Привлечение финансирования на исламских рынках капитала: опыт подготовки сделки мурабаха
В последнее время тема исламского финансирования приобрела особую популярность. Во многом это связано с введенными против России и ряда российских компаний санкциями. В частности, это обусловило невозможность привлечения финансирования на традиционных для российских компаний европейском и американских рынках долгового заимствования.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Возникшие затруднения с зарубежными кредитами отразились и на компаниях, не попавших в санкционный список. Для них стоимость заимствования в иностранной валюте выросла как минимум на 3 п. п. С учетом роста стоимости свопа на RUB/USD такое фондирование стало просто «золотым». На наш взгляд, значительный рост цены иностранных заимствований также препятствует фондированию крупных российских компаний, внесенных в санкционный список, через более мелкие российские банки – слишком высока стоимость для крупных игроков. Более того, западные инвесторы пока не спешат участвовать в размещении российских заемщиков до улучшения ситуации на политической арене.
Когда стало понятно, что санкции – это надолго и ни одна сторона конфликта не пойдет на существенные уступки, которые могли бы резко снизить напряженность, в том числе на финансовых рынках, в России начали говорить о развороте на Восток, прежде всего подразумевая Китай с его финансовым центром Гонконгом, а также Сингапур. Одновременно с этим оживилось обсуждение и, хотелось бы верить, реальная работа ряда заемщиков по привлечению фондирования на исламских рынках капитала.
В августе 2014 года Ассоциация российских банков (АРБ) предложила отдельное лицензирование банков, собирающихся заниматься исламским банкингом. По информации, размещенной на сайте ассоциации, АРБ опросила банки на предмет совершения сделок исламского финансирования в России и направила соответствующее письмо главе департамента банковского надзора Центрального банка Российской Федерации. «Несмотря на растущий интерес к этим инструментам, российское законодательство не позволяет банкам в полной мере заниматься исламским банкингом. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук», «мудараба» и т. п. Для разрешения данной проблемы предлагается принять специальный федеральный закон, например, назвав его «Об исламских финансах», помимо прочего определяющий все эти понятия», – говорится в письме.
Кроме того, как следует из письма, АРБ считает необходимым разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления таких операций локальным актом ЦБ РФ. В своей отчетности банк должен будет обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций и создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций.
«В лицензии, возможно, необходимо будет оговорить, что кредитная организация, лицензированная для оказания исламских финансовых услуг, может в регулярном порядке принимать на баланс не денежные активы (вне торговой книги), которые не будут рассматриваться как непрофильные и не станут подвергаться повышенному резервированию», – указывает АРБ.
Ассоциация также предложила сформировать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующих исламским принципам, и организовать в рамках Центробанка Центральный шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, определяющим соответствие операций банков шариатским принципам.
Мы привели это обращение АРБ, чтобы у читателей, не занимающихся углубленно темой исламского финансирования, появилось понимание, что, несмотря на крайне малое количество сделок по законам шариата, совершенных в банковской сфере России или с участием российских банков, в последнее время активизировалась научная, практическая и, как мы видим, законотворческая деятельность в этом направлении.
«Бинбанк» также имеет опыт работы в области исламского банкинга. В частности, темой привлечения финансирования на исламских рынках капитала с помощью инструментов мурабаха и сукук банк начал интересоваться задолго до эскалации политического конфликта на Украине, когда никому в голову не могло прийти, что это приведет к экономической и финансовой блокаде России со стороны ряда европейских стран и США.
Хотелось бы обратить внимание, что «Бинбанк» никогда не планировал развитие именно исламского банкинга, т. е. мы являемся классическим корпоративно-розничным частным банком России, развивающимся исключительно в правовом поле российского законодательства без какого-либо экзотического инструментария. Все описанное здесь относится только к работе команды DCM (debt capital markets) нашего банка для целей привлечения фондирования с финансовых рынков.
Работа над сделкой мурабаха началась в конце 2012 г., сразу после моего прихода в «Бинбанк» на должность руководителя нового департамента, решение о создании которого было только принято. Предстояло набрать команду, утвердить ключевые KPI и соблюсти массу других формальностей. Одной из основных задач нового подразделения DCM стало увеличение объемов фондирования с международных рынков капитала, в том числе путем выхода на новые рынки заимствований.
Сразу оговорюсь, что сделка мурабаха так и не была закрыта, поэтому не все условия и участники проекта могут быть разглашены по причине конфиденциальности. До сих пор количество успешно реализованных привлечений российскими заемщиками на исламских рынках настолько мало, что любой обмен опытом может быть полезен тем, кто еще только задумывается над подобными инструментами.
Далее наименования участников сделки будут написаны с большой буквы для того, чтобы было понятно, что эти наименования используются вместо реальных названий компаний. Чтобы не утомлять читателей, автор постарался избежать изложения теоретических концепций, которые интересующийся читатель сможет самостоятельно найти в открытых источниках, и изложил только практические наработки и рекомендации.
ИСТОРИЯ РАБОТЫ НАД СДЕЛКОЙ
• Май 2012 г. – подписание соглашения с Организатором финансирования.
• Декабрь 2012 г. – правлением «Бинбанка» принято решение о подписании Соглашения мурабаха без индикативов.
• Май 2013 г. – подписание Соглашения мурабаха без индикативов (COMMODITY MURABAHA FINANCING AGREEMENT).
• Май 2013г. – получение положительного заключения шариатского эксперта (Куала-Лумпур, Малайзия).
• Май-ноябрь 2013 г. – проведение DD (процедура проверки – due diligence) Исламским Банком.
• Июль 2013 г. – вынесение на правление «Бинбанка» долгосрочного плана по привлечению финансирования на исламских рынках капитала.
• Ноябрь 2013 г. – негативное решение Исламского Банка по предоставлению фондирования.
• Ноябрь 2013 г. – приостановление сделки мурабаха.
Все необходимые стадии пройдены: подписание мандата с организаторами, принятие принципиального решения коллегиальным органом банка-заемщика, подписание рамочного соглашения с исламским банком, получение заключения шариатского эксперта (в нашей сделке носило формальный характер), проведение DD и вынесение на кредитный комитет исламского банка нашей заявки.
Несмотря на кажущуюся простоту и сходство процесса с любым другим проектом по иностранным заимствованиям (за исключением шариатского эксперта), основная сложность была связана именно с необычными формой и содержанием сделки. Действительно, очень много времени и усилий потрачено именно на получение согласований от заинтересованных подразделений нашего банка в процессе утверждения стратегии, документации и условий первого транша. Если даже давно прижившиеся среди российских банковских профессионалов модели и концепции английского права, по которому структурируется большинство сделок международных заимствований, часто требуют комментариев со стороны внешних консультантов (международные юридические фирмы, инвестиционные банки), то процесс согласования, например, схемы бухгалтерского учета мурабахи вызывал значительные трудности. С другой стороны, с каждым новым «разжевыванием» сложной исламской материи для наших коллег нам иногда приходилось признавать, что мы и сами не всегда однозначно понимали условия сделки.
Хотелось обратить внимание читателей на одну важнейшую особенность, с которой мы столкнулись в работе над сделкой (по оценкам других участников рынка, она является одной из ключевых): не всегда можно безупречно следовать графику работы и бороться с предсказуемыми отклонениями в этом процессе. Прежде всего, нужно быть готовым к тому, что во время религиозных праздников исламские банки могут брать довольно продолжительную паузу в работе над вашим проектом. Влиять на ситуацию вряд ли получится, рекомендуем запастись терпением и настроить своих боссов соответствующим образом.
ПРИЧИНЫ НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Основными факторами, обусловившими старт проекта, стали:
1. Ожидания, что на исламских рынках стоимость фондирования может быть ниже, чем на западных.
2. Заинтересованность в расширении источников международного фондирования.
3. Контакт с профессиональными консультантами, готовыми оказать помощь в организации сделки.
Позднее мы поняли, что не все вышеперечисленное является достаточным основанием для начала работы.
1. Стоимость фондирования на исламских рынках.
В 2012 г. стоимость фондирования по программе Еврокоммерческих ценных бумаг (ЕСР) на 300 млн долл., которая тогда являлась для нас единственным источником фондирования с открытых международных рынков капитала, составила около 8% (на год). Мы знали об исламских финансовых рынках следующее: рынки стран Персидского залива являются наиболее эффективно действующими, ставка на межбанке может быть почти нулевой, в регионе сосредоточено колоссальное количество денег и нам удастся получить относительно недорого кредит. Уж точно дешевле 8%!
2. Заинтересованность в расширении источников международного фондирования.
Повторюсь, что в случае положительного результата этот инструмент стал бы для нашего банка одним из источников международного фондирования, наряду с евробондами, ЕСР и другими источниками, опыт использования которых у нас уже имелся. Никакого особого статуса или приоритета по этому проекту не существовало – просто было интересно разобраться в предмете, тем более что предварительно нам дали добро на разработку проекта. Позднее стало понятно, что специальный статус проекта и реальная заинтересованность руководства банка являются залогом успешной реализации подобного рода начинаний. Прежде всего, потому, что в начале (а возможно, даже в течение первых нескольких сделок) доходность этих операций будет ничтожной (скорее всего, убыточной) из-за больших расходов на организацию структуры, оплаты услуг консультантов и организаторов, премии инвесторам за доступ на новый рынок заимствований.
3. Контакт с профессиональными консультантами, готовыми оказать помощь в организации сделки.
Отсутствие реального опыта проведения подобных сделок вынуждало нас так или иначе довериться консультантам, которые, с их слов, обладали всеми необходимыми контактами в исламских банках и опытом, достаточным для успешного сопровождения. Сразу поясню: никто ничего не обещал и не гарантировал, мандат, как это часто бывает, был подписан на условиях best affords.
В начале мы начинали проект с четким осознанием того, что идти или не идти в первую сделку мы сможем, только просчитав экономический эффект и оценив все риски. Для этого нам нужно было собрать и проанализировать необходимую информацию. Кого-то на российском рынке, кто мог подсказать, как более или менее точно оценить параметры или саму вероятность будущего привлечения для нас, просто не было. Напомню, что среди российских банков сделку по принципам шариата на тот момент совершил только казанский «Ак Барс», осуществивший дебютную сделку на 60 млн долл. в 2011 г. Позже, в январе 2014 г., в рамках второй сделки он также привлек 100 млн долл. от инвесторов из стран Ближнего Востока и Персидского залива.
Как уже было сказано, относительно быстро стало понятно, что за выход на новые рынки придется платить, поэтому для обоснования экономической целесообразности мы разработали и вынесли на правление план по развитию этого направления на 3-5 лет. В рамках него мы планировали осуществить следующие мероприятия:
• встречи и презентации банка в исламских финансовых центрах;
• участие в саммитах и конференциях;
• несколько сделок по схеме исламского финансирования (мурабаха/иджара);
• открытие представительств банка в странах Персидского залива;
• выпуск биржевых сукук.
Все указанные мероприятия располагаются в порядке исполнения.
Ключевым моментом, согласно плану, являлось постепенное вхождение на рынок исламских финансов (прежде всего стран Персидского залива и Малайзии) путем организации дружеских встреч и приемов с приглашением топ-менеджмента банков, а также участия в конференциях и круглых столах, на которых мы планировали презентовать банк. Кроме того, предполагалось совершение нескольких небольших по объему и форме (мурабаха или иджара) сделок по привлечению фондирования с целью выхода на сукук, которые по своим параметрам (объем, срок) можно сравнить с традиционными евробондами.
Одним из заключительных этапов после успешного закрытия нескольких первых сделок, для улучшения взаимодействия с инвесторами и повышения узнаваемости в регионе планировалось открытие представительств в государствах Персидского залива.
СТОИМОСТЬ ЗАИМСТВОВАНИЙ
Стоимость заимствований за 5 лет активной работы, в течение которых планировалось сделать несколько краткосрочных сделок по форме мурабаха и один долгосрочный сукук (при этом обязательно должна была вестись работа по продвижению банка на исламских рынках и расширению базы инвесторов), незначительно снизилась.
Это связано прежде всего с увеличением объемов и сроков привлечений. Даже рост кредитного рейтинга нашего банка на две ступени, который закладывался при расчетах (с B до ВВ-), не давал нам ставку менее 7,5% годовых (на 3 года). Такая цена денег, видимо, является сопоставимой с евробондами при значительно больших расходах на продвижение на новом рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При подготовке к исламским сделкам подобного рода нашим коллегам следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Четко определять цели, которые вы преследуете, прибегая к новым инструментам из арсенала исламских финансов. Начинать ради одной сделки не имеет смысла. Желательно иметь долгосрочную стратегию выхода и развития на этих рынках.
2. Будьте готовы нести дополнительные расходы (платить премию за выход на новые рынки финансирования), особенно при первых сделках.
3. Приготовьтесь и заложите в план долгие переговоры и встречи, консультации и участие в конференциях (желательно в странах Персидского залива, Турции и Малайзии).
4. С первых дней включите в рабочую группу представителей всех заинтересованных подразделений вашего банка, чтобы они досконально понимали предмет, что в дальнейшем поможет при согласовании с ними документации и условий привлечений.
5. Если у вас нет своего исторического интереса в регионе, целесообразно установить и расширить бизнес-контакты, чтобы стать «своим». Помочь в этом может открытие на определенном этапе работы представительства в регионе.
Владимир Сисаури,
Директор Центра долгового фондирования и структурного финансирования «Бинбанка»
Журнал «Рынок ценных бумаг»
4 комментария
Объём рынка сукук в 2015 году превысит 50-60 млрд. долларов
Вторую половину текущего года называют более успешной с точки зрения совершения сделок по выпуску исламских ценных бумаг Читать дальше →
То есть если учитывать расходы для выхода на новые рынки капитала, финансирования из исламских банков не дешевле евробондов?
Думаю, что нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Да, первый опыт, выход на рынки — все это затратно и сложно. Но насколько это окупается в среднесрочной и долгосрочной перспективе показывает время, а такого опыта у нас в условиях неразвитости в России отрасли исламских финансов — попросту нет.
В общем-то в самой статье Владимир Сисаури и указала, что "Начинать ради одной сделки не имеет смысла. Желательно иметь долгосрочную стратегию выхода и развития на этих рынках."