Имущество в Исламе
Слово «имущество» (маль) в арабском языке применяется в отношении любой вещи, которой владеет человек. Из этого следует, что вещь, которой человек не владеет, уже не называется имуществом в языковом значении. Это относится, например, к птицам в небе, рыбе в воде, деревьям в лесу и т. д.
«Имущество» в терминологическом значении. Ханафиты дали такое определение: «Имущество – это то, к чему склонен человек по своей природе, и что пригодно для хранения до времени потребности». Маликиты сказали: «Имущество – это то, на что распространяется собственность человека, и чем собственник владеет отдельно ото всех, если приобрел законным путем». Кады Абдуль-Уаххаб аль-Багдади определил так: «Это то, что обычно воспринимается как имущество и способно быть обменено на другую ценность». Шафииты говорят: «Имущество – это то, чем можно пользоваться и что обладает ценностью, за которую его можно продать». А ханбалиты дают такое определение: «Имущество – это то, чем разрешено пользоваться в общем». Имеется в виду во всех случаях. Из сказанного можно понять, что в ханафитском мазхабе не ставится условия о том, что вещь должна находиться в собственности, дабы считаться имуществом. Достаточно того, что вещь способна стать собственностью, например, разрешенное для охоты животное в пустыне, птица в небе. А то, что никак не способно стать владением, как, например, свет солнца, его тепло, – не будет называться имуществом, по мнению ханафитов. Мнение большинства мазхабов (кроме ханафитского) сводится к тому, что имуществом называется то, что обладает некой материальной ценностью для людей и что по исламу считается разрешенным для использования – речь идет о том, когда у человека есть выбор и возможности, но не о том, когда он попадает в затрудненную ситуацию или принужденность. Отсюда следует, что имуществом не будет называться то, что не обладает стоимостью из-за своей незначительности (например, одно пшеничное зернышко, капля воды, запах яблок).
Считаются ли услуги «имуществом»?
Услугой называется, например, проживание в жилом месте, ношение одежды, езда верхом и так далее. Ученые мазхабов высказали разные мнения по этому поводу. Так, ханафиты не считают подобное «имуществом», ведь все это нематериально, не способно сохраниться на какое-то время. Как только нечто подобное появляется в настоящем времени, то сразу же исчезает. Но когда речь заходит о возмездных сделках (например, договоре аренды), ханафиты уже называют услуги «имуществом». Такое решение основано на принципе «истихсан» у ханафитов, вопреки принципу суждения по аналогии («кыяс»). Что касается остальных мазхабов, то они считают услуги «имуществом», потому что используемые вещи не имеют значения сами по себе, но нужны лишь из-за той пользы, которую приносят. Обычаи людей тоже подтверждают это мнение. Кроме того, если услуги не считать имуществом, это может привести к утрате людских прав, а нечестивцы пожелают захватить услуги от того имущества, которым владеют другие люди.
Относятся ли долги к «имуществу»?
Большинство мазхабов (джумхур) считают долги имуществом. В отличие от них, ханафиты считают, что долг не может на самом деле называться имуществом, хотя признается как имущество, глядя на итог, к которому придет («имущество де-юре»). Некоторые ханафиты задались вопросом: имущество ли долг или лишь право требования, которое в будущем превратится в имущество? Имуществом «де-юре» его стали называть потому, что только в момент возврата долга оно становится полноценным имуществом. Так, по мнению ханафитского мазхаба, права собственности на долг признаются как неполные права. В захиритском мазхабе долги практически никак не могут быть признаны имуществом, потому что относятся к области неопределенного (гарар), в чем нет точных гарантий и что подвержено рискам, таким, как затягивание с возвратом, неспособность расплатиться, непризнание задолженности и так далее, особенно когда речь заходит об отсроченных долгах. Чем больше срок долга, тем чаще люди зададутся вопросом: кто на самом деле владеет этим имуществом? И если права собственности на вещь они называют несомненными (точными) правами, то права собственности на долг называют вероятными правами.
Из книги Рафика Юнуса аль-Мисри «Фикх имущественных отношений».
«Имущество» в терминологическом значении. Ханафиты дали такое определение: «Имущество – это то, к чему склонен человек по своей природе, и что пригодно для хранения до времени потребности». Маликиты сказали: «Имущество – это то, на что распространяется собственность человека, и чем собственник владеет отдельно ото всех, если приобрел законным путем». Кады Абдуль-Уаххаб аль-Багдади определил так: «Это то, что обычно воспринимается как имущество и способно быть обменено на другую ценность». Шафииты говорят: «Имущество – это то, чем можно пользоваться и что обладает ценностью, за которую его можно продать». А ханбалиты дают такое определение: «Имущество – это то, чем разрешено пользоваться в общем». Имеется в виду во всех случаях. Из сказанного можно понять, что в ханафитском мазхабе не ставится условия о том, что вещь должна находиться в собственности, дабы считаться имуществом. Достаточно того, что вещь способна стать собственностью, например, разрешенное для охоты животное в пустыне, птица в небе. А то, что никак не способно стать владением, как, например, свет солнца, его тепло, – не будет называться имуществом, по мнению ханафитов. Мнение большинства мазхабов (кроме ханафитского) сводится к тому, что имуществом называется то, что обладает некой материальной ценностью для людей и что по исламу считается разрешенным для использования – речь идет о том, когда у человека есть выбор и возможности, но не о том, когда он попадает в затрудненную ситуацию или принужденность. Отсюда следует, что имуществом не будет называться то, что не обладает стоимостью из-за своей незначительности (например, одно пшеничное зернышко, капля воды, запах яблок).
Считаются ли услуги «имуществом»?
Услугой называется, например, проживание в жилом месте, ношение одежды, езда верхом и так далее. Ученые мазхабов высказали разные мнения по этому поводу. Так, ханафиты не считают подобное «имуществом», ведь все это нематериально, не способно сохраниться на какое-то время. Как только нечто подобное появляется в настоящем времени, то сразу же исчезает. Но когда речь заходит о возмездных сделках (например, договоре аренды), ханафиты уже называют услуги «имуществом». Такое решение основано на принципе «истихсан» у ханафитов, вопреки принципу суждения по аналогии («кыяс»). Что касается остальных мазхабов, то они считают услуги «имуществом», потому что используемые вещи не имеют значения сами по себе, но нужны лишь из-за той пользы, которую приносят. Обычаи людей тоже подтверждают это мнение. Кроме того, если услуги не считать имуществом, это может привести к утрате людских прав, а нечестивцы пожелают захватить услуги от того имущества, которым владеют другие люди.
Относятся ли долги к «имуществу»?
Большинство мазхабов (джумхур) считают долги имуществом. В отличие от них, ханафиты считают, что долг не может на самом деле называться имуществом, хотя признается как имущество, глядя на итог, к которому придет («имущество де-юре»). Некоторые ханафиты задались вопросом: имущество ли долг или лишь право требования, которое в будущем превратится в имущество? Имуществом «де-юре» его стали называть потому, что только в момент возврата долга оно становится полноценным имуществом. Так, по мнению ханафитского мазхаба, права собственности на долг признаются как неполные права. В захиритском мазхабе долги практически никак не могут быть признаны имуществом, потому что относятся к области неопределенного (гарар), в чем нет точных гарантий и что подвержено рискам, таким, как затягивание с возвратом, неспособность расплатиться, непризнание задолженности и так далее, особенно когда речь заходит об отсроченных долгах. Чем больше срок долга, тем чаще люди зададутся вопросом: кто на самом деле владеет этим имуществом? И если права собственности на вещь они называют несомненными (точными) правами, то права собственности на долг называют вероятными правами.
Из книги Рафика Юнуса аль-Мисри «Фикх имущественных отношений».
0 комментариев