24 Feb 17:18 avatar

Ислам vs Капитализм: Человек и экономика. Часть 2.

Исламская экономика: Ислам vs Капитализм: Человек и экономика. Часть 2.

Человек является и объектом экономической политики, и ее субъектом. Цель экономической политики — обеспечить для человека лучшие жизненные условия. В чем же заключается сущность человека с позиций, интересующих экономику?

 

Обычно экономические модели ошибочно полагают, что человеческие потребности безграничны. Ислам же открывает нам, что в основном безграничны не потребности человека, а его желания. У человека ненасытен не его «живот», а его «глаза». Однако экономисты до сих пор исходят из того, что потребности человека безграничны, а ресурсы являются ограниченными.

Несмотря на ограниченность потребностей человека и наличие огромного количества природных ресурсов, большая часть населения Земли испытывают голод и живут в нищете, и это происходит из-за невероятных ошибок в экономических моделях и экономических политиках, проводимых до сих пор.

Правда заключается в следующем: при наличии вполне определенных видов ограниченных потребностей (потребность в еде, тепле, одежде, жилье и т. п.), в мире имеются сотни, тысячи известных и неизвестных источников для удовлетворения этих потребностей.

Теоретики капиталистической экономики во главе с экономистами-пессимистами типа Мальтуса рекомендовали сдерживать рост населения в определенных пропорциях, так как считали потребности безграничными, а ресурсы ограниченными. Из такой экономической модели вытекает идея о необходимости контроля над рождаемостью.

С другой стороны, страны-колонизаторы, исходя из ошибочного утверждения об ограниченности ресурсов, пришли к выводу, что этих ресурсов не хватит человечеству, и окунули мир в пучины крови для того, чтобы поставить ресурсы под свой контроль. Конечно же, это не является единственной причиной колониальной системы, однако корни такого понимания — в ошибочном утверждении об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Экономические модели, основной принцип которых заключается в создании спроса соответствующего производству, применяют обратный подход, который находит решение в уменьшении спроса. В результате человечество при достатке испытывает нужду.

Другой вопрос, связанный с человеком: на каких условиях и в какой степени индивид может действовать во благо общества? В какой форме влияют на экономику индивиды, действующие при полной свободе и без каких-либо правил? Вносят ли они вклад в развитие экономики или же являются причиной нарушения экономического баланса?

Человек является единственным существом, обладающим волей и свободой выбора. Разве может электрон «сделать выбор» и, поменяв свою орбиту, столкнуться с ядром и вызвать ядерный взрыв? Но всегда ли человек делает свой выбор как во благо себе, так и во благо общества? Конечно, нельзя ответить утвердительно на этот вопрос в отношении большинства людей. Исключения есть, но они не нарушают правило. В среде, особенно где существуют противоречия между интересами общества и личными интересами, в редких случаях человек делает свой выбор в пользу общества. Общеизвестный факт, что самой главной причиной пробок на дорогах в вечернее время является то, что люди спешат пораньше добраться домой.

В какой мере во Вселенной есть естественное равновесие, в той же мере можно вести речь и о дисбалансе между личными и общественными интересами. В общественной жизни существует множество правил как юридических, так и моральных, которые регламентируют жизнь личности даже в самых простых явлениях. Один из самых простых примеров — даже в квартире мы не можем при всем своем желании включить радио или телевизор на полную мощность, игнорируя соседей.

Общеизвестно, что люди иногда своими решениями наносят вред самим себе. Яркий пример тому — жизнь людей, зависимых от наркотиков или алкоголя. Трудно утверждать, что человек, который способен приносить вред даже самому себе, в общественной жизни всегда будет делать шаги на благо  общества.

Либеральное мышление, путая человека с вещью, предполагает, что баланс вещей в природе применим также и для человека. Однако, начиная с момента своего появления, человек находится в постоянной борьбе внутри себя и постоянно меняется.

Он, который должен получать воспитание и обучение в рамках этой борьбы, наоборот, полностью предоставлен самому себе и поэтому не признает ничего, кроме собственных интересов. Он может спокойно ограбить банк или государство, предать близкого человека. Может приостановить продажу еды, даже если люди умирают от голода, с тем чтобы дороже продать товар позднее.

Так называемая свобода, которая проповедуется человеку от имени либерализма, привела к тому, что большая часть общества стала жертвой несправедливости и беззакония в экономике.

С другой стороны, те, кто исходит из идеологии либерализма и защищает идею о полной свободе на рынке, когда этого требуют собственные интересы, проводят в жизнь множество запретов. Таким образом, вместо того чтобы ставить общество под контроль нескольких человек под видом обеспечения свободы рынка, необходимо реализовать экономическую модель, которая защищала бы и заботилась о каждом члене общества.

В обществе, где слабый не защищен от сильного, вся экономика неизбежно терпит убыток. Поэтому причина того, что на монопольных рынках никогда невозможно достичь требуемой эффективности, заключается в том, что частные интересы превалируют над общественными.

umma.news

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.