Толерантность в Исламе
Отношение Пророка к иноверцам
Многие ошибочно полагают, что Ислам относится враждебно к иноверцам. Это мнение противоречит фактам, имевшим место быть в жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вообще мусульман в целом. Отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к представителям других религий можно выразить аятом Корана: «Нам – наша вера, вам – ваша».
Аравийский полуостров во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был представлен людьми различных вероисповеданий, в числе которых христиане, иудеи, зороастрийцы, многобожники и т.д. Знакомясь с жизнью основателя Ислама можно увидеть портрет человека, чья терпимость к иноверцам могла бы стать образцом для всего остального человечества.
Чтобы оценить эту толерантность по достоинству, нужно взять не тот период, когда мусульмане были слабы и в меньшинстве, а тот, когда они стали укрепляться и устанавливать свои законы.
Один из ярких примеров терпимости, показанный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, заключен в своде законов, названный ранними историками как «Сахифа». Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мигрировал в Медину, его роль религиозного деятеля несколько расширилась. Теперь он политическим деятелем, руководствовавшимся законами Ислама. Его целью было установление ясных и справедливых законов, которые привели бы общество, потрясаемое конфликтами, к гармонии, стабильности и мирному сосуществованию людей различных конфессий: христиан, мусульман, иудеев и др.
В связи с этим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заложил основы исламской конституции, в которых подробно излагались права и обязанности каждой из общин, проживавших в Медине. Все должны были соблюдать эти правила, а нарушение их считалось предательством.
Первая статья этой конституции провозглашала единство все жителей Медины, вне зависимости от их религии, расы и происхождения. Немусульмане в праве на неприкосновенность жизни и имущества были равны с немусульманами. Более того, если немусульманские племена подвергались нападениям со стороны других племен (что было не редкостью в то время), мусульмане брали на себя задачу их защиты.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил все эти племена под единой системой правления, в которой учитывались заключенные ранее соглашения. Все племена должны были быть едины. И любое нападение на какую-либо общину считалось нападением на государство. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто убьет человека, у которого заключен договор с мусульманами, никогда не почувствует даже запаха Рая».
Так как во главе государства стояли мусульмане, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерегал от любого грубого обращения с людьми других вероисповеданий. Так, в одном из хадисов говорится: ««Остерегайтесь! Кто поступит жестоко и несправедливо с немусульманами, живущими среди нас, ущемляет их права, возлагает на них непосильное или отнимает у них что-либо, против того я (Пророк Мухаммад) стану выступать в Судный День» (Абу Дауд).
В другой статье конституции говорится: «Иудеям — своя религия, и мусульманам – своя». Исходя из этой статьи, каждому было дано право исповедовать свою религию. Никто не имел права притеснять иноверцев или организовывать провокации на религиозной почве.
В исламской конституции было много статей, заслуживающих особого внимания. Но мы остановимся еще на одной, которая гласит: «Решение по любому конфликтному вопросу должно быть передано Аллаху и Его Посланнику». Это означало, что все жители государства должны были признать более высокую степень руководства. И в вопросах, где замешаны различные религии или племена, решения не должны приниматься отдельными лидерами этих племен. Это решение однако не касалось тех жителей, которые не были мусульманами. Им было дозволено обратиться к своим религиозным лидерам, которые лучше разбирались в их вопросах. Однако прижелании они могли обратиться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за решением. Всевышний Аллах говорит в Коране относительно этого:
«Если же ты станешь судить между ними, то суди справедливо, согласно наставлениям Аллаха и Его шариату. Поистине, Аллах любит справедливых, бережёт и награждает их!» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 42)
Согласно этой статье каждое племя имело право решать свои вопросы согласно своим писаниям, если это не противоречило основным правилам, установленным в государстве. Это величайший пример мирного сосуществования различных племен, религий, который впервые был продемонстрирован нашим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Политика и свобода вероисповедания
Помимо соглашения, названного «Сахифа», в котором немусульмане и мусульмане имели равные права, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил немало практических примеров толерантного обращения иноверцами.
Свобода религиозных собраний и религиозная независимость
Иноверцы имели полное право практиковать свою религию, иметь свои храмы, школы. Например, иудеи Медины во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имели свою школу обучения, называемую Бейтуль Мидрас, где они изучали Тору, поклонялись и обучались.
Во многих письмах Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркивал, что религиозные институты должны быть неприкосновенны. Это отрывок из письма Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, религиозным лидерам Святой Екатерины на горе Синай, которые искали защиты у мусульман:
«Это послание от Мухаммада, сына Абдуллаха, как завет с теми, кто принял христианство, близкими и далекими, мы с ними. Истинно я, мои помощники и последователи будут защищать их, потому что христиане – мои граждане. И Бога! Мы защитим их от всего, что может причинить им неудобства. Никакому принуждению они не будут подвергнуты. Их судьи не будут удалены с их постов, а их монахи не будут изгнаны из их монастырей. Никто не посягнет на дома их поклонения, не причинит им вреда, не посягнет на их имущество. Кто преступит что-либо из этого, нарушит свой завет со Всевышним и ослушается Пророка.
Истинно, они (христиане) – мои подопечные и они будут защищены от всего, что им неприятно. Никто не заставит их путешествовать или идти на сражение. Мусульмане будут воевать за них. Если женщина-христианка выйдет замуж за мусульманина, это будет дозволено только с ее согласия. Ей нельзя запрещать посещать дом ее поклонения (церковь или храм). Церкви должны быть защищены. Запрещается препятствовать им в реконструкции или в проведении религиозных обрядов. Никто из мусульман не имеет права нарушать этот договор до Судного дня!»
Как мы видим, этот договор включал несколько пунктов, охватывающий различные прав религиозных меньшинств. Такие как свобода вероисповедания, свобода назначать своих судей, религиозных лидеров, право неприкосновенности храмов, свободного проведения религиозных обрядов, право не участвовать в войне, не быть принужденным к путешествию (переезду), право женщинам-немусульманкам самим выбирать супругов и их право в случае супружества с мусульманами исповедовать свою религию и др.
Другой пример — когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял делегацию из 60 христиан с Наджрана, затем – часть с Йемена в своей мечети. Когда подошло время молитвы, они стали молиться повернувшись на восток. На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал не мешать им.
Политика
В правление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были также случаи, когда он сотрудничал с людьми других вероисповеданий. Например, он избрал в качестве посла к королю Эфиопии Негусу немусульманина по имени Амр иб Умайя ад-Дамри.
Это лишь некоторые примеры человечного, равноправного отношения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к немусульманам. Ислам признает факт множества религий и каждому человеку предоставляет право выбора того, что он считает истинным. Религия не должна быть принуждением, веру нельзя принимать против своей воли. И примеры из жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, служат тому яркими иллюстрациями. Это также ответ как тем, кто считает убийства иноверцев дозволенными, так и тем, кто считает Ислам религией принуждения.
И утверждается это аятом из Корана: «Нет принуждения в религии…» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 256).
Ася Гагиева, islam-today.ru
0 комментариев