Если во время намаза зазвонил телефон
Вопрос: Если кто-то забыл выключить или поставить на беззвучный режим сотовый телефон и во время молитвы телефон зазвонил:
1. Можно ли нажать на кнопку сотового телефона во время молитвы, чтобы выключить звонок? Будет ли молитва считаться действительной в этом случае?
2. Можно ли завершить молитву, выключить телефон и заново начать молитву?
Примечание: Это касается только тех, кто ЗАБЫЛ выключить сотовый телефон.
Ответ:
БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим.
Не всегда удается добиться полного выключения сотового телефона перед молитвой. Поэтому важно, чтобы при входе в мечеть и внутри самой мечети были развешены таблички, которые напоминали бы мусульманам выключать телефоны. Однако по природе своей человек склонен к забывчивости, и мусульманин может время от времени забывать выключить свой сотовый телефон. Каждый из нас должен соблюсти все предосторожности, чтобы не нарушить молитву, как свою, так и других прихожан мечети, если телефон неожиданно зазвонит во время молитвы.
Вот некоторые советы:
— Держите свой сотовый телефон всегда на беззвучном режиме. (Если не знаете, как это сделать, то спросите кого-нибудь)
— Если это возможно, настройте свой сотовый телефон на включение автоматического беззвучного режима во время молитв.
— Используйте наименее назойливые звуки звонка, например, короткий тональный звук или звуки журчащей воды, чириканье птиц и т. д.
— Поставьте самый тихий звонок на телефоне.
— Не используйте музыку в качестве звонка. Музыка в Доме Аллаха – это признак неуважения.
— Возьмите в привычку класть сотовый телефон в карман таким образом, чтобы вы могли легко и быстро нажать на кнопку отклонения звонка, если вдруг телефон зазвонит во время молитвы.
— Возьмите в привычку оставлять сотовый телефон дома или в машине перед уходом в мечеть. — Помните, что сотовые телефоны не существовали двадцать лет тому назад. Если тогда люди могли жить без сотовых телефонов, то и мы сможем!
А теперь давайте приступим к Вашим вопросам:
1. Если во время молитвы зазвонит сотовый телефон в кармане, то молитва будет считаться действительной, если молящийся нажмет кнопку сброса звонка или выключения сотового телефона. Однако нужно удостовериться, что молящийся не делает много движений, относящихся к амаль касир, иначе его молитва станет не действительной.
Амаль касир – это когда посторонний человек, наблюдая за действиями молящегося, заключает, что тот не молится в этот момент. Использовать две руки для выключения сотового телефона – это пример таких действий. Если человек три раза подряд опускает руки к мобильному телефону, это тоже амаль касир. Если между двумя действиями есть пауза, в течение которой можно произнести: «Субхана Раббияль-А’ля», – три раза, то тогда не будет считаться, что эти действия следуют друг за другом и намаз будет считаться действительным. А если молящийся переместит руку с обычного положения на намазе и нажмет кнопку три раза подряд (для того, чтобы отклонить звонок или выключить сотовый телефон), это будет считаться одним действием и опять-таки молитва будет действительной.
Вкратце: если у молящегося зазвонит телефон и звук будет его отвлекать от молитвы, ему необходимо отклонить звонок или выключить телефон одной рукой, быстро и способом, описанным выше, то есть чтобы стороннему наблюдателю не казалось, что человек не молится.
Однако если телефон находится на беззвучном режиме, например, или звук звонка настолько тих, что он не отвлекает человека от молитвы, то ему не следует нажимать на кнопку сотового телефона во время молитвы, иначе это будет равносильно нежелательному действию во время молитвы. Нежелательное действие во время молитвы, даже однократное, – это макрух тахрим. Действие макрух тахрим в молитве делает необходимым (ваджиб) повторить молитву.
2. Если во время молитвы зазвонит телефон, и он отвлекает молящегося от молитвы, и при этом человек не может сконцентрироваться и не может отклонить звонок способом, указанным выше, тогда прервать намаз, выключить телефон и начать заново молитву является ваджибом.
Пророк (Мир ему и благословение Всевышнего) сказал: “Не разрешается тому, кто верит в Аллаха и Последний День, совершать молитву, когда он сдерживает мочеиспускание, до тех пор пока он не справит нужду” (Абу Дауд).
Основываясь на этом, ученые говорят, что совершать молитву в состоянии, когда едва сдерживаешься, чтобы не отвлечься, – это макрух. Это касается и тех моментов, когда нужды не было до молитвы, она появилась после начала намаза. В таких случаях прекратить молитву, исполнить необходимое и начать молитву заново является ваджибом (обязательным) (при условии, что есть достаточно времени для того, чтобы исполнить необходимое и начать молитву заново).
Если человек не прервет молитву, а, наоборот, завершит ее, то он совершит грех и для него будет обязательно совершить молитву заново. Это правило касается даже обязательных молитв фард. Тот, кого отвлекает звонок мобильного телефона, похож на человека, который сдерживает мочеиспускание, и правило распространяется на оба случая. Другими словами, если у человека звонит телефон, и это отвлекает его от молитвы и мешает сконцентрироваться, и он не в силах отключить телефон, как объяснено ранее, то прекратить молитву, выключить телефон и начать молитву заново является ваджиб (обязательно).
Подытожим: если во время молитвы зазвонит сотовый телефон и звонок будет мешать человеку сконцентрироваться на молитве, тогда нужно выключить звонок тем способом, который указан в ответе на первый вопрос. Если же он не в силах так сделать, то нужно прервать молитву, выключить телефон и начать молитву заново.
(Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи, Даруль-Ифта, Мадраса Инамийя)
Рашид Исаев
1 комментарий
Этим вопросом я часто задавался. Обычно старался выключить как тут написанно, одной рукой, особо не отвлекаяясь. Самое удобное всегда держать телефон на беззвучном. ДжазакАллаh)