Взятки по Исламу
Взяточничество — это должностное преступление. Взяткой являются деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.
В Священном Коране о запрете взяточничества говорится следующее:
«Пусть же одни из вас беззаконно не поедают имущества других. После чего вы идете и передаете это [часть награбленного] представителям власти с целью — греховно завладеть частью имущества людей, зная [о том, что вершите грех]» (Св. Коран, 2:188).
В современном обществе подобное можно встретить нередко.
«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет». Ученые, собиравшие хадисы и распределявшие их по темам в своих сводах хадисов, ставили этот хадис в тему судейства, судебных разбирательств.
Ислам запрещает взятку независимо от того, в каком виде она преподносится, даже подношение в качестве подарка не делает ее разрешенной.
Передается, что однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) отправил одного из своих сподвижников в Хайбар собрать поземельный налог. Люди передали налог, но сборщику налогов лично преподнесли ценный подарок, предложив при этом уменьшить размер налога. Сподвижник на их просьбу ответил: «Предложенная вами взятка незаконна, и мы не принимаем ее».
Большинство ученых допускает дачу взятки только лишь в случае, когда человек оказался в ущемленном положении и вынужден защитить себя от несправедливости или же восстановить утраченные права. Свое мнение они аргументируют поступком сподвижника пророка ‘Абдуллы ибн Мас‘уда, который передал в качестве взятки два золотых динара за свое освобождение после того, как был [несправедливо] схвачен [и заключен под стражу] в Эфиопии, а также богословским правилом: «Все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них — взятка для защиты своих прав».
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то [данное действие] будет незаконным присвоением имущества».
Где грань?
Поступая по совести, понимаешь, что является очевидно запретным, а что сложно отнести к запретному. Если вы, например, подкупаете должностное лицо, чтобы оно «законно» присвоило вам то, что вам не полагается, а принадлежит государству или другому человеку, — подобное запретно в Исламе (харам). Но если человека, который выполняет свою должностную обязанность и не ставит условием, что за его работу должны заплатить столько-то, отблагодарят в качестве вознаграждения в виде подарка или милостыни, то он может принять, и это канонически не будет считаться взяткой.
Если же человека вынуждают дать взятку и иного способа доказать свою правоту или получить принадлежащее ему по праву просто нет, тогда грешен будет лишь тот, кто принуждает к такому противоправному действию, не оставляя никаких вариантов справедливого решения вопроса в рамках закона.
Полагаю, в разных жизненных реалиях каждому следует принимать решение самостоятельно, помня о каноническом запрете и следуя своим нравственным принципам, голосу совести. Спроси у себя, как говорил пророк Мухаммад, даже если грамотные люди предоставят тебе свое заключение. Наличие в человеке веры во всезнание Творца и совести должно помочь ему в подобных трудных ситуациях найти самый правильный ответ и выход.
Шамиль Аляутдинов, umma.ru
1 комментарий
Актуально во все времена)