Дополнительные намазы
Молитвы, которые можно иногда совершать вместе с молитвами-фардами
Эти молитвы не являются обязательными суннами (муаккяда), но могут совершаться в качестве дополнительных (нафиля) к молитвам-фардам:
— два ракяата после двух ракяатов сунны дневной молитвы (Зухр);
— четыре ракяата до послеполуденной молитвы (‘Аср). Возможно совершение и двух ракяатов вместо четырех;
— два ракяата до вечерней молитвы (Магриб); читаются, как правило, мусульманами шафиитского мазхаба;
— четыре ракяата после вечерней молитвы (Магриб). Данная молитва называется «саляятуль-аввабийн». Она может совершаться после двух ракяатов обязательной сунны вечерней молитвы;
— четыре ракяата до ночной молитвы (‘Иша’).
— два ракяата после двух ракяатов сунны дневной молитвы (Зухр);
— четыре ракяата до послеполуденной молитвы (‘Аср). Возможно совершение и двух ракяатов вместо четырех;
— два ракяата до вечерней молитвы (Магриб); читаются, как правило, мусульманами шафиитского мазхаба;
— четыре ракяата после вечерней молитвы (Магриб). Данная молитва называется «саляятуль-аввабийн». Она может совершаться после двух ракяатов обязательной сунны вечерней молитвы;
— четыре ракяата до ночной молитвы (‘Иша’).
Молитва «Духа́»
Может содержать от двух до восьми ракяатов (по желанию молящегося).
Время ее совершения наступает после того как солнце поднимется над землей на высоту одного копья или двух (20–40 минут после начала восхода) и завершается с приближением солнца к зениту (за 20—40 минут до наступления времени дневной молитвы).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно [выплачивается] милостыня (садака). [Знайте же] любое восхваление Господа (субханал-лах) — милостыня; любая благодарность Господу (аль-хамду лил-лях) — милостыня; слова «ля иляхэ иллял-лах» — милостыня; слова «аллаху акбар» — милостыня; побуждение к благому — милостыня; препятствование скверному — милостыня. А можно совершить два ракяата во время «Духа» [что и станет дневной благодарностью за все суставы нашего тела]».
Также Пророк однажды сказал: «В [теле] человека 360 суставов, за которые он должен расплачиваться милостыней».
Сподвижники воскликнули: «Кто же сможет столько заплатить?» Пророк ответил: «[Вам достаточно] прибраться в мечети [быть чем-то полезным в вопросах функционирования мечети] или освободить дорогу от того, что мешает людям. Если у вас нет такой возможности, то совершите два ракяата во время «Духа».
Время ее совершения наступает после того как солнце поднимется над землей на высоту одного копья или двух (20–40 минут после начала восхода) и завершается с приближением солнца к зениту (за 20—40 минут до наступления времени дневной молитвы).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно [выплачивается] милостыня (садака). [Знайте же] любое восхваление Господа (субханал-лах) — милостыня; любая благодарность Господу (аль-хамду лил-лях) — милостыня; слова «ля иляхэ иллял-лах» — милостыня; слова «аллаху акбар» — милостыня; побуждение к благому — милостыня; препятствование скверному — милостыня. А можно совершить два ракяата во время «Духа» [что и станет дневной благодарностью за все суставы нашего тела]».
Также Пророк однажды сказал: «В [теле] человека 360 суставов, за которые он должен расплачиваться милостыней».
Сподвижники воскликнули: «Кто же сможет столько заплатить?» Пророк ответил: «[Вам достаточно] прибраться в мечети [быть чем-то полезным в вопросах функционирования мечети] или освободить дорогу от того, что мешает людям. Если у вас нет такой возможности, то совершите два ракяата во время «Духа».
Молитва омовения
Состоит из двух ракяатов.
Время совершения — тотчас после омовения (до испарения воды с поверхности омытых частей тела). Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение [в соответствующей последовательности и не пренебрегая тем, что относится к его желательным составляющим], после чего выполнит два ракяата молитвы, делая это с глубокой искренностью [находя гармонию души и тела, умиротворение, осмысленность бытия, источник новых сил и воодушевление], тот непременно заслуживает Рая».
Молитва приветствия мечети
Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы [приветствия]».
Ханафитские богословы высказывают мнение о нежелательности совершения двух ракяатов молитвы приветствия, если человек зашел в мечеть в то время, когда совершать молитву-намаз канонически запрещено. Богословы шафиитского мазхаба говорят о том, что, когда бы человек ни зашел в мечеть, он должен совершить эти два ракяата. Это, по их мнению, канонически обосновано.
Касательно случая, когда человек заходит в мечеть во время пятничной проповеди, то здесь также существует несколько мнений. Богословы ханафитского мазхаба считают, что «во время чтения проповеди никакая молитва не совершается, а шафииты утверждают, что во время пятничной проповеди никакая молитва не совершается, кроме намаза приветствия».
Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа.
Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.
«Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно», — считают некоторые богословы. В то же время можно совершать намаз приветствия при каждом входе в здание мечети, будучи верным букве хадиса «если кто-либо из вас зашел в мечеть...»
Если вошедший в здание мечети верующий присел, забыв совершить два ракяата молитвы приветствия, то, вспомнив, он может встать и прочитать эту молитву. Однажды, когда сподвижник Пророка Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!».
Молитва приветствия не читается в следующих случаях:
— при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы;
— при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;
— при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается».
Тому, кто зашел в мечеть, но не может совершить молитву приветствия (например, по причине отсутствия омовения), желательно будет проговорить следующее восхваление Господа:
«Субхаанал-лаах, валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лаах, вал-лааху акбар». «Хвала Господу, Который далек от всех недостатков. Истинное восхваление принадлежит только Ему. Нет бога, кроме Единого Творца. Он превыше всего». |
Молитва «Тахаджуд»
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи». В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи». Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений».
Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно).
И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему.
Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».
Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно).
И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему.
Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».
Молитва «Истихара»
Истихара— это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.
Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором — «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).
Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару.
Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу:
Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором — «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).
Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару.
Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу:
«Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь». «О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное! О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (...) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им». |
Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода:
«Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина мухaммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн». |
Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять.
В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце». Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.
В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.
В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя».
В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце». Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.
В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.
В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя».
Молитва, совершаемая в случаях
крайней необходимости помощи Господа
Состоит из двух ракяатов (возможно совершение и четырех).
Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего — после ночной молитвы (‘Иша’).
В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» желательно прочитать три раза аят «аль-Курси», в каждом из последующих ракяатов — три последние суры Священного Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), то есть во втором, в третьем и четвертом ракяатах (в каждом из них) прочесть одну за другой данные три суры.
В сводах хадисов имамов ат-Тирмизи и Ибн Маджа по поводу данной молитвы-намаза приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если у кого-то возникла необходимость в помощи Всевышнего или потребность в помощи кого-либо из людей, то пусть он наилучшим образом совершит омовение, а затем выполнит два ракяата [молитвы], по завершении которых обратится к Аллаху со следующими словами:
Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего — после ночной молитвы (‘Иша’).
В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» желательно прочитать три раза аят «аль-Курси», в каждом из последующих ракяатов — три последние суры Священного Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), то есть во втором, в третьем и четвертом ракяатах (в каждом из них) прочесть одну за другой данные три суры.
В сводах хадисов имамов ат-Тирмизи и Ибн Маджа по поводу данной молитвы-намаза приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если у кого-то возникла необходимость в помощи Всевышнего или потребность в помощи кого-либо из людей, то пусть он наилучшим образом совершит омовение, а затем выполнит два ракяата [молитвы], по завершении которых обратится к Аллаху со следующими словами:
«Аль-хамду лил-ляях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидинаа мухaммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн. Ляя иляяхэ иллял-лаахуль-халиимуль-кярийм. Субхаанал-лаахи раббиль-‘аршиль-‘азыйм. Аль-хамдулил-ляяхи раббиль-‘аалямийн. Ас’элюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-ганиймятэ мин кулли бирр, вас-саляямэтэ мин кулли исм. Ляя тэдэ‘ лии зэнбэн илляя гафартэхь, ва ляя хэммэн илляя фарраджтэхь, ва ляя хааджэтэн хия лякя ридан илляя кадайтэхэ. Йа архамэр-раахимийн. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли мухаммад». «Хвала Аллаху, мир и благословение Его посланнику Мухаммаду, всему его роду и сподвижникам. Нет бога, кроме Единого Господа, терпение Которого велико [Он не сразу наказывает за ошибки и грехи, дает возможность раскаяться и покаяться], а щедрость Его безгранична. Он далек от всех недостатков, Он — Господь великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Господи, то, что приблизит меня к милости Твоей. И то, что устремит меня к прощению Твоему. Я прошу у Тебя умения получать благо со всего праведного. Прошу удалить меня от грешного. Не оставляй на мне грех, который не будет прощен! Избавь меня от тревог и беспокойств! Ни одну просьбу и потребность мою, которыми доволен Ты, не оставь неудовлетворенной! О Тот, Кто милостивей всех милостивых! И благослови же посланника Твоего Мухаммада и его род ». |
umma.ru
0 комментариев