса и Земля, Раю, уготованному для богобоязненных людей. [Прощение и райская обитель уготованы для тех] кто (1) расходует [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляет (сдерживает) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеет прощать. Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит делающих добро» (Св. Коран, 3:133, 134). Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им».

Известно, что посланник Господа проводил ночи Рамадана, читая Священный Коран, вникая в его сокровенный смысл. Всем нам следует стремиться наполнить часы этого месяца чтением Священной Книги, являющейся напоминанием о важном и ценном.

Несомненно, месяц Рамадан является временем проявления щедрости и милосердия. Следует прилагать усилия к наиболее искреннему проявлению этих качеств в своих поступках и деяниях. В хадисе сообщается: «Посланник Господа был наищедрейшим человеком. И щедрее всего он был в [месяц] Рамадан...» 

Этот месяц дарует две радости. По этому поводу пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «У постящегося две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстанет пред Всевышним [в Судный День] и порадуется за соблюденный им пост» /7/ . Первая радость — когда наступает время разговения и становится дозволенным запрещенное в светлое время дня: вкус воды, еды ощущается подобно тому, как открывается для нас заново во всем своем великолепии. Под второй радостью в хадисе подразумевается радость, которую человек, соблюдавший пост в земной жизни, испытывает в Судный День, когда воздастся ему за дела мирские.

В чем же польза поста? Она многогранна. Пост полезен в духовном и социальном плане, а также с точки зрения медицины. Постящийся человек становится богобоязненным, исполняет то, что повелевает Всевышний, отказывается от запретного. Тем самым постящийся спасает себя от наказания Ада и обеспечивает себе благополучие в этой и в вечной жизни. Пост вырабатывает силу воли, приучает к преодолению трудностей, отказу от порочных привычек и страстей. В период поста человек учится контролировать себя. При этом постящийся осознает милость Всевышнего к нему, ибо, ощутив голод и жажду, затем, утолив их, понимает, насколько милостив Господь. Одновременно происходит побуждение к благодеянию в отношении бедняков и нуждающихся: острее осознается их обездоленность, изыскивается возможность оказать им посильную помощь .

Особенно важно осознание того, что постящиеся равны пред Господом и отличаются лишь степенью богобоязненности , духовной наполненности внутреннего мира и умением стремиться, достигать, преодолевать и не бояться, делая это не в угоду другим, а пред Богом, Господом миров.

Более того, пост содействует единению людей — ведь они и постятся, и разговляются одновременно, ищут возможности для совместного совершения добрых дел, угодных Всевышнему. Состояние спокойствия, умиротворения и благожелательности, которое человек обретает в дни месяца Рамадан, у многих сохраняется и в последующий период.

umma.ru

0 комментариев

Оставить комментарий