Шамиль Аляутдинов: “Оздоровление российской уммы не за горами”
«Имама Мемориальной мечети города Москвы Шамиля Аляутдинова можно по праву назвать человеком дела. А точнее — большого количества дел, которые ему каким-то образом удается делать одновременно. Предстоятель на намазе, проповедник, автор многочисленных книг, учебников и тренингов, ведущий популярной странички в Интернете, врачеватель душ… И это далеко не полный перечень занятий нашего сегодняшнего собеседника.
От традиционного муллы имама Аляутдинова отличает не столько строгий европейский костюм и отсутствие помпезной чалмы, сколько наличие некоего осязаемого и востребованного продукта, который является логическим итогом его деятельности. И этот продукт — не ритуал, не дежурная мантра, которую произносит мулла. И даже не печатный листок, который под видом популярной газеты предъявляют чиновникам для отчетности о потраченных деньгах. Этот продукт — интеллектуальный. Будь то книга, проповедь, лекция, семинар или тренинг, он рождается благодаря повседневным умственным усилиям и кропотливому труду. А показателем востребованности этого продукта служит большая армия потребителей, которая при необходимости всегда готова проголосовать за него рублем.
Пожалуй, один из главных мотивов Аляутдинова-проповедника — популяризация образа верующего, преуспевающего как духовно, так и материально. Олицетворением этого образа в первую очередь является он сам. Именно эта социализаторская роль проповеди и навеяла тему нашей беседы с имамом Мемориальной мечети, которая состоялась по окончании его яркого выступления в Шатре Рамадана».
Уважаемый Шамиль-хазрат, сегодня много говорится о переменах, которые происходят в российском исламе. Как вы оцениваете нынешнее положение российской уммы, можно ли говорить о росте ее общественной роли?
Пока что — хаос и беспорядок. Отсутствие совместного и целенаправленного созидательного движения вперед, а также — совместного решения давно созревших и уже перезревших проблем. Формальные речи, формальные лозунги, формальные действия — все лишь в угоду чиновникам, принимающим решения по финансированию. Проблемы межрелигиозного и межэтнического диалога уже давно в тупике. Конечно, проще найти общий язык с государственным служащим местного уровня и устранять неугодных через кляузы в органы правопорядка, чем общаться с многоликой толпой верующих твоей мечети или региона, что требует в первую очередь хорошей богословской образованности и эрудированности.
Ощущаете ли вы какие-либо изменения на примере вашей собственной деятельности как имама и популяризатора духовных ценностей?
Изменений не ощущаю. Единственное, по моим наблюдениям, из общения с работниками СМИ вижу, что высшее руководство страны взяло правильное направление по объединению российского народа на совместное созидание и развитие, вне зависимости от национальности и вероисповедования. Грязь и оскорбления уже больше не льются как из рога изобилия в СМИ в адрес отдельных мусульманских народов или регионов, на мусульман или Ислам в целом.
Наконец-то (после 15-ти летнего информационного терроризма в адрес мусульманских народов РФ и искажения мусульманских ценностей) на ключевых уровнях власти осознали (или начали осознавать), что мы, россияне, одна нация на огромных богатых просторах нашей Родины и нам совместно строить свое будущее и совместно защищать свои интересы как внутри страны, так и за ее пределами.
Если брать терминологию хадиса об умме как о социальном организме, в котором если заболел один орган, то это отразилось общим ухудшением здоровья. Можно ли говорить, что российская умма является таким организмом?
Если говорить о российской умме и ее централизованных структурах, то почти все ее органы больны. Религиозная идеологическая составляющая вообще в катастрофическом положении: до сих пор в РФ вербуют в горячие точки мира, до сих пор пополняются ряды бандитов, бегающих по горам и убивающих представителей правоохранительных органов, до сих пор есть немало сочувствующих им. Все это — катастрофа! За последние 20 лет мы не справились со смертоносными информационными идеологическими вирусами, занесенными нам извне. Эти вирусы заразили огромное число людей, причем те даже не понимают, сколь нездоровы и деструктивны, сколь их размышления, а тем более действия противоречат Корану и Сунне. К сожалению, на каком-то этапе государственные СМИ помогли распространению этих вирусов, называя подобное нетрадиционным Исламом. Я устал говорить последние 17 лет на эту тему. В итоге моим главным ответом на печальное информационное положение дел явился богословский перевод смыслов Священного Корана и книга «Как увидеть Рай?»
Почти все органы больны и практически нежизнеспособны, не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Альтернатива — оздоравливаться через просвещение, а не создавать очередные нежизнеспособные структуры в целях стравливания мусульман друг с другом, как это делал один известный чиновник, в прошлом отвечавший за реализацию государственной политики в сфере ислама. Надеюсь, то время, которое многие называли эпохой исламофобии и смуты, кануло в Лету, и бразды государственно-исламских отношений оказались в руках настоящих государственников и профессионалов. Наиболее ярким выражением новых подходов стала уфимская речь Владимира Путина, посвященная развитию российского ислама. Уверен, что процесс оздоровления российской уммы не за горами.
Какое на вас лично впечатление произвели уфимские тезисы президента России?
Пока народ, простые люди, не увидят конкретных действий и результатов от представителей различных уровней власти, тезисы и речи малоэффективны. Они могут на время успокоить, но этого, если мы печемся за будущее нашей Родины, недостаточно. Нужно начинать с малого конкретного и доводить до победного конца. И так шаг за шагом. Тем более при нашем-то человеческом, информационном и финансовом ресурсах. Наше государство — одно из самых богатых в мире, если не самое богатое, и об этом следует не забывать.
Надеюсь (молю Бога), что в ближайшем будущем в Москве по инициативе Патриарха Кирилла, согласовано с муфтием Равилем Гайнутдином, под руководством президента страны Владимира Путина и под личным контролем и патронажем Рамзана Кадырова будет построена мечеть-шедевр на 15 тысяч молящихся — одна из самых красивых и удобных для верующих мечетей мира (аминь).
Что вы вкладываете в понятие социализации ислама?
Ислам выходит за рамки проповедей в мечетях. И его ценности работают на благо людей самых разных национальностей и культур.
Какие факторы, по вашему мнению, препятствуют реализации уфимских тезисов Путина?
Отсутствие конкретной программы реализации, конкретных шагов. Отсутствие сроков реализации, промежуточных сроков. Отсутствие ответственных за выполнение этого людей и обещанного им наказания за невыполнение. Отсутствие контроля за выполнением.
Препятствуют люди на местах; закостенелость мозгов большинства тех, кому за 40; страх перед совершением хоть каких-то конкретных действий. Пустые чиновничьи переписки, сплетни, наговоры, лозунги на конференциях.
Что вы можете сказать о консолидации, которую мусульманское сообщество России проявило чуть ли не впервые в новейшей истории страны. Я имею в виду их позицию в отношении Крыма и крымских татар? Ведь не секрет, что еще недавно в нашей умме ощущалась духовная раздробленность, порой проходящая по границам ключевых муфтиятов?
Президент нашей страны имеет фактический очень сильный авторитет, а потому если он ставит конкретную задачу, дает поручение и его люди контролируют выполнение — усилия объединяются. Я лично участвовал в том процессе и консолидации на деле не увидел. Снятие напряжения и наведение конструктивных мостов было реализовано при непосредственном участии моего руководителя Равиля Гайнутдина.
Получит ли на ваш взгляд развитие консолидации мусульманского сообщества России в других сферах?
Не знаю, я не политик. Я сосредоточен на тех моих рабочих делах, которыми занимаюсь изо дня в день, используя имеющиеся у меня ресурсы.
В заключение скажите несколько слов о ваших ближайших творческих планах.
Одной из главных целей моей жизни (она как часть миссии прописана в моем сценарии) является донесение мусульманских ценностей (Коран, Сунна, их чудесные и созидательные смыслы) до как можно большего числа людей в понятной для них форме. Чтобы даже неверующие люди либо представители других культур и религий, понимая и практикуя эти ценности, обогатили свою земную жизнь новыми красками и оттенками великолепия и изобилия.
Я шаг за шагом (с Божьей помощью) двигаюсь к тому, чтобы как можно больше людей имело конкретные созидательные инструменты для становления счастливыми в обоих мирах. Аминь.
Беседовал Анвар Шарипов, islamnews, июль 2014
1 комментарий