27 Feb 04:09 avatar

Существует ли в Исламе понятие «удачи»?

Фетвы и ответы: Существует ли в Исламе понятие «удачи»?
 
Вопрос:
 
Ассаляму алейкум, уважаемые ученые. Существует ли в Исламе понятие «удачи»? Или все строго распланировано Аллахом, а мы должны лишь верить в предписанную нам судьбу – что все принимаемые нами решения и весь приобретаемый нами опыт нас к ней приведет? Джазакум Аллах хайран.

 
Отвечает Шейх Ахмад Кутти:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Прежде всего, отметим, что все во Вселенной предписано Аллахом, Которому известно невидимое и то, что произошло, и что будет происходить. Некоторые вещи только кажутся произошедшими по счастливой случайности или по совпадению из-за нашего ограниченного знания. Но мусульманин считает, что время его смерти и его средства к существованию были предопределены Аллахом, когда он был еще плодом в утробе матери.

В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас собирается в утробе матери сорок дней, затем становится подобным пиявке (сгустку крови) на такой же период, затем становится подобным комку на такой же период. Затем Аллах посылает ангела и приказывает ему записать четыре вещи: его пропитание, его срок, его дела и будет он несчастлив или счастлив. Затем ангел вдувает душу в него...».

Также Всевышний Аллах говорит в Коране, что обеспечение человека предопределено: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (Коран, 51: 22).

Таким образом, в жизни мусульманина нет места для удачи или стечения обстоятельств. Наоборот, он будет действовать в соответствии с предписаниями Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), твердо веря, что посредством их (т.е. предписаний) принимаются необходимые жизненные решения и что их результат зависит от воли Аллаха.

Вы затронули очень важный вопрос. Необходимо сформировать четкое представление об этой проблеме, чтобы избежать путаницы и неразберихи.

Поднятый Вами вопрос широко известен как учение о када (божественное предписание) и кадар (предопределение). Этот вопрос связан с вопросом свободы выбора человека, который постоянно являлся спорным во всех мировых религиях. Коран дает нам основу для такого подхода к этому вопросу, который уравновешивает нашу веру в божественное предопределение со свободой выбора человека как творца своей судьбы.

По сути, Коран утверждает, что Аллах все предопределил и Его предписания являются одновременно премудрыми и безупречными, но людям была предоставлена свобода выбора. Однако предоставленная человеку свобода не противоречит Воле Аллаха, так как он сам по себе является частью Воли Аллаха, будучи не в состоянии выбрать что-либо кроме как по воле Аллаха.

Ислам учит нас, что Аллах – Творец и Вседержитель этой огромной Вселенной во всем ее бесконечном многообразии и множественности. Он – Господь всех, Мудрый, Всемогущий, Всезнающий, и Всеведающий. Аллах, Мудрый и Всезнающий, создал все предметы в должной пропорции, равновесии и гармонии. Создания Аллаха безукоризненно совершенны, ибо во Вселенной нет противоречий и несоответствий. Всемогущий Аллах говорит:

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным» (Коран, 67: 3-4).

Иными словами, Божественный Указ или предопределение является частью всеохватывающего знания, мудрости и силы Аллаха как Творца. Это означает, что Воля Аллаха является высшей и что Аллах полностью заботится о Своем создании. Она учит нас, что во Вселенной действует лишь одна Высшая Воля – высшая воля Аллаха.

Это с одной стороны. С другой стороны, нас также учат, что Аллах, в соответствии с Его высшей волей, назначил человека Своим наместником на земле. Своей мудростью Аллах даровал человеку разум, совесть и откровение. Аллах даровал ему эти средства для того, чтобы он мог свободно различать между добром и злом. Человек вознаграждется или наказывается именно согласно тому выбору, который он сделал.

Таким образом, факт верховенства воли Аллаха не противоречит факту предоставления человеку свободы выбора. Но человеческая свобода не безгранична; она зависит от всеохватывающей воли Аллаха. Выбор человека предоставляется ему Аллахом; человек не может выбирать без воли Аллаха; и он осуществляет свою волю в соответствии с желанием Аллаха.

«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Коран, 76: 30).

Разрешите привести для Вас несколько аятов Корана, подтверждающих эту идею:

«Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Коран, 18: 29).

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10: 99).

Эти аяты ясно подтверждают тот факт, что люди имеют свободу выбора. Так, вера в предопределение не противоречит свободе человека выбирать или действовать во Вселенной.

Именно благодаря сбалансированному пониманию вопроса божественной воли и выбора человека первые мусульмане были способны на решительные и активные действия по совершенствованию себя и окружающего общества.

Их вера в када и кадар не делала их пассивными, а выступала в качестве мощного стимула для перемен. Они считали, что ничто во Вселенной не может остановить их в совершении благих дел, если они веруют в Аллаха и в свою собственную силу.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всегда думайте о хорошем и благом, и обращайтесь за помощью к Аллаху в выполнении своих задач, и никогда не чувствуйте себя беспомощными или бессильными. Коль при всех ваших усилиях что-то пойдет не так, как вы наметили, просто скажите, что на то была воля Аллаха: «Он делает то, что пожелает»; но никогда не говорите, что «сделай я то-то и то-то, все было бы иначе», ибо такие (т.е. неконструктивные) мысли лишь открывают дверь для деяний сатаны!»

Всевышний Аллах знает лучше.

1 комментарий

avatar
— «Лишь по милости Господа ты [Пророк] стал вежлив и мягок с ними. А если бы ты был груб и сердцем черств, то они покинули бы тебя и разбрелись. Прости их и проси прощения за них и советуйся с ними в делах. Если ты твёрдо решил что-то сделать, тогда понадейся на Всевышнего. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него. Если поможет вам Господь [после того как вы должным образом понадеялись на Него], то никто не сможет победить вас. А если Он оставит вас… [один на один с врагами], то кто же, помимо Него, защитит и избавит вас от этого? Поистине, именно на Бога надеются и полагаются верующие» (Св. Коран, 3:159,160);


— «Если скажут им (верующим): «Поистине, люди объединились против вас [чтобы навредить вам], бойтесь же их!» Это только укрепит их, приумножит веру, и ответят они: «Нам достаточно Всевышнего [как помощника], и нет более лучшего покровителя, чем Он». Изменится их положение [в наилучшую сторону] по милости Аллаха. Плохое даже не коснется их. Последовали они тому, что праведно пред Богом, ведь Он — Обладатель невообразимо великой милости» (Св. Коран, 3:173,174);


— «Сердца верующих становятся робкими при упоминании Всевышнего. И если им читаются Его знамения, то они [строки Священного Писания] приумножают их веру. И на Господа они надеются, полагаются» (Св. Коран, 8:2).

Оставить комментарий