Долговая лихва
Одним из видов ростовщичества является долговая лихва. Что же она представляет собой?
Согласно Шариату, это предоставление одним лицом другому определённого количества имущества на какой-то срок с условием извлечения из этого какой-либо выгоды и пользы для себя: материальной, физической или словесной.
Возможность обрести имущество в долг установлен Всевышним Аллахом в качестве помощи и благотворительности для людей, а никак не для того, чтобы посредством этого притеснять их. В хадисе, переданном ат-Табрани, говорится:
كلُّ قَرْضٍ يَجُرُّ منفعةً فهو ربًا (رواه الطبراني)
«Любой долг, который влечёт за собой какую-либо пользу, выгоду, является ростовщичеством».
Данный вид деловых отношений с точки зрения Шариата является недействительным и запретным. Это тот самый вид ростовщичества, который имел распространение в доисламскую эпоху невежества (джахилийя). Некоторые лица, к сожалению, путают умы людей, говоря, что ростовщичество – это одно из средств получения прибыли, и якобы нет разницы между ним и куплей-продажей. Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
وَأَحَلَّ الله الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا (البقرة، 275)
Смысл: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» («аль-Бакара», аят 275).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Вы остерегайтесь семи грехов, губящих человека». Его спросили: «Что это за грехи, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Он ответил: «Отрицание Единобожия, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать, употребление плодов ростовщичества, пожирание имущества сирот, дезертирство (со священной войны), клевета на непорочных женщин» (аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, Коран и хадисы однозначно запрещают заниматься лихвой, в какой бы то ни было форме. Поэтому человек, считающий ростовщичество дозволенным, впадает в неверие. И в то же время Коран и хадисы разрешают торговлю, установив, таким образом, разграничение между дозволенным и запретным.
Долговое ростовщичество случается, например, если человек поставил условие: «Я дам тебе 10 000 рублей (или любое другое имущество) в долг, если ты продашь мне свой компьютер или заступишься за меня перед кем-либо». То есть когда человек отдаёт что-либо взаймы, он должен делать это ради Всевышнего Аллаха. Но если, кроме вознаграждения от Всевышнего, он поставит условие получить денежную, телесную или словесную пользу, то это является ростовщичеством.
Ростовщичеством является и процентный кредит, выдаваемый государственными или коммерческими банками.
В такой запретный вид подпадает и кредит, который выдают некоторые организации абитуриентам, желающим поступить на учёбу в различные вузы. Эти организации ставят условие абитуриентам, что после окончания учёбы они должны будут в течение определенного периода проработать в их учреждении или школах. При этом не важно, будет ли заработная плата, которую представители данных организаций собираются давать им, соответствовать рыночной цене.
Однако не запрещено отдавать и брать подарок при возвращении долга, если об этом ничего не упоминалось в договоре. Например, кто-то взял у вас 1000 долларов в долг. Затем при возвращении долга он захотел выразить вам благодарность за оказанную вами помощь. Так он вдобавок к 1000 долларам отдал вам еще 50 долларов, т.е. всего 1050 долларов. Вам не запрещено взять эти средства, ибо они являются подарком, и не упоминались в договоре. Эти средства также не считаются взяткой, ибо взятка это то, что даётся с целью сделать истинное ложным, или, наоборот, ложное – истинным. Таким образом, если заёмщик желает воздать благом за благо, то он может вернуть долг с подарком со своей стороны, и это дозволено, ибо предоставление имущества в долг – это одно из благих деяний, за которое предусмотрено вознаграждение от Всевышнего, если оно соответствует установкам Шариата. Так поступил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Однажды он взял у некоего человека молодого верблюда, а возвращая, отдал ему верблюда, который был уже в седьмом году жизни, т.е. был старше того возрастом. И это – дозволенное деяние. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) даже восхвалил того, кто поступает подобным образом в своих словах:
إنّ خيار الناس أحسنهم قضاءً (رواه مسلم)
«Лучшими из людей являются те, которые лучше всех рассчитываются со своими долгами» (Муслим).
Таким образом, если кто-либо возьмёт деньги в долг без каких-либо условий и, возвращая его, отдаст хозяину больше, чем полагалось, то это не является ростовщичеством. Исключение составляет случай с деньгами, которые выдаются в банке, ибо за счёт вложенных денег банковские сотрудники используют ростовщичество, потому это является запрещенным.
Человеку, имеющему возможность, очень желательно отдавать деньги в долг (естественно, без процентов или каких-либо других условий), когда кто-либо нуждающийся просит этого у него. Этот поступок высоко награждается в Исламе. За такого человека, который предложил вам деньги, рекомендуется прочесть даже мольбу. В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Усамы ибн Зайда, говорится: «Человеку, которому кто-либо совершил добро, желательно сказать:
بَارَكَ اللهُ لَكَ فِي أَهْلِكَ وَمَالِكَ
«Да благословит Аллах тебя, твою семью и имущество!»
А что касается человека, который предоставляет имущество другому с процентами, то он, представляясь благодетелем, на самом деле является большим грешником и притеснителем, который отбирает чужие деньги. Не в малой степени виноват и тот, кто просит долг подобным образом. Ведь если обе стороны хотят получить обоюдную денежную выгоду, то можно, изучив шариатские законы, заключить сделку под названием «кираз» и делить между собой полученную прибыль так, как им удобно.
Находятся и такие люди, которые вкладывают денежные средства в банки с целью получить проценты, это также относится к лихве. Ни по одному из четырёх мазхабов не разрешается хранить деньги в подобных банках и получать от них проценты. А если нет другого места для хранения денег, то в крайне необходимых случаях можно их вкладывать в банк, но только с намерением хранить деньги. Что же касается процентов с денег, полученных этим путём, то их нужно израсходовать в благотворительных целях: раздать бедным, вложить в постройку мечетей, мостов, проведение воды, то есть их нужно использовать для общественной пользы. Однако ни в коем случае их нельзя оставлять в банке, так же как нельзя их использовать в собственных целях. Так пишет всемирно известный мусульманский учёный Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в книге «Маа ан-нас».
Подобная банковская система и кредитование придуманы не для того, чтобы мы с вами богатели. Мы являемся свидетелями того, как человек или государство беднеет, или попадает под власть другого человека или государства за счёт процентного кредитования. Да и вообще мусульманину нельзя радоваться прибыли, полученной посредством вкладывания денег в запретное.
Да поможет Всевышний Аллах!
Мухаммад Гаджиев
1 комментарий