28 Apr 17:33 avatar

На территории какой современной страны находится место встречи Мусы и Хызыра?

История и археология: На территории какой современной страны находится место встречи Мусы и Хызыра (а.с.)?
В 60 аяте суры Кяхф, говорится: «Вот Муса сказал молодому человеку (своему слуге): «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы»».
 
В большинстве риваятов сообщается, что этим молодым человеком был Йуша ибн Нун, так как он прислуживал Мусе (алейхи салям) и учился у него. Поскольку в основном слугами были молодые люди, то в арабском языке к ним было принято обращаться именно так «молодой человек». В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не говорите вашим слугам «мой раб», «моя рабыня», а говорите им «молодой человек»» (Бухари, 17). По всей вероятности, это событие произошло в Синайской пустыне, после того, как Муса (алейхи салям) вышел из Египта. О причинах этого события в риваятах сообщается следующее:
 
Однажды обратившись к Господу, Муса (алейхи салям) спросил: «О, мой Господь! Кто из рабов наиболее любим Тобой?». Аллах ответил: «Тот, кто всегда поминает Меня и никогда не забывает». Муса спросил: «О, мой Господь! Кто из Твоих рабов самый мудрый?». Господь ответил: «Тот, кто принимает решения, руководствуясь истиной, а не своими желаниями». Муса сказал: «О, мой Господь! Есть ли среди твоих рабов более знающий, чем я?». Аллах ответил: «Да, есть». Муса (алейхи салям) спросил: «Где мне найти его?». Аллах ответил: «Ты найдешь его в месте слияния двух морей, там, где рядом со скалой ты потеряешь свою рыбу».
 
Логично предположить, что местом слияния двух морей является какой-либо пролив. Так, например, Каб Курази высказал мнение, что этим местом является Гибралтарский пролив.
 
Однако Муджахид и Катада высказали мнение, что этим местом является место соединения Персидского залива и Средиземного моря, но в этом случае речь может идти о территории земли, так как между Средиземным морем и Персидским заливом нет пролива, который бы соединял их.
 
Ибн Атиййа сказал: «Иранское море (Персидский залив) является частью Индийского океана и тянется с юга на север, а вторым морем является Средиземное море. То есть здесь говорится не о месте слияния двух морей, а о месте, расположенном между двумя морями. И таким местом является Сирия».
 
Некоторые считали, что местом слияния двух морей является место соединения пресных и соленых вод, то есть место, где река впадает в море. Высказывалось мнение, что таким местом могло быть место на территории современного Азербайджана, где река Кура впадает в Каспийское море.
 
Также среди муфассиров были и те, кто толковал «слияние двух морей» как встречу Мусы и Хызыра (алейхима салям), каждый из которых являлся морем знаний.

islam-today.ru

1 комментарий

avatar
Вопрос: Салям алейкум, муфтий хазрат! Кто такой Хызыр? Говорят, он пророком был? Жив ли он по сей день? (Расул)
----------------------------------------------------------------------------
Ответ:
Ассаламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Хызыр — человек живший во времена Мусы (алейхи салям) и видевшийся с ним. В суре аль-Кяхф говорится, что он относится к великим рабам Аллаха. Зачастую мусульмане ведут споры по поводу того, что были ли Зуль Карнейн, Хызыр и Лукман пророками, или же они были праведниками. Порой люди в данном вопросе разделяются на два лагеря, и не у одного нет явных доказательств на то, что они точно были пророками, или праведниками. Поэтому нам следует оставить споры об этом. Ведь поистине, если кто-то назовет пророка не пророком или не признает его пророчество, то станет неверным.
Аналогично, если кто-то назовет пророком того, кто не является пророком,  то тот человек тоже станет неверным. Поэтому оставьте эти споры! Что же касается вопроса «жив ли Хызыр по сей день?», то я затрудняюсь ответить однозначно, так как среди ученых Ахлу Сунна имеются разногласия в этом вопросе. Например, Бухари и Муслим сказали, что если бы Хызыр дожил до времен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то обязательно встретился бы с ним и служил Исламу, а также принимал участие в военных походах. Но об этом нет известий. Но тем не менее, Имам Навави в книге «Тахзиб аль-Асма валь люгат», опираясь на некоторые хадисы, утверждает, что Хызыр не умер и будет жить вплоть до кыямата (воскрешения). Ибн ас-Салях тоже сказал: «По мнению большинства ученых, Хызыр до сих пор живет».
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов

Оставить комментарий