11 Sep 09:10 avatar

Развитие смирения в молитве

Намаз и молитвы: Развитие смирения в молитве

Тебе следует знать – да помилует тебя Аллах – что когда раб Аллаха выходит из дома, чтобы направиться в мечеть, он идет обратить свое лицо к Аллаху, Величественному, Единственному, Всемогущему, Недосягаемому в Своем величии, Прощающему, зная, что ничто не скрыто от Аллаха, где бы это ни было, ничто не скрыто от Аллаха, ничто, даже настолько маленькое как горчичное зернышко, не скрыто от Него, ни даже что-то меньше этого или больше этого – в семи землях или семи небесах, в морях или высоких горах, неподвижных и непоколебимых.

Поэтому, когда кто-нибудь из вас отправляется из своего дома в мечеть, ему следует тихо сказать себе слова поминания Аллаха – слова не связанные с делами этого мира. Ему следует отправляться спокойно, так как это то, что приказал делать нам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует; ему следует отправляться с сердцем, полным желания и стремления к довольству Аллаха, страхом перед гневом Аллаха и со смирением и кротостью перед Аллахом. Чем смиреннее, чем покорнее, чем более кроток он перед Аллахом, тем целомудренней и праведней он становится в молитве, тем больше становится его награда, тем благороднее и ближе к Аллаху становится поклоняющийся.

Но если он будет полон гордости, Аллах уничтожит его и отвергнет его дело, потому что дела гордецов никогда не примутся. Рассказывается в хадисе о пророке Ибрахиме, мир ему, Халиле Аллаха, что он провел ночь в поклонении и поминании Аллаха, и утром он был доволен своим ночным поклонением и сказал: «Как хорош Господь и как хорош раб, Ибрахим». На следующий день, не найдя с кем разделить трапезу – а он любил делить трапезу – он вышел с пищей на дорогу и сел в ожидании кого-нибудь проходящего, который бы поел с ним. Два ангела спустились с небес, и подошли к нему. Он пригласил их поесть, и они приняли приглашение. Ибрахим, мир ему, предложил им пройти в близлежащий сад, где был источник пресной воды. Они согласились и пошли в сад только лишь для того, чтобы обнаружить, что родник ушел под землю, и в нем не было воды. Это был тяжелый удар для Ибрахима, мир ему, и его смутило то, что он предложил, а ангелы сказали ему: «Попроси своего Господа вернуть источник». Он сделал это, но источник не появился, и это было большим ударом для него, он сказал ангелам: «Вы попросите Аллаха». И один из них попросил Его и произошло чудо: вода вернулась, затем другой попросил Аллаха и вода потекла ближе к ним. Затем они сообщили ему, что его мольба была отклонена по причине того, что он был впечатлен своим выстаиванием предыдущей ночью.

Потому остерегайся – да будет Аллах милостив к тебе – гордыни, ведь ни один поступок не будет принят, если он сопровождается гордыней. Будь смиренным в своей молитве. Если кто-нибудь из вас стоит в молитве перед своим Господом, он должен помнить в своем сердце об огромном благе, которым Он одарил его и огромной благосклонности, которую Он даровал ему, ведь Аллах удостоил его большой добродетельностью, но он обременил самого себя грехами. Поэтому он обязан быть предельно смиренным и кротким по отношению к Аллаху.

Передается от Абу ад-Дарды, что он сказал: «Пусть лицо будет покрыто пылью ради моего Господа, — ведь это лучший вид поклонения Аллаху». Так пусть же никто из вас не боится пыли, и не находит он неприятным делать в ней суджуд. Не следует никому из вас бояться переусердствовать, ведь, поистине, это означает, что он пытается достигнуть свободы от рабства и избавления от Адского Огня – огня, перед которым не смогли устоять ни неподвижные высокие горы, установленные как колышки (держащие землю), ни семь прочных небес, устроенных одно над другим, установленные над нами как соразмерный купол, ни земля, определенная как местожительство для нас, ни (семь) морей, о глубинах и размерах которых никто не знает, кроме Того, кто их создал. Что сказать о нас, с нашими слабыми телами, нашими хрупкими костями, нашей тонкой кожей? Мы ищем защиты у Аллаха от Огня!

И если любой из вас стоит в молитве – да будет милостив к тебе Аллах – пусть он стоит так, как будто видит Аллаха перед собой и хоть он и не может увидеть Аллаха, поистине, Аллах видит его. Рассказано в хадисе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал совет человеку, сказав: «Бойся Аллаха так, как будто ты видишь Его, поистине, хоть ты и не можешь увидеть Его, Он видит тебя».

Это совет пророка, да благословит его Аллаха и приветствует, рабу по поводу всех его дел, так что же, когда он совершает молитву, когда он стоит перед Аллахом в особом месте, священном месте, стремясь к Аллаху и обращая свой лик к Нему? Не заслуживает ли его стояние, его состояние в молитве такого же ихсана как и все его дела? Передается в хадисе:
 «Поистине, раб, так долго, как долго он в молитве, обладает тремя качествами: Благословения осыпаются на его голову с небес, ангелы располагаются вокруг него от его ног до небес и зовущий говорит: „Если бы раб знал Единственного, Который слушает его потаенные слова, он никогда не покинул бы свою молитву“.

Аллах покрывает Своей Милостью молящегося, который приближает молитву к состоянию смирения и кротости по отношению к Аллаху, в страхе взывает к Нему (желая Его довольства), и в надежде (на Его милость), совершает молитву своему Господу, посвящает свои потаенные слова Ему и свое прямое стояние в поклонении и свои руку’ и свой суджуд, проникшись сердцем и чувствами, и старается усовершенствовать дела поклонения, потому как он не знает, совершит ли он другую молитву после этого, не постигнет ли его смерть до того, как он сможет снова совершить молитву. Он стоит перед своим Господом, серьезно, с глубокими чувствами, надеясь на ее принятие и боясь ее отклонения, ведь поистине, ее принятие – причина радости, тогда как ее отклонение – причина для страдания и несчастья.

Ничего не может быть важнее для тебя – О мой брат – в этой молитве, и более того, в любом из твоих дел. Что более заслуживает твоего огорчения и страдания, твоего страха и более того, твоего ужаса – это то, что ты не знаешь, встретит ли вообще твоя молитва благосклонность Аллаха, будет ли принято какое-нибудь из твоих благих дел. Известно ли тебе, будут ли вообще прощены твои грехи? После всего, у тебя нет уверенности, что тебя избавят от этого. Так что больше заслуживает твоих слез и печали, чем то, примет ли Он от тебя (твои дела)?

В добавление к этому, ты не знаешь, проснешься или нет утром, будешь ли ты еще здесь вечером, будет ли тебе дана благая весть о Рае или плохая весть об Аде. Я только хочу предупредить тебя – О мой брат – об этой страшной опасности. Помогут ли тебе оказаться счастливым твоя семья, твое богатство или твои дети? Удивительней всего, что ты продолжаешь быть невнимательным, гоняясь за пустыми желаниями, растрачивая свое время, игнорируя этот самый важный вопрос, потому как тебя гонят (к смерти) неистовой поступью днем и ночью, час за часом, подобно тому, как моргает глаз.

Тебе следует ожидать – О мой брат – что твое время может прийти в любой момент и не быть невнимательным к этой огромной опасности, которая может посетить тебя. Несомненно, что ты (в конечном счете) вкусишь смерть. Твое время может прийти утром или вечером. Ты будешь разлучен со всем тем, чем владеешь, чтобы быть награжденным Раем или быть наказанным в Огне. Разве ты не слышал – О мой брат – слова набожного раба: „Я изумлен относительно Ада – как спит тот, кто может избежать его? И я изумлен относительно Джанна – как спит тот, кто желает ее? И, клянусь Аллахом! Если ты не желаешь Рая и не боишься Огня, тогда ты уничтожен, и мучительна будет твоя печаль, нескончаема твоя грусть и не будет предела твоим слезам; ты будешь среди несчастных из числа наказанных. А если ты утверждаешь, что ты из тех, кто ищет убежища от Огня и желает Рая, тогда стремись к тому, что ищешь, и не будь сбит своими мирскими желаниями“.

Имам Ахмад ибн Ханбал

0 комментариев

Оставить комментарий