14 Feb 21:13 avatar

Мусульманская история Иерусалима: дефицит исторического нарратива

Темный арочный свод и старая неприметная пластмассовая табличка – это все, чем выделяется вход в резиденцию и мечеть Салахуддина аль-Аюби – великого мусульманского полководца, который отвоевал Иерусалим у крестоносцев и стал правителем города.


Внутри все напоминает об этом периоде: имя Салахуддина написано ниже слов «Аллах» и «Мухаммад» на металлических оконных решетках, на люке над старинным водохранилищем, на зеленой двери, ведущей на крышу соседнего Храма Гроба Господня, теперь закрытой.

Именно отсюда, с крыши главной святыни христианства, Салахуддин обычно наблюдал христианское население Иерусалима, говорит имам Ахмад Шалхуб (Ahmad Shalhoub).

Несмотря на историческую важность Ханка Салахия, как называют в Иерусалиме эту мечеть, верующие и туристы редко сюда заглядывают. Единственная другая мечеть в христианском квартале – это мечеть, построенная в честь первого мусульманского завоевателя Иерусалима, праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, который отказался совершать намаз в Храме Гроба Господня из уважения к христианам.

Имам Шалхуб – в его обязанности входит открывать мечеть перед намазом и закрывать сразу после него – говорит, что раньше мечеть была больше. Он указывает на заложенные сводчатые проемы, которые, по его словам, вели в пределы, переданные разным христианским и конфессиям и другим соседям.

Тот факт, что Ханка Салахия – суфийская обитель, действовавшая до прихода в Палестину британцев в 1917 году – стерлась из памяти Иерусалима, указывает на несовершенство современной архивной системы и «белые пятна» в мусульманских хрониках города.

В то время как Израиль каждую неделю сообщает о находках, относящихся к еврейской истории, а по мощеным улицам города целыми днями тянется поток христианских паломников и туристов, мусульманская история Иерусалима малозаметна – исключение составляет, разве что, комплекс мечети аль-Акса.

Пожалуй, этот контраст наиболее очевиден в случае с «туннелем  Западной стены» – системой подземных переходов, которые тянутся вдоль стен комплекса Харам аль-Шариф (евреи называют это место Храмовой горой) – великой святыни и ислама, и иудаизма.

Туннель был обнаружен во время раскопок в Старом городе, начатых властями Израиля в 1980-х годах. Возможно, поэтому его почти исключительно связывают с событиями еврейской истории, и даже звучат опасения, что, копая так близко к фундаменту Аксы, власти пытаются повредить его.

«Эти раскопки годами вызывают справедливую критику того, что на самом деле делается», — говорит глава археологической НКО «Эмек Шавех» Йонатан Мизрахи (Yonathan Mizrahi).

По его словам, у палестинцев есть основания для сомнений в истинных целях израильских археологических раскопок в Старом городе, тем более рядом с мечетью аль-Акса. Однако туннель вдоль Западной стены (Стены плача) – свидетельство не только еврейской истории.

«Большая часть этих руин относится к разным периодам: римскому, византийскому, временам разных мусульманских династий. История, которую видит публика, представлена, в большей степени, с еврейской точки зрения. Это просто вопрос информационной картины», — говорит Й. Мизрахи.

С ним согласен гид по Иерусалиму Хишам Хатиб (Hisham Khatib). Водя туристов по туннелю, он показывает им, что своды, коридоры, каменная кладка – все это доказывает, что к строительству приложили руку мусульманские ремесленники, не говоря уже о том, что древнее основание города заложили римляне.

«Разве это они [израильтяне] построили эти стены? Нет. Стены были и раньше. Израильтяне только разобрали развалины. Возможно, это было неудачное время – туннель открыли в 1996 году», т.е. сразу после первой интифады, говорит Х. Хатиб. Он вспоминает, как возмутились ничего не подозревавшие жители Старого города, когда вдруг увидели отверстия в земле, ведущие в туннели.

По его словам, опасения по поводу того, что Израиль намерен разрушить Аксу, отчасти подкрепляются дефицитом документальных свидетельств арабской и мусульманской истории города.

Экскурсовод жалуется на то, что население слишком легко забыло многие здания, находившиеся в Старом городе, которые были захвачены или снесены, чему не осталось официальных подтверждений, кроме сообщений СМИ.

Между тем, в подтверждениях нет недостатка: Х. Хатиб утверждает, что лично встречался со многими жителями исторической центральной части Иерусалима, у которых сохранились документы о выселении и доказательства того, что их дома были экспроприированы властями или поселенцами.

«Наша история передается из уст в уста. Самая отдаленная история – это то, что нам рассказывали деды… Традиционно мы не знали грамоты… у нас не было ученых, профессоров, которые могли бы отстоять факты нашей тяжелой жизни в историческом контексте. Нам, палестинцам, не хватает своей концепции истории», — говорит он.

В представлении многих палестинцев ничто так наглядно не иллюстрирует утрату их исторического наследия, как судьба старого Марокканского квартала, практически полностью снесенного бульдозерами ради строительства нынешнего еврейского квартала.

Исторические памятники – дома, школы, мечети – свидетельствовавшие о столетиях мусульманской цивилизации, восходящей ко временам Салахуддина, были уничтожены после того, как Израиль отобрал у Иордании контроль над Старым городов в результате войны 1967 года.

«В Марокканском квартале была древняя мечеть. Но люди этого не помнят. Эта мечеть исчезла. Я думаю, что необходимо поднимать такие вопросы», —говорит профессор Университета аль-Кудс Мустафа Абу Свай (Mustafa Abu Sway). Он возглавляет исследование трудов аль-Газали, наиболее известные из которых ученый написал в Иерусалиме.

«Палестинская администрация должна говорить о специфике разрушенных мест [в Марокканском квартале]. Если взять все эти здания – невероятно, что все это потеряно», — говорит Абу Свай.

Скудные документальные свидетельства мусульманской истории дополняет тот факт, что мусульманский период, не считая сравнительно короткого промежутка владычества крестоносцев, был самым продолжительным в истории города периодом присутствия здесь одной цивилизации. Это противоречит утверждениям израильтян о том, что Иерусалим в течение трех тысяч лет был еврейской столицей.

«Нарратив во многом рассчитан на эмоциональную реакцию. И разработкой нарратива должны заниматься исследователи, это должно делаться не под влиянием момента, не как реакция на угрозу… Для этого у нас есть масса документов и рукописей», — говорит Абу Свай.

Впрочем, он признает, что палестинцам, не живущим в Иерусалиме, сложно изучать любую концепцию его истории, основанную на идее оккупации палестинских территорий. Это относится и к его студентам в университете аль-Кудс, который расположен на оккупированном Западном берегу.

«Они учат историю этой земли, но не могут постичь. Но откуда им черпать представления, если не из книг? Они буквально застряли по другую сторону стены», — говорит он.

С южной стороны стен, окружающих Старый город, находится Сильван – исторический квартал, считающийся местом размещения самой древней цивилизации на территории Иерусалима. Здесь проводится множество раскопок, некоторые нанесли вред историческим памятникам, связанным с исламом, говорит Мизрахи.

В частности, раскопки повреждают дома, при этом не ведется никакой работы по выяснению причин этих повреждений или учету разрушенных памятников, утверждает экскурсовод Х. Хатиб.

НКО «Палестинский взгляд», занимающаяся созданием цифрового туристического атласа по историческим местам Иерусалима, пытается заполнить пробелы в существующей информационной картине.

«Это очень важно, потому что наша история, история палестинцев, имеет мало документальных доказательств. Это негативно влияет на нашу возможность отстоять ее… На нас всегда влияли еврейские данные. Чем дальше, тем важнее, чтобы мы осознали необходимость документального сохранения своей истории», — говорит Ала Саффури (Alaa Saffouri) из «Палестинского взгляда».

Она надеется, что мобильное приложение Ziqaq поможет показать палестинскую версию истории Иерусалима, и им будут пользоваться не только туристы, но и палестинцы, живущие за пределами Иерусалима.

Сейчас ее НКО работает над сбором информации, и Саффури признает, что те, на кого рассчитано приложение, могут не всегда иметь возможность пользоваться им по своему желанию: это, в первую очередь, палестинцы с оккупированного Западного берега, которым редко удается получить разрешение на посещение Иерусалима.

«У них может быть проблема с доступом в Восточный Иерусалим, он достаточно изолирован. Для остальных это просто Иерусалим, город Израиля. А наша история находится где-то на задворках», — сожалеет она.


middleeastmonitor.com via islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий