Расчёт нисаба: с золота или серебра?
Каким образом должно происходить определение нисаба (минимальный размер состояния, достатка или имущества, с которого необходимо выплачивать закят) в современных условиях, когда получили распространение бумажные деньги? Что должно выступать в качестве эквивалента для расчёта — золото или серебро, или же вообще с бумажных денег нет необходимости платить закят?
Ответ:
В соответствии с преобладающим мнением среди учёных — бумажные, или так называемые декретные деньги, приравниваются в законоположениях к золоту и серебру, а соответственно с них необходимо выплачивать закят. Относительно же того, каким образом с бумажных денег должно происходить исчисление закята — среди учёных существует разногласие — что должно выступать в качестве эквивалента для исчисления — золото или серебро. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, соотношение цен золота и серебра по весу составляло приблизительно 1 к 7-ми, однако на сегодняшний день стоимость серебра по отношению к золоту сильно уменьшилась и цена одного грамма золота приблизительно равна цене 65 граммов серебра.
Часть учёных считает, что исчисление должно основываться на том, в чём больше пользы для бедных — и на данный момент это серебро, так как размер нисаба, исчисляемый по серебру, меньше, а соответственно становится больше людей платящих закят и увеличиваются объёмы его выплат. Другие же учёные исходят из того, что закят должен налагаться именно на богатых людей, имеющих излишек в своём имуществе, и на данный момент золото больше соответствует этой цели.
С нашей точки зрения, более правильным является второе мнение, так как текущая сумма нисаба по серебру составляет весьма незначительную сумму (около 13,5 тысяч рублей), и исчисление закята с неё наложит эту обязанность на очень многих людей, материальное положение которых далеко от благополучного и которые могут сами нуждаться в получении денежной помощи.
А Аллаху известно лучше.
Булат Мулюков
1 комментарий
Шариат указывает на конкретные виды имущества, с которых выплачивают закят, это – золото и серебро, скот, сельхозпродукция, торговое имущество, рудники и клады. Выплата закята становится обязательным по достижению этих видов имущества определённого количества, которая называется “нисабом”. У каждого вида имущества есть свой определённый нисаб.
Закят с золота и серебра
Условием для обязательства выплаты закята с золота и серебра является, чтобы их нисаб не уменьшался в течение целого года (даже путём обмена на подобных себе, в противном случае отчёт года начинается заново).
Нисаб золота – 80 г (20 мискал) = (2,125) г, а нисаб серебра – 560 г (200 дирхемов) = (14,75 г). С них выплачивают 1/40 часть (2,5%). Закят с золота и серебра выплачивают один раз в году, и независимо от того, в каком виде они находятся: монеты, слитки, самородки, посуда, лом, ювелирные изделия, используемые в качестве сбережений.
Закят не выплачивается с таких драгоценностей, как яхонт, жемчуг и т.д.
Закят выплачивают с женских золотых и серебряных украшений, которые они не носят и хранят дома.
С золотых и серебряных изделий, которыми женщина украшает себя, закят не выплачивается.
Если золото или серебро смешаны с другим металлом, то для выплаты закята рассматривают количество чистого золота и серебра.
Если посуда сделана из золота и серебра, и неизвестно точное количество каждого из них, но известно, что вес одного из них 600 грамм, а другого – 400 грамм, тогда следует выплатить закят с обоих, подразумевая, что и золото и серебро весят по 600 грамм. Это первый способ.
Второй способ – можно, расплавив посуду, отделить золото от серебра и, определив точное количество каждого, выплатить закят.
Согласно шариату как для мужчин, так и для женщин запрещено использовать золотую или серебряную посуду.
Если мужчина владеет и пользуется золотыми украшениями, то он обязан выплачивать с них закят, если даже он их не носит, а также с серебряных украшений, если даже он их носит. Следует отметить, что мужчине запрещается носить золотые или серебряные украшения, кроме серебряного кольца, это – сунна Пророка (мир ему и благословение).
Также мужчине разрешается украшать серебром оружие, к примеру, меч, копьё, щит. Мужчине не дозволяется украшать серебром уздечку и седло.
Женщине не дозволяется украшать оружие золотом и серебром.
Мужчине и женщине допускается украшать Коран серебром, а украшать золотом дозволяется только женщине.
Если мужчина наденет браслет для лечения, то с него закят не выплачивается, так как он надел браслет не для украшения, а для лечения, а это мужчине не запрещено. Если же мужчина хранит этот браслет дома, то он также должен выплатить с него закят.
При необходимости мужчине дозволяется использовать золото или серебро для небольших частей тела в виде протезов, таких как зуб, кончик пальца, нос. Например, если при несчастном случае мужчина потерял эти части тела, то ему дозволяется вставлять их, сделанные из золота.
islamdag.ru