Прощальная проповедь Пророка Мухаммада
С ниспосланием пророку Божьего веления: «Встань и увещевай!» он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. Он был гарантом прогресса в сфере человеческого сознания, погрязшего в иллюзиях эпохи невежества, отягощенного и опутанного узами лишь мирских устремлений. Когда же часть людей смогла подняться выше обыденности, взглянуть на мир другими глазами и стать его верными спутниками на тернистом пути, начался поединок с теми, кто страстно желал потушить зажженный в сердцах людей свет веры.
И первое сражение, сражение за сердца людей, еще не закончено, ибо оно продлится до начала вечности. Ему не даст прекратиться шайтан, греховные цели и деяния которого в глубинах душ не останавливаются никогда.
На протяжении более чем двадцати лет, несмотря на все тяготы жизни, преодолевая бесконечные трудности, проявляя исключительное терпение в любых обстоятельствах, посланник Аллаха не прекращал свой призыв, от которого ничто не могло его отвлечь.
Более двадцати лет он стремился пробудить в людях то естественное признание Бога, что заложено внутри каждого.
Простаивая ночи в молитвах, со слезами на глазах взывая ко Всевышнему, читая Его коранические и вселенские знамения, он был полон трепета и мольбы ко Всевышнему за свою умму, за всех тех, кто последует по его пути вплоть до Судного Дня.
В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высшем уровне благонравия и верности, набожности и праведности, где слова подтверждают действия, а действия — слова, он олицетворял наилучший пример для тех миллиардов людей, что примут его призыв и ответят на него.
Что же изменилось к моменту завершения пророческой миссии?
Весь Аравийский полуостров, где ранее царил дух невежества с искаженными критериями ценностей, был распространен произвол и рабство, безумная роскошь соседствовала с крайней степенью нищеты, покорился его призыву. Разрозненные племена и народы объединились. Не осталось ни принужденных, ни принуждаемых, ни господ, ни рабов, ни притеснителей, ни притесняемых. Ибо все люди стали равны пред Творцом. Теперь преимущество арабов и неарабов, белых и черных определялось лишь степенью благочестия, ибо все люди являются потомками Адама, а Адам сотворен из земли. Для людей того периода стали реальностью человеческое единство и социальная справедливость. Был создан мир, основанный на чистоте, свободе, на вере, справедливости и достоинстве. Лик земли преобразился. Изменился весь ход истории.
Доведя до людей вверенное ему, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал, услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле. Известен эпизод, когда, отправляя в очередной раз в Йемен Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), увозившего с собой Божьи откровения, посланник Аллаха сказал:
يَا مُعَاذُ إِنَّكَ عَسَى أَلاَّ تَلْقَانِي بَعْدَ عَامِي هَذَا...وَ لَعَلَّكَ أَنْ تَمُرَّ بِمَسْجِدِي وَ قَبْرِي
«Му‘аз, возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня. Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».
Глаза Му‘аза наполнились слезами, и он замер на месте от услышанного.
Но прежде, чем Мухаммад покинул сей мир, Всевышний пожелал показать Своему Любимцу плоды его призыва и дать ему возможность встретиться с представителями разных племен, чтобы донести прощальные назидания.
На десятый год хиджры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха. Со слов Джабира передается: «Когда верблюдица Пророка достигла аль-Байда, я обратил взор вперед и повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны — также, взглянул назад — не было видно ни конца, ни края собравшимся людям».
Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии خطبة الوداع — Прощальной Проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз...
Каждый из собравшихся в тот день в долине Арафа, внемля словам посланника Божьего, был особенно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть одним из его последователей. Сегодня же та проповедь обращена к каждому из нас.
Что сказал пророк Мухаммад в последней проповеди?
Ниже приведу то, что хотел донести до людей пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — Гордость рода человеческого, лучшее из творений Божьих, прежде чем покинуть сей бренный мир...
«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года.
Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.
Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.
Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны во вверенном вам)!
Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место быть между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берете в долг. Не посягайте на права и свободы других и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и поистине, все проценты с долгов, причитавшиеся моему родному дяде Аббасу ибн Абдуль Мутталибу, отменяются.
Поистине, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса.
О люди! Воистину, Дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле (Аравийском полуострове). Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что на ваш взгляд незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!
О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной — укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же — делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.
Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году — двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.
Я завещаю вам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак.
Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!
О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!
О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.
О Господи, донес ли я возложенное на меня?
Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!
Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.
О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас [это — заключительный этап религиозного развития человечества], так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай.
Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?»
Сподвижники Пророка ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас».
После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»
После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующий аят: «Сегодня Я довел до совершенства для вас религию, и довел до конца милость Свою, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».
Шамиль Аляутдинов, umma.ru
4 комментария
Золотые слова на все времена! Столько cмысла в нескольких предложениях!
Выводы из прощальной проповеди
По сути, прощальная проповедь стала кратким изложением принципов Ислама, которые пророк Мухаммад (с.а.с.), мир ему и благословение Аллаха, проповедовал на протяжении двадцати трёх лет.
Затронутые в проповеди пункты очень важны глубиной посылов и весьма интересны своим новаторством, опередившим время, с точки зрения правоведения и сравнительного права, учитывая тот важный момент, что они были обозначены в VII веке, когда ничего подобного не декларировалось и тем более не практиковалось нигде в мире.
1. Призыв к богобоязненности и оставлению грехов. Современному человеку, в большей степени пропитанному житейским прагматизмом, трудно будет сразу разглядеть в этом практическую пользу для жизни общества. В действительности богобоязненность, которая включает в себя любовь к Аллаху и страх перед Ним за свои грехи, является стержневым понятием общественной жизни, когда человек, понимая, что Аллах видит его всегда, сам стремится совершать благое в надежде получить награду либо удерживает себя от грехов, страшась гнева Всевышнего. В совокупности выигрывает общество, состоящее из таких людей, потому что оно наполняется добродетелью и лишается греховности в виде убийства, краж, обмана, нарушения прав людей и т. д. И это всё в противоположность обществу, где нет богобоязненности или она слаба.
2. Верховенство закона. В этой проповеди указывается на обязательность следования Корану и оставления прежних обычаев, которые противоречат Исламу. Например, отменяя кровную месть, которая распространялась на всех родственников убийцы, вне зависимости от вины, шариат тем самым отменяет принцип коллективной ответственности, который бытовал в то время в мире, и устанавливает принцип презумпции невиновности. Также указывается на недозволенность разрешать то, что запретил Аллах, и запрещать то, что Он дозволил.
3. Декларация прав человека. В прощальной проповеди были затронуты две основные ценности Ислама: уважение прав Аллаха и прав человека.
Эта проповедь была своеобразной декларацией прав человека. В ней подчёркивается, что люди равны между собой, вне зависимости от национального, расового, социального или полового происхождения: «Все люди произошли от Адама, а Адам был создан из земли». Различие лишь в степени богобоязненности.
Таким образом, ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими, как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и т. д. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, но в VII веке, когда одни люди были рабами других и считались вещью своего хозяина, они были не от мира сего.
Право на жизнь. Право на собственность. Право на защиту чести. Вне зависимости от социального статуса, от цвета кожи, от национальной принадлежности, половых различий. Ислам призывает людей в единое братство по вере, запрещая им посягать на чужую жизнь, имущество, честь, запрещая обман, вероломство, проценты, попытки нажиться в ущерб других. Ислам обязывает отдавать долги, возвращать вверенное имущество, выполнять договоры.
Примечательно и то, что в этой прощальной проповеди, перечисляя основные принципы, которых нужно придерживаться, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, завещает относиться с добром к женщинам, тем самым указывая на то, что у них есть такие же права и обязанности, как у мужчин, что перед Аллахом они равны. И это в то время, когда у других народов женщина являлась предметом купли-продажи, а религиозные мужи обсуждали на своих соборах вопрос о том, есть ли у женщины душа.
Примечательно также и то, что в данной проповеди пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обращается ко всем людям, подчёркивая то, что он был отправлен со своим призывом ко всему человечеству:
«О люди, внемлите моим словам…»
«О люди! Поистине, я донёс до вас возложенное на меня…»
«О Аллах, засвидетельствуй!».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЩАЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ
Внимательное ознакомление с высказываниями Пророка Мухаммада, переданными его сподвижниками и сохранёнными в сводах хадисов, позволяет заключить, что его речи были краткими, лаконичными, но в то же время весьма содержательными. Это можно сказать и о прощальной проповеди, в которой изложены главные постулаты мусульманского вероучения.
Прежде всего, в ней обращено внимание на исламский монотеизм — учение о единственности Аллаха, сотворившего Вселенную и управляющего ею, создавшего человека и наделившего его разумом для того, чтобы тот стремился познать Его и приближался к Нему посредством молитв, праведных речей и деяний. Это учение составляет основу ислама, и духовный путь каждого мусульманина лежит через познание Аллаха.
Особое место в проповеди занимает призыв к верховенству закона. Ислам отменил кровную месть, межплеменную вражду и ростовщичество, возложив на каждого человека ответственность только за его собственные деяния. Никому не дозволено покушаться ни на собственную жизнь, ни на жизнь других людей. Также не дозволено зарабатывать на процентных ссудах, брать взятки, воровать и отнимать чужое имущество силой или путём обмана.
Предписание хорошо относиться к жёнам отражает отношение ислама к домашнему насилию. Шариат запрещает унижать и оскорблять жён, повелевает мужьям выполнять свои обязанности перед ними. Если даже жена совершила серьёзный проступок и муж не сумел сохранить самообладание, ему всё равно запрещается проявлять жестокость и излишнюю суровость по отношению к ней. В то же время жёны должны исправно выполнять свои обязанности перед мужьями, сохраняя верность им и заботясь об их имуществе.
В проповеди подчёркивается, что духовное и мирское благополучие человека зависит от того, как он выполняет свои обязанности перед Аллахом и Его творениями. И если для духовного роста человек нуждается в совершении намаза и соблюдении поста, то для достижения общественного благополучия ему полагается поддерживать неимущих, повиноваться правителям и уважать законы государства.
Прощальная проповедь стала кратким изложением принципов религии, которые Пророк Мухаммад проповедовал на протяжении двадцати трёх лет. Но главное место в ней занимают предписания, отличающиеся от обычаев и традиций, которые были распространены в аравийском обществе до появления ислама.
e-minbar.com
ПРИЗЫВ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и выбор религии. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, а концепция прав человека практически повсеместно признаётся одним из важнейших достижений цивилизации. Но в начале VII века призыв уважать человека только потому, что он является человеком, звучал как вызов, брошенный всему «цивилизованному» обществу и существовавшему миропорядку. Возможно, именно поэтому исламу было суждено появиться в пустынной Аравии, ведь бедуины не знали раболепия, разложившего к тому времени народы Византии и Персии, и больше всего ценили свободу. Именно это качество было необходимо для того, чтобы сломать стереотипы, господствовавшие в доисламском обществе.
На этом пути Пророк Мухаммад прошёл через многочисленные трудности и испытания. Во время прощального паломничества, находясь в зените своей славы, он напомнил своим ученикам о главной ценности ислама — уважении прав Аллаха и прав человека: «О люди, поистине, у вас один Господь и один общий предок. Араб не имеет преимущества перед неарабом, и неараб — перед арабом. Чёрный человек не имеет преимущества перед белым, и белый — перед чёрным».
Прощальная проповедь была первой декларацией прав человека в исламе. В ней подчёркивается, что человек — самое почтённое из Божьих творений на Земле. Преимущества его перед остальными созданиями часто упоминаются в Коране: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 70). Этот аят провозглашает право каждого на человеческое достоинство, независимо от его расовой, национальной, религиозной или политической принадлежности, происхождения или социального положения. В другом аяте говорится: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 195).
Коран изначально настолько резко выступил против любых привилегий, передаваемых по наследству, что даже после установления в мусульманском мире монархии принцип равенства оставался достаточно сильным для того, чтобы предотвратить появление каст и сохранить общество, в котором способности и устремления могли быть вознаграждены по достоинству.
Право на жизнь занимает центральное место в проповеди, так как во времена невежества жизнь человека не представляла особой ценности. Язычники зарывали новорождённых девочек живьём, вели кровопролитные межплеменные войны, и от убийства друг друга их порой удерживало только опасение кровной мести. Ислам упразднил такую систему общественной безопасности, в основе которой лежал страх перед возмездием, и установил новый порядок, основанный на уважении человеческой жизни и достоинства. В Коране сказано: «Кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей» (сура 5 «Трапеза», аят 32). Также в Писании говорится: «Мы заключили с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ» (сура 2 «Корова», аят 84).
В проповеди гарантированы имущественные права, однако они не являются абсолютными и ограничиваются правами других людей. В связи с этим Шариат запретил ростовщичество и процентные ссуды. Никто не имеет права наживаться за счёт других людей, приумножать богатства, не прикладывая для этого никаких усилий. Коран расценивает приобретение имущества незаконным путём как посягательство на собственное имущество, потому что люди, чьи права были ущемлены, впоследствии не упустят шанса отобрать что-либо у своего обидчика.
В прощальной проповеди также закреплены права на свободу, на справедливость, на защиту чести и репутации, на социальное обеспечение, на образование, на создание семьи и на личную жизнь. Человек не имеет права распоряжаться судьбой себе подобного, поскольку развитие и совершенствование личности возможны только в условиях свободы. Как справедливо подметил один из наших современников, «даже наказания в исламе не направлены на ограничение свободы, поскольку ограничения всегда лимитируют движение: ведь движение — это жизнь, а ислам — религия жизни».
e-minbar.com