Селфи с точки зрения Ислама
Что такое селфи, сегодня не знает разве что ленивый. Эпидемия фотографирования себя добралась и до мусульман, не оставив равнодушным фактически никого: одни себя охотно фотографируют, выкладывая снимки в социальные сети, а другие не менее охотно критикуют подобное занятие. Что же такое селфи, и почему это занятие вызывает столько разногласий среди мусульман? Попробуем в этом разобраться.
Что такое селфи?
В переводе с английского «селфи» (selfie) буквально значит «себяшка». Это разновидность автопортрета, не всегда качественная и чаще всего не особо содержательная, обычно не представляющая какой-либо художественной ценности. Термин приобрел известность в конце 2000‑х годов, но настоящий бум селфи приходится на начало 2010‑х, благодаря развитию мобильных устройств, появлению средств для обработки фото и даже специальных социальных сетей, типа Instagram, где полученной фотографией можно похвастаться.
Фотографии в стиле селфи популярны среди представителей разных возрастных групп. Конечно, основной аудиторией, размещающей селфи в сети, до сих пор остается молодежь (30% в возрасте 18-24 года и чуть больше 35% — 25-34 года), но, похоже, старшее поколение уступать не собирается. Селфи стало настолько широко употребляемым словом, что уже вошло в Оксфордский словарь английского языка.
В то время как селфи побивают все возможные рекорды по количеству размещений в соцсетях и «лайкам» (даже папа римский Франциск и многие президенты уже несколько раз, что называется, взорвали сеть своими селфи), психологи бьют тревогу. Американская ассоциация психиатров причислила зависимость от съемки автопортретов к психическому расстройству. Специалисты уже придумали одержимости селфи название — селфит (selfitis). Подобная зависимость причисляется к обсессивно-компульсивному расстройству и желанию показать себя в несвойственном (лучшем, чем на самом деле) качестве.
Психологи разработали собственные критерии, по которым можно отличить простых любителей показать себя от одержимых. Так, последние делают автопортреты и выкладывают их в сеть не менее трех раз в день. Причем действенного лечения от навязчивого расстройства пока не изобрели.
Кстати, 8 из 10 опрошенных мной любителей селфи не видят в этом ничего зазорного. Они утверждают, что для них это способ передачи позитивных эмоций, а также сообщение родным и близким в соцсетях: «я в порядке, и у меня все замечательно». Только двое из опрошенных респондентов не смогли внятно объяснить, для чего им необходимо размещение «себяшек» в Интернете.
Селфи и религия
Сообщения о повальном увлечении мусульман селфи впервые начали вызывать беспокойства в прошлом году во время хаджа. Новостные порталы ArabNews и BuzzFeed, Huffington Post и BBC News неоднократно сообщали, что в то время как одни мусульмане фотографируются во время хаджа, другие приходят от этого в ярость, поскольку, по их мнению, селфи — это способ самолюбования и хвастовства, что категорически запрещено Исламом.
Критически относятся к селфи и представители христианства, иудаизма и даже буддизма, ссылаясь на то, что самолюбование противоречит их религии.
Шейх Расим Дервишев, которого мы попросили прокомментировать эту проблему, отметил, что сама по себе фотография не запрещена, однако селфи вызывает серьезные вопросы:
«Проблемы начинаются, когда эти снимки выставляют в социальных сетях с неправильной целью. Особенно это касается тех, кто фотографирует себя с целью понравиться посетителям своих страниц. Еще хуже, когда начинают откровенно позировать, или, что называется „строить глазки“, что совершенно недопустимо с точки зрения Ислама.
Соответственно, можно утверждать, что селфи может быть дозволенным (мубах), если не несет фитны и фотографии не находятся в общем доступе, а может быть и порицаемым (макрух) — когда есть вероятность фитны.
Селфи однозначно является запретным (харам), если цель такой съемки — соблазнение противоположного пола.
Общий совет для всех пользователей соцсетей: будьте внимательны по отношению к фотографиям, которые размещаете. А Аллах знает лучше».
Снимать или не снимать – вот в чем вопрос
Посему выбор стоит перед каждым индивидуально. Главное, быть честным с самим собой и всегда знать, что и с какой целью делаешь. А уж если ответить на эти вопросы не представляется возможным, то стараться избежать нежелательных действий ради довольства Всевышнего.
Газета «Арраид», № 11 (181), 2014 г.
0 комментариев