6 Feb 09:00 avatar

Тарик Рамадан: Быть молодым здорово - но нельзя забывать о смысле жизни

«В западной культуре, образе мышлении, которые сейчас считают общемировыми, есть один важный элемент, на котором основана вся эта идеология. Она заключается в том, чтобы быть молодым, оставаться молодым и всегда наслаждаться жизнью так, будто ты молод. То есть что бы время с тобой не делало, оставайся молодым и ищи способы оставаться молодым через отношение к своему телу, для этого есть всё необходимое. То есть наслаждайся жизнью ради жизни.» — Тарик Рамадан

«Но с точки зрения Ислама нет проблем в том, чтобы быть молодым, есть проблема в отсутствии смысла жизни, когда ты молод. Все элементы западной культуры (кино, мода и т.д.) призывают нас быть молодыми и брать от жизни всё, веселиться. 

Блог им. Ktoto: Тарик Рамадан: Быть молодым здорово - но нельзя забывать о смысле жизниПоэтому, оказывая сопротивления этой идеологии, мы должны быть осторожными. Вы знаете, что является универсальным языком молодежи? Это музыка. Ты чувствуешь музыку, иногда тебе нравятся и слова, но главное это чувства, от которых ты забываешь об их истинном смысле, о смысле жизни. Поэтому идеология „танцуй пока молодой“ сеет забывчивость. Быть же мусульманином — значит помнить о смысле жизни. 

И две эти культуры противостоят друг другу.

(пусть каждый из нас сейчас посмотрит в себя и подумает, чего в нем больше)

То есть с одной стороны „будь молодым, наслаждайся и забудь обо всём“. С другой „да, наслаждайся молодостью, но не забывая о смысле жизни“.  

Нам стоит помнить, что все, что все средства, которые нас окружают (компьютеры, телевидение, радио, кино, мода), всё это передаёт нам определённую идею. Так кто же мы? Люди, которые живут осмысленно, или потребители, для которых смысл жизни в потреблении, в приобретении? Мы верующие или покупатели? 

Если мы вспомним нашего Пророка, мир ему, то он признавал культуру других людей. Жители Медины, ансары, любили музыку и веселье во время праздников и он разрешил это. Всё, что было в рамках дозволенного — он разрешал. Шутки, веселье, поэзия. Поэзия — это хорошо, если поэт использует хорошие слова. И это относится ко всему. Это знают все, для понимания этого не нужен муфтий. Есть вещи, которые являются хорошими или плохими, и это общеизвестно (ma`ruf). 

Например, когда Кэт Стивенс принял ислам, первой песней, которую он исполнил, была Tala al Badru Alyaina. И несмотря на то, что это музыка, она не заставляет нас забывать, но наоборот, напоминает нам. От нее нам лучше. А чувствовать себя хорошо важно. Это и есть наша культура, но важно при этом не забывать о смысле жизни. 

Поэтому среди всего нашего информационного окружения, которое наполнено идеями „кайфуй пока молодой“, мы должны быть более разборчивыми, ведь среди этого есть и хорошее. Так есть муфтии, которые запрещают телевизор. А когда моего отца в Египте спросили, разрешено ли ходить в кинотеатр, другие муфтии говорили это запрещено, или это разрешено. Ответ моего отца был прост, но имел глубокий смысл: ходить на запрещёные фильмы запрещено, на разрешённые — разрешено. Надо думать своей головой.

Его также однажды спросили об одной телепрограмме и они хотели запретить её, но он ответил, что это не выход. В ответ на это, в заголовке его журнала было сказано: »Вы в ответете за то, что слушаете, смотрите, любите (цитата из Корана)". Поэтому вам не нужно государство, вам не нужны люди, чтобы перестать делать запретное. Первый шаг делаете вы сами. 

С 13-14 лет вам известно, что вы должны совершать молитву и так далее и вам известно, чего нужно избегать. Нужно быть ответственнее, получать знания и ставить важные принципы в основу своей жизни. 

Я хочу, чтобы вы правильно поняли, что я имею ввиду под получением знаний, образования. Я говорю не только о религиозных знаниях. Когда вы идёте в школу и получаете аттестат это даёт вам инструмент, возможность быть независимым. Истинный мусульманин на этой Земле — независимая личность. Он/она может думать самостоятельно. Мы должны принимать решения самостоятельо. Знаете почему? Потому что однажды мы Одни предстанем перед Богом и нам придется ответить за свои поступки. И не получится сказать это отец мне так сказал или мать, или дядя или кто-то ещё. Нет, только ты. 

Так, мы знаем, что однажды за всё ответим одни, поэтому и сейчас вы должны заниматься самообразованием. Это значит и знания об исламе и обо всём остальном. Обо всём, что поможет нам быть независимыми. В  мыслях, поступках, чувствах. Едиственный, от Кого мы должны зависеть, это Аллаh, нет Бога кроме Него. Ни наши деньги, ни семья не помогут нам. Помогут лишь наши знания и действия. 

Здесь есть ещё один важный момент. Если мы говорим о независимом мышлении, мы должны задавать вопросы. Один брат, принявший ислам, был профессором в университете. Когда он пришёл в мечеть, то был расстроен узнав, что мусульмане — это последователи, а не независимые субъекты. Они следуют за кем-либо. Да, мы последователи Пророка, мир ему, но мы должны задавать вопросы. Это настолько его затронуло, что он написал книгу «Даже ангелы задают вопросы». Как сказано в Коране ангелы спросили Всевышнего, неужели Он поселит на Земле тех, кто будет сеять нечестие и проливать кровь? Даже ангелы спрашивают, так почему мы не делаем этого? Сподвижники Пророка, мир ему, делали это. Так почему же нам этого не делать. Мы должны быть смелыми. Мусульманин без смелости — это словосочетание, слова в котором противоречат друг другу. Если у вас нет смелости мысли, тогда какой толк от вашего интеллекта? Кто вы, если вы не осмеливаетесь задавать вопросы? Скажите, «я не понимаю, объясните мне, почему так, по-че-му?». 

А у нас получается так, что в Западной культуре принято задавать вопросы. Они задают нам множество вопросов, в этой культуре можно спрашивать что угодно. А что получается в нашей культуре? «Молчи, не спрашивай, просто следуй». Образование не должно быть таким. Оно должно быть прочным, потому что есть право спросить и получить ответ.  

 Сподвижники Пророка, мир ему, боялись издавать фетвы. Не то что наши молодые мусульмане, которые после 10 дней обучения дадут тебе 10 фетв, не имея понятия об исламе. Поэтому мы имеем права спросить у того, кто издаёт фетву, на что он опирается. Каков далиль? Надо сказать, что дело не в доверии. «Да я тебе доверяю, но и уважаю себя. Поэтому я хочу понять, что значит твой ответ. Я не слепой последователь.» Лучший путь следоваия за Пророком, мир ему, это понять его и его жизнь, понять религию. Мы должны быть независимыми. А это основано на знаниях, смелости мысли. 

Еще один важный момент это ваша избирательность как в отношении Западной культуры, так и вашей национальной. Почему? В обоих случаях есть хорошие и плохие моменты. Это относится к любой культуре, даже к Саудовской Аравии. Ведь в Саудовской аравии женщинам запрещено водить именно из-за культуры. Дело тут абсолютно не в Исламе, хоть они и пытаются обосновать подобное религией. Но каковы их доводы? Они говорят, что если женщина одна в машине, это как если бы она была одна в опасной ситуации (должен признаться, и за собой заметил такие мысли-автор). Но в этом нет логики. 

Что же у нас выходит? Множество культур влияют на то, какие ответы религия даёт нам относительно различных аспектов нашей жизни. И я не устаю повторять: арабский язык — это язык Корана, арабская культура — не есть культура Ислама. Поэтому берите из любой культуры лишь благое, а молодежь должна быть особенно осторожной, чтобы не впитать в себя эту культуру «потребления», нужно быть более разборчивыми. 

У меня есть маленькая дочь и мы всегда должны смортреть, что наши дети слушают, смотрят, говорят. Ведь те, кто тоит за этой «культурой» используют ваш разум, забирают ваши деньги, время и всё, вы теряете самого себя. Это реальность. Если я знаю как завладеть вашим разумом и деньгами, то кто вы? Объект влияния. И я могу делать на вас деньги. Вы не независимы, вы не субъект. И вот это превращение человека в существо ведомое, поддающееся влиянию — цель современного рынка. Потому что в Западной культуре главное деньги. 

И хочу отметить один момент, который наблюдал в Западных странах. Во время Рамадана в магазинах столько всего, что мы можем купить, всё халяльное, и мусульмане начинают говорить: вот, теперь они нас уважают. Нет вовсе, они уважают ваши деньги. Они делают деньги на мясе, на всём халяльном. Халяль делает деньги, ислам делает деньги!"

Как после такого не задуматься?

1 комментарий

avatar

Интересные и жизненные мысли.

Оставить комментарий