Тарик Рамадан о стремлении к знаниям
Учащиеся, будьте осторожны!
Пророк (мир ему и благословение) просил:
«Аллах, просим тебя о полезном знании».
Это значит, что знание – не что иное как средство.
Никогда не следует поклоняться знанию.
Используйте знание как средство, которое ведет вас к Аллаху, но не начинайте поклоняться знанию как таковому. Если вы будете это делать, вы заблудитесь и потеряетесь. Есть такая китайская поговорка: «Когда мудрец показывает пальцем на луну, безумец смотрит на палец» — глупый человек всегда «смотрит на палец».
Поклоняйтесь Аллаху и применяйте ваше знание для лучшего поклонения. Не поддавайтесь неутолимой жажде знаний, не будьте одержимы идеей, что тот, у кого есть знания, достоин не просто уважения за то, что он может быть средством приближения к Аллаху, но почитания и поклонения.
Это заблуждение.
Ученые на службе у людей
Ученые среди людей должны служить этим людям. Почему? Потому что они показывают дорогу к Аллаху. Мы здесь, чтобы поклоняться, а не служить себе или чтобы нам служили другие. И единственное, что может помочь ученым стать такими, например, вам, это изменение нашего отношения к ученым. Вы должны изменить ваше отношение, продолжая задавать вопросы и уважать, но при этом сохраняя критический подход, потому что в итоге все мы получаем то, чего заслуживаем. Община будет иметь ученых, которых она заслуживает, потому что если вы задаете вопросы и не слышите ответов, если вы не приходите с глубокими вопросами, то вы будете получать поверхностные ответы.
То есть, в конце концов, авторитет ученых находится на уровне вопросов общины. Так что это задача, по крайней мере, для студентов. Если вы учитесь, вы должны обладать этим критическим мышлением, уметь сохранять критическую дистанцию, не допускать эмоциональности, попытаться понять, владеть этим духовным разумом. Вот в этом сегодня заключается наша задача. Вы должны уметь использовать знания, полученные в ответ на ваши вопросы, чтобы пойти в мусульманскую общину и отвечать на ее вопросы.
Существует конфликт эго. Могу вам сказать, что иногда, когда я прихожу на какое-нибудь из подобных больших собраний, я уезжаю через два часа и не всегда бываю доволен собой, и не всегда доволен братьями и сестрами, потому что иногда я чувствую, что происходит некий конфликт эго. Я могу вам сказать, что иногда заставляет меня расстраиваться: иногда я говорю о том, что необходимо следовать по стопам Пророка (мир ему и благословение), и чувствую, что людям, которые уходят, возможно, иногда следовало бы вернуться к сути того, что значит «следовать». Потому что это действительно важно, и мы должны прийти к пониманию того, что это значит.
То есть знания нам нужны не для того, чтобы подчинить других, не ради нашего эго, не ради денег или должностей. Это все неважно. Многие студенты задают очень важные вопросы. Чего вы хотите? Что вы будете с этим делать? Почему вы здесь? Почему вы здесь, когда многие люди не могут присоединиться к нам, многих здесь нет, а они хотели бы быть. Сейчас вы здесь, а что вы будете делать со всем, что вы услышали здесь, завтра или послезавтра? Есть определенная точка отсчета во всем, что мы делаем. Могу вам сказать, что при всей вашей свободе, при всех ваших возможностях доступа к книгам, библиотекам, книжным магазинам и Интернету, вы недостаточно читаете. Вы недостаточно занимаетесь образованием.
Будьте осторожны, эти конференции опасны, если вы пользуетесь ими только, лишь бы приехать, и считаете, что выполнили ваш долг, придя сюда и получив какие-то знания. Это очень поверхностное отношение. Это может стать просто модой, новым увлечением. Вы должны приезжать сюда, чтобы напитывать ваши умы и сердца вопросами, потому что завтра вы должны будете возвращаться к книгам. Я здесь для того, чтобы дать вам понять, что вам нужно больше знаний, вы должны приехать домой, взять книги и начать работать. Это собрание должно дать вам чувство потребности в новых знаниях. Возвращайтесь домой, покупайте книги и пытайтесь составить свое мнение. Уровень грамотности даже среди читающих людей в США и Европе становится с каждым годом ниже и ниже. Люди меньше читают. Каков ваш вклад? Мы знаем, что Коран говорит: «Читай во имя Господа твоего». Мы должны читать и прочесть много книг, но мы этого не делаем.
Итак, мы хотим иметь поверхностные обязательства к нашей религии. А они весомые. «Мы ниспошлем тебе весомые слова». Это все о знании. Если ты хочешь изменить мир, измени свой разум, создай свой разум, свой интеллект.
Мусульмане должны иметь семь качеств
Первое — уверенность. Будьте уверены. Это ваша вера, она идет от Аллаха. Доверяйте Ему и просто будьте уверенными. Уверенность означает, что вы не реагируете эмоционально: «когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир”!». Моя уверенность – это не агрессивность. Моя уверенность – это спокойствие, тишина, благополучие.
Второе — последовательность. Это означает, что ислам – прекрасен, но не все мусульмане хороши и прекрасны. Последовательность означает, что мы должны признавать провалы. Мы должны признавать слабости. Мы должны признавать, что иногда мусульмане поступают плохо. Такая последовательность важна в сочетании с критическим мышлением. Следует ставить под вопрос наше поведение во имя наших принципов.
Третье – коммуникация. Пусть общество слышит вас. Мы живем в обществах, откуда исчезает понятие критических дискуссий. Вы должны участвовать в конференциях, организующих дебаты, не только по исламу, но и по всем вопросам: социологии, социальным проблемам, расизму, глобальному потеплению. Устраивайте дебаты. Будьте людьми, способствующими интеллектуальному творчеству. Членами общества, которые выступают со своими идеями и начинаниями. Устраивайте дискуссии в школах и университетах, и не только об исламе, потому что мы создаем впечатление людей, которых волнует только ислам и мусульмане. Как будто все остальное неважно. Мы должны быть коммуникабельными.
Четвертое — это участие. Наше существование это дар и мы должны давать что-то в ответ.
Пятое — творчество. Я бы хотел, чтобы в этот зал съезжались люди, которые пишут стихи и прозу. Умейте продвигать какие-то идеи, основанные на наших принципах. Вы имеете все навыки. Занимайтесь этим. Это нужно мусульманской общине.
Принципиальность – это шестое качество. Умейте сказать «нет». Если вы преданы вашей стране, эта преданность должна быть критичной. Не нужно слепой преданности. Могу вам сказать: я никогда не согласился бы приехать в США, если бы за это надо было заплатить молчанием по палестинскому вопросу. Я предпочел бы никогда не приезжать, чем молчать об этом. Просто потому, что это неправильно. Подумайте об этом. Очень легко демонстрировать свою смелость, но быть смелым и делать свое дело каждый день в своей жизни – это действительно достижение. Никогда не молчите о несправедливости в отношении мусульман, или в отношении тибетцев, или африканцев в Конго, где убивают людей.
Последнее качество – оно лежит в самой сути нашей дискуссии – это сострадание. Будьте добры к вашим братьям и сестрам, все должно преподноситься в этой оболочке. Прощайте и будьте сострадательными. Излучайте любовь и пусть люди поймут, что, в конце концов, все, что мы пытаемся делать – это нести мир, а не то, что всегда о нас говорят. Быть мусульманином трудно, но, пожалуйста, сохраняйте положительный настрой.
Тарик Рамадан, onislam.net, islam.com.ua
2 комментария
Равнодушие к знаниям — одна из острых проблем современной уммы. Молодежь больше всего интересуют материальные ценности. Все хотят побыстрее заработать, не прилагая никаких усилий, побыстрее понакупить всякой ерунды, которая по большей части и не пригодится, и доказать всем окружающим какие они крутые. В то время как самый ценный ресурс, которыми мы обладаем, — бесценное время — тратится направо и налево. Мало кто хочет оставить след на этой Земле путем написания полезной книги, открытия научной теории, создания полезных инновационных технологий и т.п.
Распространения исламских финансов.) Но согласись, финансовые средства и богатые люди, которые тартят деньги не на роскошь, а на семью, общество, действительно стоящие проекты тоже необходимы.