Зачем мусульманину деньги?
Быть богатым – не значит много иметь, а значит много отдавать.
Много пишут о том, как заработать деньги, но совсем ничего о том, для чего. Обычно стараются мотивировать большими возможностями, богатым материальным состоянием, при котором «можно себе позволить все» или «жить на полную катушку». А что сказал бы на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает: «Как-то раз мы шли вместе с Посланником Алллаха, мир ему и благословение, пока не вошли в финиковую рощу одного из ансаров. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал есть финики, опавшие с пальм. А затем он обратился ко мне: «О, Ибн Умар, почему ты не ешь?».
Я ответил: «У меня нет аппетита, о Посланник Аллаха!». Тогда он сказал: «А у меня есть аппетит, так как уже четвертое утро я ничего не ел. Если бы я захотел, то попросил бы Господа своего и мне бы была дана власть рисмких императоров и персидских царей-хосроев. О, Ибн Умар, каково же будет твое положение, если будешь проживать в обществе, которое копит годовой запас провизии, а вера во Всевышнего будет слабой?».
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорит: «Клянусь Аллахом, после этого случая прошло немного времени, и был ниспослан вот этот аят: «Как много животных, которые не (могут) добыть себе пищи! Аллах кормит их и вас, Он – Слышащий, Знающий» (сура «Аль-Анкабут», «Паук», аят 60). Сразу после ниспослания этого аята Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний не велел мне накапливать богатства и следовать за страстями. Тот, кто копит свое богатство, надеясь жить вечно в этом мире, пусть знает, что жизнь в руках Всевышнего Аллаха. Знайте же! Я никогда не храню ни динаров, ни дирхамов, и не берегу еды на завтрашний день».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был истинным аскетом, чья надежда на Аллаха и довольство имеющимся были так глубоки, что ему не стоило труда вести довольно скромный образ жизни. И если мы не можем достигнуть такого же довольства малым, то стоит хотя бы научиться разумно распоряжаться тем, что мы получаем. Не накапливать наверняка не значит не зарабатывать денег вообще или предпочитать безделье халяльному труду. Наверно, в нелегкое для многих мусульман время, особенно важно, чтобы в числе верующих мусульман были состоятельные люди, которые оказывают помощь своим братьям и сестрам по всему миру, начиная с самых близких.
Один из первых примеров подобного – сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр Ас-Сиддык, да будет доволен им Аллах. До принятия Ислама он занимался торговлей и был один из богатейших людей Мекки. С принятием Ислама он израсходовал все свое имущество, освобождая пленных мусульман, и тратя свое имущество на нужды братьев.
Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в длинной рубашке из грубой ткани, на которой вместо застежек были колючки, сидел Абу Бакар, да будет доволен им Аллах. В этот момент спустился ангел Джабраил, мир ему, и обратившись с приветствием от Всевышнего, спросил: «Что это за грубая одежда на Абу Бакре?». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Этот человек потратил все свое имущество на пути Всевышнего». Джабраил, мир ему, сказал: «Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему, что Аллах доволен им».
Как бы нам не хотелось стабильности и долговечности нашего положения, но блага этого мира даны нам во временное пользование. И лучший способ сохранить их и пользоваться ими – это «инвестировать» их в нужды бедняков, а по сути «перевести» их из бумажек в руках в благие деяния на чаше весов в Судный день.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Если бы я владел золотом величиной с гору Ухуд, меня нисколько это не радовало бы, если бы по истечении трех ночей у меня оставалось больше, нежели то, что необходимо для оплаты долгов» (Бухари).
В хадисе Кудси Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Это богатство – Мое богатство, ты Мой раб. Нет у тебя ничего из Моего богатства, кроме того, что ты съел и истратил, или того, что одел, износил, или того, что ты дал в милостыню и тем самым сохранил ее».
Если лучший способ сохранить богатство – это отдать его на милостыню, значит самый богатый из нас – это самый щедрый. Ничто не делает человека таким богатым, как его способность отдавать.
«Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать – более радостно, чем брать, не потому что это лишение, а потому что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности» – писал психолог Э. Фромм.
Так что один из немногих способов получать от внешнего богатства радость и удовлетворенность – это переводить его во внутренние «активы», то есть добрые дела и наполненное сердце. Вспоминаются слова одной сестры-мусульманки. Однажды она на полученные средства приобрела подарки и необходимые своим родственникам вещи. И на замечание подруги, что она потратила много денег, сестра ответила: «А для чего еще нужны деньги?»… И действительно, а зачем еще нужны деньги, если не тратить на радость и обеспечение нуждающихся?
Ася Гагиева
4 комментария
«Поистине, дающие милостыню [по-настоящему нуждающимся, обездоленным, сиротам] мужчины и дающие милостыню женщины «одалживают» Всевышнему хорошую «ссуду» [делая добро другим во имя Него, Творца, совершенно бескорыстно, не ища выгоды и не ожидая благодарности], вернется это им приумноженным вдвойне (многократно). И им [этим людям, от Господа миров будет дана] щедрая награда».
Коран, 6:160
«Кто придет с единицей благого [кто совершит поступок, измеряемый хотя бы единицей благого], тому — десять подобий [тому как минимум десятикратно приумножится это и зачислится в личное дело, то есть вернется ему в мирском и в вечном десятикратным воздаянием]. Кто же придет с единицей злого, тому воздастся один к одному [не более того]. И они не будут притеснены. [Последние, к примеру, могут быть прощены, но никоим образом не будут наказаны большим, чем то, чего заслуживают]».
Коран, 2:261
«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Всевышний [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает]».
Перевод смыслов Корана (Ш. Аляутдинов)