Слышат ли мертвые живых?
Вопрос:
Ассаляму алейкум, уважаемые ученые Ислама. Я хочу знать, слышат ли мертвые, о чем говорят живые? Этот вопрос меня сильно беспокоит. Спасибо за объяснения.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Ваш вопрос имеет особый характер, поскольку он касается области «аль-гайбат» (невидимого), т.е. того, о чем мы получаем знания только из откровения, а именно, из Корана и достоверной Сунны.
В ответ на Ваш вопрос мы приведем для Вас фетву, изданную шейхом Мухаммадом Салехом Аль-Мунаджидом, известным саудовским ученым:
Мертвые люди не слышат ничего из того, что говорят живые. Аллах говорит:
«Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Коран, 35: 22).
«Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов» (Коран, 30: 52).
Что касается хадиса, в котором рассказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к трупам неверующих в день битвы при Бадре, то следует понимать, что это был частный случай, когда Аллах вернул их к жизни, чтобы Его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог их упрекнуть.
1. Со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передано: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), стоя над источником при Бадре (в который были выброшены останки неверующих), сказал:
«Увидели ли Вы, что обещание вашего Господа сбылось?».
Потом он сказал:
«Они могут слышать то, что я сейчас говорю». (Аль-Бухари, 3980, Муслим, 932)
2. Абу Талха передал слова Умара: «О, Посланник Аллаха, почему ты говоришь с останками, которые не имеют души?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, они слышат меня лучше, нежели вы».
Кутада сказал: «Аллах вернул их к жизни, дабы они могли услышать то, что он говорил, и при этом почувствовать сожаление и стыд за их неверие» (Аль-Бухари, 3976, Муслим 2875.См. Фатх аль-Бари, 7/304).
Аллах воскресил людей в источнике, чтобы те могли услышать слова Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и получить выговор за их греховные поступки. Но из этого хадиса нельзя делать вывод, что мертвые могут слышать все, поскольку этот случай – особый. Некоторые ученые считают, что есть исключительный случай – мертвые могут слышать салам (приветствие мира), но этому мнению не хватает достоверных доказательств» («Маджму Аль-Фатва», 4/275, 276).
Шейх Фейсал Маулави добавляет следующее:
«Мертвые не знают, что происходит в жизни живых, ибо они существуют в другом мире. Тем не менее, согласно некоторым источникам, мертвый человек слышит звук шагов людей, когда они покидают кладбище после похорон. Кроме того, в День Бадра Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к мертвым из числа неверующих. Мы считаем, что все эти сообщения относятся ко времени перед погребением. Но в последующее время умершие переходят в другой мир, в котором они никогда не смогут почувствовать то, что происходит на земле. Это основано на аяте Корана:
«…и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Коран, 35: 22)».
Всевышний Аллах знает лучше.
link
1 комментарий
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не раз молился за мертвых: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и умершим». Супруга Пророка, ‘Аиша, передавала, что посланник Господа часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить прегрешения их.
В Священном Коране сказано: «И человеку не будет ничего [в День Суда], кроме как совершенное им [в земной жизни]» (Св. Коран, 53:39).
Так как, согласно исламским канонам окончательное заключение и вывод могут делаться только на основе анализа и сопоставления первоисточников, обратимся к другим аятам и хадисам, комментирующим и конкретизирующим приведенный выше 39-й аят 53-й суры.
Однажды ‘Умар спросил у Пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Отцу твоему, если он верил в Единственность Бога, помогут твой пост и твоя милостыня от его имени».
Как-то раз к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему какая-то польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да».
Один человек обратился к посланнику Господа: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?». Пророк ответил: «Да».
Эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие вознаграждаются, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени, что уже частично ограничивает широту смысла упомянутого аята.
Относительно тех, кто не является родственником умершего, но хочет от его имени совершить благое, известный богослов аш-Шавкяни пишет: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Это вознаграждение (саваб) дойдет до покойного (по милости Творца) и будет полезно ему, — считают богословы всех четырех суннитских мазхабов… У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но основным (мухтар) является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Всевышнего вознаградить покойного был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Господь, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью».
Шамиль Аляутдинов