Ихсан: добродетель и совершенство
Одно из значений ихсана – совершение добрых дел
Ихсан – это одно из тех слов, которые имеют обширный и глубокий смысл и трудно переводится с арабского. В Коране мы читаем:
«И Аллах даровал им воздаяние в жизни земной и лучшую награду в загробной жизни. Воистину, Аллах любит добродеющих!» (Коран, 3:148).
Мухсин – это тот, кто щедр, совершает добрые дела, а ихсан – это добродетель как таковая. Ихсан также означает «совершенствовать», «превосходить» или «демонстрировать умение (сноровку) и совершенство». Поэтому можно считать, что арабское слово ихсан имеет двойное значение – добродетель и совершенство.
Нам, мусульманам, необходимо стремиться достичь превосходства, умения и совершенства во всех совершаемых нами делах.
Цивилизация не поднимется, если люди не делают все возможное для достижения лучших результатов в любых делах. Если вы учащийся, вам следует не просто прилагать старания лишь чтобы сдать экзамены, а стремиться действительно повышать свои знания на протяжении всего учебного года, а в конце него доказать, что в ходе учебы вы достигли наилучших для себя результатов. Если вы преподаватель, то вам ни в коем случае не следует лишь стоять перед классом и давать урок, а следует делать все возможное, чтобы позитивно повлиять на ваших учащихся и прибавить им знаний. То же самое касается и всей вашей производственной деятельности. Не делайте лишь что-то красивое на вид, но работающее лишь половину положенного ему срока.
Может показаться, что это общие правила поведения, которым каждый должен следовать независимо от своей веры; однако это еще и основополагающие принципы поведения в исламе. Вот что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):
«Воистину, Аллах любит, когда кто-то из вас делает работу и при этом совершенствует ее».
К сожалению, некоторые мусульмане забыли это положение и отказались от него. Однако Запад осознал важность качества и совершенства, и западная цивилизация выросла и окрепла благодаря их применению. Это Божий закон, который равно применим и к мусульманам, и к немусульманам: если вы совершенствуете то, что делаете, то вы улучшаете и свое состояние, и окружающую вас среду. Это касается всех людей независимо от веры, как касается всех нас закон тяготения.
Было проведено исследование для подсчета количества часов, которые ежедневно отрабатывают служащие в разных странах мира: не количество часов, которое они проводят на рабочем месте, а чистое время, фактически затрачиваемое на выполнение работы (т.е. после вычета времени на обеденный перерыв, разговоры и пр.).
Если некоторые страны Запада и Япония достигли в этом высоких показателей, т.е. 8 часов, то для некоторых мусульманских стран это время равнялось всего лишь 5-12 минутам! И можно ли ожидать, что Аллах даст мусульманам победу и позволит им возглавить мир, если в мусульманских странах работают меньше часа в день? Мы не применяем это Божье правило, и поэтому наше положение будет таким, какое оно есть.
Нам в нашей жизни нужно больше ихсана, причем в двух его значениях – как добродетель и как совершенство. В Коране сказано:
«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, – быть может, вы последуете совету» (Коран, 16:90).
Постоянный ихсан – это то, что предписывает нам Всемогущий Аллах. Почему же тогда мы, мусульмане, самые ленивые и небрежные? Разумеется, что не все мусульмане такие, но, по-видимому, это характерно для нашего нынешнего состояния уммы.
Некоторые страны славятся определенными видами продукции, поскольку они совершенствуют их и добиваются высшего их качества. К примеру, вы знаете японскую электронику, итальянскую обувь и швейцарские часы, армейские ножи и сыр. А что можно сказать о мусульманских странах? Сколько видов продукции мы усовершенствовали до такой степени, что потребитель покупает их, будучи уверен, что они лучшие на рынке? Прогресс и обретение подобной репутации – это понятие не из «современного мира», а из мира исламского; оно заложено в нашей религии.
Кто-то однажды сказал мне: «Спасибо Богу, что немусульмане на Западе достигли такого прогресса и каждый день изобретают все новые вещи, а мы можем просто пользоваться всем этим без всякого труда и поэтому имеем больше времени для поклонения Аллаху!» Сперва я подумал, что он шутит, но, к сожалению, он не шутил. Он забыл, что работа – это одна из форм поклонения Аллаху, если ее выполнять с верными намерениями. Аллах ведь наказывал Пророку в Коране:
«Скажи [, Мухаммад]: «Действуйте, ведь Аллах, Его Посланник и верующие увидят ваши деяния. Вы предстанете перед Тем, кто ведает тайное и явное»» (Коран, 9:105).
Мусульмане обязательно должны участвовать в созидании лучшего мира. Поклонение Аллаху состоит не только в совершении ритуалов. К примеру, ежедневное хождение в школу или на работу – это одна из форм поклонения, если вы это делаете с намерением повиноваться Аллаху, обретать знания, дабы улучшить жизнь мусульман и всех людей, а также являть собой пример мусульманской добропорядочности. Если у нас нет успехов на передовой линии, как тогда нам привлечь в ислам немусульман?
Одно из значений ихсана – совершение добрых дел, но, совершая добро, мы должны еще и совершенствовать его. К примеру, приветствие другого мусульманина словами «ас саляму алейкум» (мир тебе) – это доброе дело, но будет гораздо лучше, если произносить это приветствие полностью, т.е. «ас саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух» (мир тебе, и милость Аллаха и Его благословения). Можно даже подняться еще на шаг – произнеся приветствие и обменявшись рукопожатиями, и даже сделать его еще более совершенным – если при этом еще и улыбнуться. Таким вот образом мы должны стараться достичь совершенства и превосходства во всех наших делах. Мы это должны делать непрерывно и везде, будь то религиозные ритуалы, работа, отношения между людьми и пр. Нам нужно стараться воплотить ихсан во все наши дела.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) разными способами и при разных случаях призывал нас добиваться совершенства. Особенно интересным является одно из изречений Пророка, касающееся ихсана. Чтобы вы смогли понять, что имел в виду Пророк (мир ему и благословение), мы просим вас прочитать пояснение после него:
«Востину, Аллах предписал ихсан во всем. Итак, коль убиваете – убивайте правильно; а коль совершаете забой – забивайте правильно. Пусть каждый из вас заточит свой нож и даст забитому животному спокойно умереть» (Муслим).
Можно спросить, а почему Пророк (мир ему и благословение) не сказал: «Коль молитесь – молитесь правильно, и коль держите пост – держите пост правильно»? Почему «убивайте» и «совершайте забой»? Знаете ли вы, почему пророк Мухаммад (мир ему и благословение) упомянул в этом хадисе о забое? Совсем не потому, что мусульмане кровожадны, а потому что вы, забивая животного, доводите его до смерти.
Ну и что с того, скажете вы, какая разница в том, правильно я его убил или нет, ведь в любом случае оно умрет безо всяких «дурных мыслей» об этом. И будете неправы, ибо мусульманин не так смотрит на вещи. Мусульманин должен воплощать совершенство во всех своих делах, даже когда речь идет о последних секундах жизни животного. Если вы, убивая животное, обращаетесь с ним гуманно, вы наверняка будете обращаться с ним еще лучше, покуда оно живо, – будете ухаживать за ним и кормить.
Пророк (мир ему и благословение) не учил нас этому лишь на словах. Он разъяснял практические шаги для достижения такого умения (затачивая лезвие и избавляя животное от страданий). Это показывает нам, что умение – это не просто «идея», что нужно еще и учиться тому, как ее применять.
Еще один пример касается развода. Обычно развод связывают со спорами, перепалками и походами в суд. Но взгляните, что говорит Аллах:
«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Вам не дозволено удерживать что-либо из дарованного [в качестве калыма], если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом. А если же вы (т. е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод [за счет оговоренного при замужестве калыма]. Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха – нечестивцы» (Коран, 2:229).
Даже во время развода человек должен сохранять в себе ихсан. Ведь если вам это удается во время развода, то наверняка удастся в счастливом браке. В Коране и изречениях Пророка даны примеры чрезвычайных жизненных случаев. Если вы можете достичь ихсана в этих случаях, то наверняка достигнете его и в обычной обстановке.
Пророк Юсуф (мир ему) был несправедливо заключен в тюрьму. Его ложно обвинили в попытке изнасиловать жену министра. Это было позорное обвинение, но он был терпелив. Много лет спустя, когда он все еще находился в тюрьме, ему сказали, что фараон египетский видел сон: «Царь [Египта] однажды сказал: «Видел я [во сне]: семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых колосьев и семь высохших. О приближенные! Разъясните мое сновидение, если вы умеет толковать сны»».
Юсуф (мир ему) знал, что это означает голодомор, который продлится семь лет. И что он сделал? Попросил ли он, чтобы его сперва освободили? Решил ли он не говорить им, что это означает, дабы все неверующие умерли с голоду? Нет, вместо этого он показал нам свой ихсан. Не ставя никаких условий, он истолковал им сон: за семью годами процветания последуют семь лет голодомора и засухи.
Он поведал не только это, но и подсказал им, как преодолеть эти наступающие невзгоды, хотя его об этом и не просили. Он расписал им, что они должны делать в следующие 15 лет. Он наказал им как можно продуктивнее трудиться в первые семь лет и как можно меньше потреблять, чтобы иметь достаточно пищи для прожитья в течение семи лет засухи.
Далее, когда он (мир ему) был освобожден из тюрьмы и стал управителем земледелия и ремесел, то организовал хранение пищи и ее распределение в течение вторых семи лет. Поскольку по всему Ближнему Востоку была засуха, он внедрил порядок, по которому другие страны могли обменивать любые из произведенных в них товаров на египетское зерно. Он сделал это, чтобы побудить их к производительному труду, после чего они будут воспринимать полученную из Египта пищу как результат торгового обмена, а не как пожертвование. И при этом он не смотрел, что они неверующие. Это послание всем нашим братьям и сестрам, живущим в немусульманских странах. Где бы вы ни были, вы должны проявлять конструктивность и деловитость, поскольку вы мусульманин.
Между тем, лучшая форма ихсана – это ихсан в ваших отношениях с Аллахом, вашим Создателем: поклоняйтесь Аллаху так, как будто вы его видите, и хотя вы Его на самом деле не видите, всегда помните, что Он видит вас.
Превосходство ведет к совершенству, а совершенство – это наша конечная цель. Мы стремимся совершенствовать свой характер, чтобы достичь высочайшего положения пред взором Аллаха, а также совершенствовать все, что нас окружает, и работать так, чтобы не чувствовать стыда, когда будем преподносить результаты этого нашего труда Аллаху, Посланнику и верующим.
Те, кто достигает превосходства и совершенства в этом мире, возглавит остальных, ибо так гласит Божий закон, и если нас возглавит кто-либо другой, мы всегда будем отставать. Поэтому мы должны изменить свое нынешнее положение, и когда это произойдет, Аллах изменит положение всей нашей уммы, и мы тогда возглавим этот мир, инша Аллах.
ИсламОнлайн
0 комментариев