11 Sep 01:26 avatar

Священный Коран и хадисы о гневе

«Когда вернулся Муса (Моисей) [со священными скрижалями] к своему народу, то в гневе /1/ (в недоумении) и сожалении /2/ воскликнул: «Что может быть хуже того, что вы натворили за время моего отсутствия! Ожидание для вас оказалось излишне продолжительным (вы решили поторопить обстоятельства)?!» Он бросил скрижали [что произошло неосознанно и в некоей растерянности], схватил своего брата за голову [за волосы и бороду] и стал тянуть к себе. Тот взмолил: «О сын моей матери! (Остановись, мы ведь родные братья, от одной матери!) Я не имел возможности воспротивиться (не хватило сил остановить их), они чуть было не убили меня! Не унижай меня перед другими (не вызывай злорадство у недругов) и не причисляй меня к грешникам [я не обожествлял этого теленка и не собирался этого делать]» (Священный Коран, 7:150).

 
«[По истечении сорока дней и после получения священных скрижалей с Торой] Муса (Моисей) [зная о том, что его ждет] вернулся к своему народу в гневе и с чувством глубокого сожаления. Сказал он: «Народ мой! Разве не давал вам Господь благое обещание [о низведении Торы, в которой свет и верный путь]?! Неужели ожидание оказалось для вас излишне продолжительным?! Или жаждете вы гнева Господнего в результате нарушенного вами обещания [о сохранении в мое отсутствие веры в Творца и о соблюдении оставленных мною заветов]?» (Священный Коран, 20:86)
 
***
 
Гнев пророка Моисея увязан с сожалением, и это указывает на то, что гнев его не следствие жестокости и насилия, а — возмущения, негодования, причем он регулируем: «И когда успокоился Моисей, взял он скрижали, в которых [указан] верный путь и милость для тех, кто страшится Господа своего» (Священный Коран, 7:154).
 
То есть, несмотря на явное предательство и удар в спину, он продолжил дело проповедования.
 
«Юнус (Иона)… Ушел он [самовольно], полный гнева [на свой народ из-за их упорства в неверии], думая, что Мы не настигнем его [не накажем]. А [после всего того, что с ним произошло, находясь уже в желудке огромного кита, он] воскликнул из многослойной тьмы/3/. «Нет бога, кроме Тебя [о Господи]! Ты бесконечно далек от всех недостатков (от всего того, что не присуще Тебе) [Ты всесилен, для Тебя не составит труда вытащить меня из того, в чем я оказался морально и физически]. Воистину, я был из числа ошибающихся (притеснивших себя, нанесших себе урон) [поспешно покинув свой народ без Твоего на то разрешения, не дождавшись их ответа на призыв]» (Священный Коран, 21:87).
 
«Мы ответили ему и спасли от огорчения (печали) /4/. Именно так Мы спасаем верующих [находя для них выход даже из безвыходных ситуаций]» /5/ (Священный Коран, 21:88).
 
***
 
В данном аяте есть косвенный намек на то, как можно восстановить связь со Всевышним после постигшего чувства гнева, которое заманивает человека в многослойную ловушку Сатаны:«ля иляяхэ илля энта, субхаанакя, инни кунту миназ-зоолимин» (Нет бога, кроме Тебя [о Господи]! Ты бесконечно далек от всех недостатков (от всего того, что не присуще Тебе) [Ты всесилен, для Тебя не составит труда вытащить меня из того, в чем я оказался морально и физически]. Воистину, я был из числа ошибающихся (притеснивших себя, нанесших себе урон). Если человек осознанно произносит эти слова, когда огонь эмоций еще только разгорается, то Творец помогает потушить его (крики, вопли, ссоры, споры, драки, разрушительные и необдуманные действия), не дать попасть в очередной дьявольский капкан, подобно тому, как освободил Он Юнуса из тьмы ночи, тьмы бушующего моря и тьмы желудка огромного кита. Как только были произнесены упомянутые слова, кит подплыл к берегу, раскрыл пасть, и Юнус спокойно вышел на сушу.
 
Заметьте, Юнус не стал молить о скорейшем выходе из смертельно опасной для него ситуации, а лишь всей глубиной души и чистотой сознания подчеркнул Единственность Творца, Его величие, совершенство и признал свой огрех, раскаялся.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Насколько прекрасна мольба Юнуса (Ионы), с которой он обратился к Господу, находясь в желудке кита: «ля иляяхэ илля энта, субхаанакя, инни кунту миназ-зоолимин». Что бы ни попросил верующий у Господа, обращаясь с этой мольбой, Он непременно ответит ему» /6/.
 
«Что бы вам ни было дано [в этой жизни] (чего бы вы ни приобрели) [сколь бы дорогим, уникальным, креативным и т. п. оно ни было], это — предмет земной жизни [не обольщайтесь, смотрите на перспективу, причем не только земную, но и вечную]. А то, что [ожидает вас] у Бога [после Судного Дня, в райской обители], — [несоизмеримо] лучше и долговечнее /7/. [Уготовано оно] для верующих, полагающихся на Господа своего» (Священный Коран, 42:36).
 
«[Уготовано для] тех, кто сторонится больших грехов и непристойных поступков (развратного). Всякий раз когда они сердятся (гневаются), прощают [и удаляются от этого. Такое поведение — их характерная черта]» (Священный Коран, 42:37).
 
***
 
Верующий человек, как и любой другой, не застрахован от чувства гнева, он не может устранить его из своей сути. Однако мусульманин в состоянии, по милости Божьей и с Его помощью, регулировать это чувство, управлять им. Он не просто подавляет, сдерживает гнев, который может перерасти в раздражительность, вспыльчивость, в моральную подавленность с ношением «камня за пазухой» или с проедающей завистью-неприязнью, а проходит мимо невежества и бескультурья, не обращая на это внимания /8/. Он помнит и видит свои ошибки, недочеты, например в трате сил и времени, в рациональном подходе к реализации возможностей, многочисленность которых порой подобна каплям проливного дождя, но и исчезают они бесследно, если отсутствует необходимая, заблаговременно подготовленная и удобренная почва, в которую брошены семена.
 
Набожные — люди с широким кругозором, с тонким умом; люди волевые и целеустремленные: «… и если появилось (пробудилось) чувство гнева (негодования), они (люди верующие) прощают [не акцентируя внимания на плохом, продолжают свой путь, ведь столь многое нужно успеть, и это не реализовать без должной сосредоточенности на главном]» (см. Св. Коран, 42:37), «Прощение [всегда] ближе к набожности» (см., Св. Коран, 2:237). Возможно, у кого-то столь последовательный и вдумчивый подход к зависящему либо независящему от нас сразу не появится, но следует постараться и потратить на это часть своего желания, стремления, сил и времени. Простить — значит, многое сэкономить и еще большее приобрести, оттого это так сложно.
 
«[Прощение и райская обитель уготованы для тех] которые (1) расходуют [на пути Господа] и в радости, и в горе, (2) подавляют (сдерживают) чувство гнева (раздражения, ярости) и (3) умеют прощать. Воистину, Аллах любит делающих добро» (Священный Коран, 3:134).
 
«… Подавляют (сдерживают) чувство гнева /9/ (раздражения, ярости /10/)».
 
Значение слова «гайз» (гнев, ярость), употребленного в аяте, имеет большую смысловую нагрузку, так как им характеризуется одна из высших форм человеческого негодования, пробуждающаяся в человеке при посягательстве на его имущество или детей, а также на его честь и достоинство/11/. То есть верующий, заслуживающий милости и прощения Творца, умеет управлять собой в самых неприятных, оскорбительных или унизительных для него ситуациях. Это не говорит о том, что мусульманин все должен терпеть, особенно когда его пытаются выставить дикарем, на которого каждый кому не лень так и норовит выплеснуть информационный, эмоциональный негатив. Это указывает на умение с именем Творца и с Его помощью, не поддаваясь чувствам даже в самых неприятных ситуациях, руководствоваться разумом. Ведь «обиженный и гневающийся человек — как волнующееся замутненное озеро, которое никогда не даст четкого отображения реальной действительности».
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Силен не тот, кто побеждает в борьбе, а тот, кто управляет собою (умеет совладать с собою) в порыве гнева». Когда один из людей попросил у Пророка наставления, он ответил: «Не гневайся». При повторной просьбе он также повторил: «Не гневайся» /12/.
 
«… И умеют прощать». Это о тех, которые умеют прощать даже самые жгучие обиды и оскорбления, не оставляя ни малейшего осадка в своих душах, хотя могли бы ответить на зло, желая справедливости.
 
Верующий не просто подавляет, сдерживает гнев, который может перерасти в постоянную раздражительность, вспыльчивость, моральную подавленность с готовностью «зарядить» любому, кто «не так посмотрел», он проходит мимо невежества и бескультурья, не обращая на это ни малейшего внимания. Он идет мимо тех или иных мимолетных провокаций и потрясений с безмятежным сердцем, ровной поступью, ведь он несет с собой самое ценное и одновременно самое хрупкое — веру, которую подобно олимпийскому огню надо в целости и сохранности передать своим детям, следующим поколениям. При этом он видит свою цель и, подобно юркому мышонку, прямо устремляется к ней, не рыская в лабиринтах жизни, не тратя сил и энергии на многочисленных скалящихся, рычащих, скулящих обитателей «леса». Он буквально по секундам считает крупицы своего драгоценного времени, всеми фибрами души устремляясь к решению поставленных перед собой задач, всесторонне совершенствуя себя и неустанно работая над своими недочетами и ошибками...
 
Естественно, искренне набожные — это люди с широким кругозором, с острым, проницательным умом; люди волевые и целеустремленные: «И если появилось (пробудилось) чувство гнева (негодования), они (верующие) прощают [не акцентируя внимания на плохом, продолжают свой путь]» /13/; «Воздаяние за зло — подобное ему же зло /14/, но тем, кто простит и исправит [отношения; враждебную неприязнь своего недруга сможет перевести в доверительные, дружеские отношения], им воздаяние от Самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо лишь с Его безграничной милостью и щедростью]» /15/.
 
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), говорил: «Есть три качества. Если они будут даны кому-либо из людей, тогда приобретенное этим человеком будет подобно богатствам рода Дауда (Давида) /16/. (1) справедливость [трезвый, справедливый подход при любых обстоятельствах] как в гневе, так и в благодатном [радостном, воодушевленном] состоянии; (2) сохранение цели [и поставленных перед собою задач как мирского, так и вечного характера] в нищете и в достатке [когда человек вдруг оказывается без прожиточного минимума, он разом может растерять многие духовные ценности, перестать соблюдать нормы приличия, да и жизненные задачи оставить, ведь это (потеря достатка), по нашептываемому Сатаной сценарию, разрушает перед ним все перспективы; когда же у него неожиданно появляется значительный достаток, Сатана шепчет: «Ты всего достиг, ты заслужил, можешь отдохнуть, расслабиться», и вся намеченная человеком созидательная перспектива лопается, подобно мыльному пузырю]; (3) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто [на виду у людей], так и скрыто [о благородном поступке твоем знаешь только ты и Создатель]»/17/.
 
Учись управлять собой в любых, даже в эмоционально очень напряженных, стрессовых ситуациях. Учись не гневаться, спокойно воспринимать происходящее вокруг, сохраняя здравый рассудок и проницательность /18/.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Силен [по-настоящему] не тот, кто побеждает в боевом поединке, а тот, кто умеет совладать с собою (справиться с собою, управлять собою) в порыве гнева» /19/, то есть чувство гнева может охватить любого, важно умение регулировать его, через что и складывается мозаика подлинного облика человека.
 
Также заключительный Божий посланник оповестил: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им» /20/.
 
В практиковании данного хадиса, когда ты не только цитируешь теорию, но и умеешь ее уместно и своевременно применять, нам помогут несколько выводов нейробиологов.
 
(1) Негативная реакция (а мы ведь сами определяем, как нам реагировать) сильнее, быстрее и не отпускает нас дольше, чем позитивная. Если чувство гнева взяло нас «за глотку», захватило разум, то просто так от него не избавиться.
 
(2) После включения отрицательных эмоций на полную мощность попытка подавить их либо не работает, либо ухудшает ситуацию.
 
(3) Представьте себя в роли режиссера, смотрящего на все со стороны и шаг за шагом реализующего сценарий-шедевр собственной жизни /21/. Пусть он внимательно наблюдает и за вашим эмоциональным состоянием, своевременно принимая меры и давая четкие распоряжения.
 
(4) Следует практиковаться в том, чтобы замечать изменения в вашем эмоциональном состоянии на самой начальной стадии зарождения нежелательных эмоций.
 
(5) Почувствовав наступление гнева либо что вас охватывает иное пагубное и разрушительного чувство, сразу же переключитесь на нечто вызывающее у вас эмоции положительного характера/22/.
 
Напомню, что — как утверждает ученый и практикующий психиатр Марк Гоулстон /23/ — мозг имеет три слоя. Они связаны между собой, но зачастую действуют как три независимых мозга. Низший слой — мозг рептилии — отвечает за поведение типа «укусить и убежать». Он отвечает за действия и реакции, не требующие долгих размышлений. Средний слой — мозг млекопитающего — вместилище эмоций, «театр» внутренней драмы. Именно он отвечает за такие мощные чувства, как любовь, радость, удовольствие, печаль, злость, горе, ревность. И, наконец, высший слой. Он отвечает за логическую и рациональную оценку ситуации и разработку осмысленного плана действий; принимает практичные, умные и этичные решения.
 
Оказавшись в состоянии стресса, особенно когда сильно напуган, расстроен или разгневан, человек может полностью попасть под контроль нижнего и среднего слоев мозга, при этом верхний слой перестает оказывать на него влияние, и его поведение начинает напоминать поведение ящерицы или волка. В такой ситуации способность рассуждать резко падает, память дает сбои, кровеносную систему переполняют гормоны стресса. Мышление теряет концентрацию, эмоции перехлестывают через край и поведение становится примитивным. Выброс адреналина блокирует здравое мышление на несколько минут, а для полного успокоения может потребоваться несколько часов.
 
 

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

/1/ Гнев пророка Моисея описывается как окрашенный сожалением. Это не гнев жестокости и насилия, а гнев возмущения, негодования вкупе с печалью, скорбью.

/2/ Еще до возвращения Моисея Господь оповестил его о том, что оставленные им люди, не дождавшись, вняли призыву одного палестинца из их числа и начали поклоняться тельцу-идолу, тем самым отвернувшись от Единственного Бога. Именно это и было причиной негодования и скорби Моисея по возвращении (см.: Св. Коран, 20:85). См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 317.

/3/ Получилось так, что, отправившись по морю в поисках более восприимчивых к проповеди селений и городов, Юнус был выброшен в бурю за борт, а точнее выпрыгнул в итоге многократно выпавшего ему жребия, так как во спасение всех одному нужно было покинуть корабль. И через некоторое время он был проглочен огромным китом. Именно из многослойной тьмы — брюха кита, моря и ночного мрака — Юнус обратился ко Всевышнему с покаянием и мольбой.

/4/ Юнус был спасен как морально, так и физически. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

/5/ См. также о пророке Юнусе (Ионе): Св. Коран, 37:139–148; 68:48–50.
Пророк Юнус (Иона) в истории человечества — это один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом, ведь не зря его имя и история, произошедшая с ним, неоднократно упомянуты в заключительном Священном Писании в назидание людям.

/6/ Хадис от Са‘да ибн Абу Ваккаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 256, хадис № 4203, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 5. С. 119, 120, хадис № 2292; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 118; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 329.

/7/ «Все, что у вас [будь то деньги, здоровье или благополучие, то есть все мирское], — тленно (иссякнет, исчерпается) [оно уйдет безвозвратно, канет в небытие. Это сравнимо с водой, набранной в ладони, — увы, удержать ее невозможно. Такова участь тех вещей, которые мы накапливаем и собираем для того, чтобы в какой-то момент потратить на удовлетворение очередного желания или прихоти, ограниченных земным].

А все, что у Господа, — вечно. [Его дары неиссякаемы, не имеют ни начала, ни конца. Он дарует нам все, чем мы обладаем: силы, здоровье, возможности… Одновременно Всевышний испытывает нас: сумеем ли мы этим правильно и рационально воспользоваться, сможем ли перенести материализованную Божественную милость, являющуюся кратковременным удовлетворением наших нужд, в мир вечного блаженства, или превратим столь прекрасное в груз, который опустит нас на самую низшую ступень Ада].
Кто терпелив (стоек) [спокойно и уверенно преодолевает трудности, которыми полна эта жизнь; кто не соблазняется на легкое, но греховное, а «кровью и потом» достигает намеченных целей, хотя, порой, и без особых затрат и потерь, но силой мысли и упорядоченностью действий], тем непременно воздадим Мы [говорит Всевышний Творец] много лучшим, чем то, что они совершали (чем они того заслуживают)» (Св. Коран, 16:96).

/8/ «Рабы Всемилостивого [набожные люди, устремленные к Богу] — это те, (1) кто ходят по земле смиренно (скромно) [легко, воспитанно, уверенно, без кичливости и пафоса, на практике ощущая всеведение Творца], (2) а когда обращаются к ним с речью невежды [оскорбляют, необоснованно критикуют, нахально разговаривают], отвечают: «Мир [вам]! (Ступайте с миром!) [Нам не о чем говорить, нечего делить, нет желания тратить время и силы на то, что может опустить в зловонное болото греха]» (Св. Коран, 25:63).

/9/ Гнев — чувство сильного негодования, возмущения; состояние раздражения, озлобления.

/10/ Ярость — сильный гнев, бешенство.

/11/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 407.

/12/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 635, хадисы № 6114 и 6116.

/13/ См.: Св. Коран, 42:37.

/14/ Необходимо учесть, что самосуд в Исламе запрещен и расценивается как преступление.

/15/ См.: Св. Коран, 42:40.

/16/ Это один из богатейших родов человечества по материальному достатку, духовным ценностям и уровню предоставленной им Богом власти.

/17/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3431; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 11. С. 483.

/18/ Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Знайте, люди, о наличии] у верующего [особой] проницательности! Остерегайтесь ее [испытывайте в разговоре с таким человеком чувство уважения, следите за своей речью, с ним не тратьте слова попусту, ведь он видит вас насквозь]. Поистине, он смотрит светом Творца (Божественным светом) [а потому видит много большее, чем другие; зрит в корень]». Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри и др.; св. х. ат-Тирмизи, ат-Табарани и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 867, хадис № 3140; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 16, хадис № 151; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 35, хадис № 80; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 96.

/19/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари и Муслима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7577, «сахих».

/20/ Хадис от Сахля ибн Му‘аза; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи, «хасан». См., например: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 12. С. 111, хадис № 4317; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 3. С. 89, хадис № 5088.

/21/ Первоначально следует, конечно же, стать сценаристом собственной жизни. Подробнее об этом читайте в моей книге «Триллионер думает».

/22/ Научные выводы я позаимствовал из книги Дэвида Рока «Мозг. Инструкция по применению: Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок», а также из других книг по нейробиологии.

/23/ Марк Гоулстон — известный профессор психиатрии, бизнес-консультант. Он трижды входил в список Лучших психиатров Америки (в 2004, 2005 и 2009 гг.). Среди его клиентов были такие компании, как Goldman Sachs, IBM, Bloomberg, Federal Express, Accenture и многие другие.

umma.ru

0 комментариев

Оставить комментарий