Что Ислам дает человеку?
Главное, что даёт человеку Ислам – это правильные убеждения, которые должны сделать его счастливым как в этой жизни, так и в вечном мире. В этой статье мы поговорим о том, как убеждения отражаются в реальной жизни человека и общества.
Ислам дает мотивацию
Главными ценностями для большинства современных людей являются имущество и власть. Их наличие или отсутствие диктуют сегодня характер отношений между людьми и определяют значимость человека в обществе.
Аллах говорит:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами…» (Коран, 3:14).
Несправедливое распределение «главного в жизни» обессмысливает существование тех, кто много трудится и мало имеет. Им кажется, что жизнь проходит мимо, и они не принимают в ней должного участия.
Ислам устанавливает иные приоритеты. Главные устремления мусульманина – довольство Всевышнего и Рай. Вопреки устоявшимся стереотипам, такой расклад способствует социальной активности человека, потому как, согласно шариату, эти цели могут быть достигнуты только через созидание и подчинение закону.
Аллах говорит:
«Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады» (Коран, 85:11).
Вера и праведные деяния являются залогом успеха человека в этом и вечном мирах.
Праведные деяния, выражающие отношения между людьми, – это проявление заботы об окружающих, помощь в решении проблем, щедрость, мягкость, поддержание добрососедских отношений, родственных связей…
Аллах говорит:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и тем, кто вам принадлежит. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (Коран, 4:36,37).
Праведные деяния, выражающие общественные отношения, касаются брачных, торгово-финансовых, государственных и других отношений. Различные акты и сделки могут быть праведными деяниями, вызывающими довольство Всевышнего и приближающими к Раю, если мусульманин заключает их, подчиняясь Аллаху, соблюдая условия и требования шариата.
Наряду с количеством, ислам придаёт большое значение качеству праведных деяний.
Если относительно количества праведных деяний обладатели имущества и влияния имеют некоторое преимущество перед малоимущими, то относительно искренности, которая имеет различные степени, равны все. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах, Всеблагой и Всевышний, запишет у Себя совершение целого доброго дела; если же человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел» (Аль-Бухари, Муслим).
Пророк (мир ему и благословение) также сказал:
«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что (играючи) положишь в рот своей жене (кусочек еды)» (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, ислам даёт человеку возможность приобщиться к самому ценному из того, что есть в этой жизни, – к поклонению Всевышнему Аллаху.
Ислам позволяет любому человеку при меньших возможностях сделать больше других. Всевышний Аллах говорит:
«Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (Коран, 2:148).
Богатые и бедные, сильные и слабые, независимо от цвета кожи, национальности, пола, возраста, прошлого… могут присоединиться к этому самому важному в жизни соревнованию.
Ислам укрепляет семью
Семейные взаимоотношения – одна из важных форм поклонения Всевышнему Аллаху. Аллах говорит:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Коран, 30:21).
На защиту института семьи направлено множество правовых шариатских норм, таких как, например, запрет интимных отношений вне брака, а защита потомства является одной из пяти основных целей шариата.
Семья в рамках ислама имеет свою специфику. С одной стороны, шариат предусматривает главенство мужа над женой:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (Коран, 4:34).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Любая умершая женщина (мусульманка), муж которой был ею доволен, войдет в Рай» (Ат-Тирмизи).
Именно на мужчине лежит обязанность обеспечения семьи по мере его возможностей.
Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к одному из своих сподвижников, сказал:
«Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам» (Абу Дауд);
«…что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» (Ат-Тирмизи).
С другой стороны, шариат накладывает на мужа огромную ответственность. Аллах говорит:
«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Коран, 4:19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит мусульман быть терпеливыми и снисходительными по отношению к своим жёнам, идти им навстречу и даже исполнять их женские капризы:
«Женщина подобна ребру: если попытаешься выпрямить ее, то сломаешь, а если пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на ее кривизну» (Аль-Бухари, Муслим).
Ислам не только обязывает мужчину хорошему обхождению с женой, но и делает эти отношения одним из основных показателей силы его веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ат-Тирмизи).
Наделив человека сексуальными потребностями, Всевышний Аллах запрещает их удовлетворение вне брака:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран, 17:32).
Интимные же отношения между супругами подобны милостыни, и за удовлетворение друг друга они получают вознаграждение Всевышнего Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«…и даже совершение любым из вас с женой полового сношения – это садака (милостыня)!» Его переспросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свое желание, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).
Ислам укрепляет связь между людьми
Близкие отношения между людьми в окружающем нас обществе, как правило, складываются на основе взаимовыгоды, социального статуса. Реже – по интересам. Чиновники дружат друг с другом, а их дети – с их детьми. Такие качества, как надежность, честность, доброта, бескорыстность… без большого кармана стали неактуальными. Люди разучились доверять друг другу, безвозмездно помогать, быть искренними. Разучились, потому что не находят ответа на вопрос: зачем?
Ислам отвечает на этот вопрос. Отвечает так, что искренность и бескорыстность становятся выгодными и даже более ценными для мусульман, чем отцовство чиновников для их детей.
Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, верующие – братья» (Коран, 49:10).
Исламское братство является пунктом убеждений мусульман. Пунктом, предусматривающим права и обязанности по отношению друг к другу.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрет, то проводи его в последний путь» (Муслим).
Искренняя любовь мусульман друг к другу является условием полноценности их веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
Ислам укрепляет характер
Считающие земную жизнь и ее блага высшими человеческими ценностями слабы перед жизненными испытаниями и трудностями, которые они воспринимают как личные неудачи и трагедии, отнимающие у них самое дорогое.
Согласно шариату, и трудности, и благоденствие являются испытаниями, достойное перенесение которых вознаграждается Всевышним. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим);
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари, Муслим).
Ислам бескомпромиссен по отношению к преступлениям и грехам. Подчиняясь Всевышнему, мусульмане способны на многие поступки, на которые люди не способны ради сохранения здоровья, имущества и времени. Укрепляясь в исламе, человек легко оставляет вредные привычки, от которых не мог избавиться в течение многих лет: курение сигарет, употребление спиртного и даже наркотиков.
Аллах говорит:
«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (Коран, 4:29).
ansar.ru
0 комментариев