Успешные мусульманки. Примеры из истории и современности.
Почему-то в западном мире принято считать, что Ислам – это религия мужчин. Якобы сильная половина человечества априори должна доминировать, а потому места для женщин остается немного или его нет вообще. Такого же мнения, к сожалению, придерживаются некоторые мусульмане, оставляя имена великих мусульманок далеко в тени своих мужей, отцов и братьев. Забывая почему-то, что со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сегодняшний день истории известны сотни имен выдающихся мусульманок.
Верующих женщин, оставивших яркий след в истории, действительно огромное множество. Это и религиозные, и общественные, и культурные, и даже политические деятели. За всю историю распространения Ислама мусульманки добились многого, а некоторые из них напрочь изменили ход истории. А потому их имена нужно знать и их примеру обязательно нужно следовать.
Жены и сподвижницы Пророка
В доисламские времена женщины в арабском мире не имели практически никаких прав. Их основная задача заключалась в воспроизведении потомства, уходе за мужем и домашних хлопотах. Женщинам не было дано ни права голоса, ни права выбора, ни даже права наследования.Только с приходом Ислама и четкой формулировкой прав представительницы прекрасной половины человечества смогли реализовать свой потенциал, который долгое время подавлялся мужской несправедливостью. Возможно, именно поэтому первые мусульманки стали настоящим эталоном для нас по сей день.
К примеру, первая жена Пророка (мир ему и благословение) Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая была намного старше своего супруга, отличалась острым умом, хорошими предпринимательскими навыками и обладала исключительными дипломатическими качествами. Она поддерживала Мухаммада в первые годы его пророчества, положив начало распространению Ислама среди женщин.
Далее важно вспомнить еще одну жену Пророка Аишу бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая несмотря на свой юный возраст, имела авторитет среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение) как одна из главных передатчиков хадисов, участвовала в принятии решений, разборе сложных религиозных и политических вопросов и в целом имела огромный вес в раннем исламском обществе даже после смерти Пророка Мухаммада.
Хинд бинт Узма – жена курайшитского лидера Абу Суфьяна, теща пророка Мухаммада, который был женат на ее дочери Хабибе, а также мать первого омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфьяна. Сложно было найти более целеустремленную и инициативную женщину. Например, она брала деньги из казны и реализовала бизнес-проекты, чтобы бедные мусульмане находили себе работу. Кроме того, она принимала активное участие в различных сражениях, поднимая боевой дух, помогая раненным на поле битвы.
Еще одну выдающуюся мусульманку звали Любна. Изначально она была рабыней испанского происхождения, но после принятия Ислама и освобождения из рабства она стала одной из самых важных фигур во дворце Омейядов в Кордове. Она была не только личным секретарем халифа Абд ар-Рахмана III и его сына аль-Хакама, но и опытным математиком, а также главой королевской библиотеки, которая насчитывала полмиллиона книг.
Можно бесконечно долго перечислять выдающихся мусульманок периода становления и раннего распространения Ислама. Каждая из этих великих женщин стала для нас примером не только исключительной религиозности и личной активности в различных сферах жизни, но и доказательством того, что женщина может успешно сочетать обязанности в семье и общественную жизнь, преуспевая в обеих сферах.
Современные мусульманки
Следуя примеру успешных женщин в истории, современные мусульманки так же активно реализуют свой потенциал. Сегодня мусульманки не только активные бизнес-леди, общественные и политические деятели, они также занимают высокие посты в государственном управлении, принимают участие в принятии решений на самом высоком уровне. К их мнению прислушиваются, их авторитет уважаем и весом даже в немусульманском обществе.Первая, кого бы хотелось вспомнить, это Фавзия Юсуф Хаджи Адан (Fawzia Yusuf Haji Adan) – первая премьер-министр, а затем министр иностранных дел Сомали. Выпускница университета Джона Хопкинса в Великобритании и Американского университета в Париже, она вернулась на родину, где начала свою карьеру в качестве дипломата. В 2011 году Фаузия Юсуф основала собственную партию 'Nabad, Dimoqraadiyad iyo Barwaaqo' («Мир, демократия и процветание»), с которой стартовала на первых в своей жизни парламентских выборах. К сожалению, партия не была рассмотрена в качестве кандидата из-за пола ее председателя. В ответ на это Адан провела мирную акцию протеста в Харгейсе, но была арестована и содержалась под стражей до тех пор, пока партия не была расформирована ее сторонниками. Тем не менее, несмотря на многочисленные препятствия, Фаузия стала первой женщиной-политиком в стране. Она является активным защитников прав женщин, оказывает помощь и поддержку молодым политикам и общественным деятелям и проводит политику возвращения маленьких мусульманок в школы.
Тавакуль Карман (Tawakul Karman) из Йемена стала основателем и главой объединения «Женщины-журналисты без цепей», которая занимается поддержкой мусульманок, выбравших журналистику своей профессией. Эта смелая и активная мусульманка всю свою жизнь посвятила продвижению свободы слова в стране, где женщины по сегодняшний день остаются вне общественной жизни. Несмотря на угрозы физической расправы над ней и членами ее семьи, Тавакуль не оставляет свою работу. Ежегодно она готовит отчеты о нарушении прав журналистов в Йемене, организует и принимает активное участие в сидячих забастовках в знак протеста против запрета на рассылку новостных SMS, привлекает внимание международной общественности к проблемам журналистов в этой стране. Сама Карман утверждает, что она не выступает целенаправленно против йеменского правительства, ее целью является справедливость и открытость, а также соблюдение прав всех социальных групп, независимо от пола.
Шахида Фатима (Shaheeda Fatima) – стала одной из 10 влиятельных женщин-мусульманок в Европе. Она не только одна из самых известных адвокатов Великобритании, но готовится стать первой судьей-мусульманкой в Соединенном Королевстве. По словам Шахиды, решение получать юридическое образование было принято ею после услышанных историй о несправедливости в отношении мусульманок. Она представляет своих единоверцев в суде по семейным, хозяйственным и гражданским делам. Являясь членом Британской Коллегии адвокатов, Шахида Фатима стала одной из инициаторов основания шариатского суда по решению семейных вопросов в Великобритании.
Асмаа Махфуз (Asmaa Mahfouz) – 26-летняя общественная активистка из Египта. Получив степень в области делового администрирования, она работала в качестве менеджера для одной из крупнейших международных корпораций Египта. В 2008 году она подала в отставку, чтобы сконцентрироваться на политической деятельности. Асмаа Махфуз был одним из соучредителей молодежного движения 6 апреля (the April 6 Youth Movement). Во время переходного периода, главной её целью было повышение осведомленности людей о своих правах. Кроме того, она сделала первое видео с призывом людей выйти на улицы 25 января 2011 года. Сегодня Асмаа Махфуз вынуждена жить вне Египта.
Лилия Мухамедьярова – казанская татарка из Москвы, которая на сегодняшний день является одной из самых известных мусульманок России. Выпускница факультета журналистики Оренбургского Государственного Университета Лилия организовала активную информационную работу для мусульман и о мусульманах. Ее проекты medina-center.ru и wordyou.ru стали одними из самых популярных исламских информационных ресурсов в русскоязычном интернет-пространстве. Кроме того, Лилия является основателем и главой благотворительного фонда «Солидарность», который занимается помощью малоимущим и сиротам в России и за ее пределами. Именно «Солидарность» приняла самое активное участие в сборе средств для пострадавших от израильских авианалетов в Секторе Газа в августе 2014 года. По самым скромным подсчетам, фонд уже оказал помощь более 6 тысячам нуждающихся.
Малазийка Фузья Саллех (Fuziah Salleh) – один из депутатов Парламента страны. Госпожа Саллех баллотировалась как кандидат от Партии Народной Справедливости (KeADILan) навсеобщих выборах, состоявшихся в марте 2008 года. На сегодняшний день политик кроме всего прочего является начальником бюро по проведению тренингов при Партии Народной Справедливости, членом Высшего Совета партии, Председателем отдела KeADILan в Куантане. Ранее вплоть до мая 2007 года в течение двух сроков она занимала должность начальника женского комитета KeADILan.
Фузья Саллех работает корпоративным тренером и консультантом по обучению сотрудников транснациональных корпораций, корпоративных институтов и неправительственных организаций в области развития человеческих ресурсов и расширения прав и возможностей женщин. Она имеет большой опыт в консультировании различных заинтересованных групп в Великобритании и Малайзии, начиная от молодежи, студентов, семейных пар и женщин, столкнувшихся с насилием в семье.
В середине 90-х годов она была членом государственного правительственного комитета в качестве консультанта, а также несла ответственность за создание добровольного блока консультирования, где стала советником и тренером для добровольцев. Одним из главных ее достижений стала организация приюта для молодых девушек ‘Raudhatus Sakinah’, который работает уже одиннадцатый год.
Причем, важно отметить, что госпожа Саллех достигла всего сама. Уроженка штата Джохор, будущая политик выросла в Паханг, где получила начальное и среднее образование в городе Куантан. Впоследствии она получила стипендию в Соединенном Королевстве, где окончила факультет консультативной психологии в Университете Рединга. После чего получила степень магистра по специальности «Деловое администрирование» (МВА) в Университете Уэльса.
Во время учебы в Великобритании Фузья Саллех возглавляла Общество Молодых Мусульман, членами которого были последователи Ислама разных национальностей. После окончания учебы женщина вернулась в Малайзию, где была направлена в одну из неправительственных организаций как руководитель женского отдела. Госпожа Саллех замужем и воспитывает шестерых детей.
Доктор Абир Аль-Наманкани (Abeer Al-Namankany) не только превосходный дантист, гипнотерапевт и специалист в лечении дантофобии, она еще и обозреватель, писатель и общественный деятель.
Еще во время учебы доктор Аль-Наманкани заслужила сертификат дипломированного преподавателя, который позволил ей обучать аспирантов из университетского колледжа в Истманском Стоматологическом Институте, Лондон.
Кроме всего прочего Аль-Наманкани является членом редколлегии международного журнала мета-анализа и рецензентом Европейской Академии Педиатрии, одним из авторов Европейского журнала ортодонтии и Международного стоматологического журнала. Она является создателем уникальной шкалы дантофобии (ACDAS), а позже получила звание специального научного сотрудника в области изучения самых юных пациентов, проявляющих признаки страха, тревоги, фобии и других поведенческих проблем в стоматологии.
Доктор Абир Аль-Наманкани также является международным председателем и докладчиком на многих конференциях, лауреатом шести высоких клинических и научных наград, среди которых награда Королевского колледжа врачей и хирургов Глазго, премия Британского общества детской стоматологии (Научно-исследовательская премия), Приз молодого исследователя Медицинской Ассоциации ОАЭ, награда за клинические исследования Университета Уорика в Ковентри. Кроме всего прочего, она также является активным общественным деятелем в области защиты прав детей и женщин-активисток.
Уроженка Туниса и гражданка Франции Мерхезия Лабиди-Маиза (Merhezia Labidi-Maiza) работает официальным переводчиком Международного союза мусульманских ученых (IUMS), а также является членом Европейского Совета Религиозных Лидеров.
Окончив Высший педагогический колледж Туниса по специальности «Английский язык и литература» в 1986 году, уже в 1991 году она получила диплом аспиранта по специальности английская литература в университете Новая Сорбонна в Париже. После этого она стала соучредителем первой женской межконфессиональной группы Франции. В 1996 году госпожа Лабиди-Маиза получила диплом аспиранта специализированных исследований перевода в Сорбонне.
В настоящее время Мерхезия Лабиди-Маиза является официальным переводчиком (английский, арабский, французский языки) Международного союза мусульманских ученых (IUMS). Она также работает координатором Глобальной Сети религиозных женщин (WFGN), сопредседателем общества «Религия за мир» (RFP), соавтором школьных учебников по религиозному образованию в поликультурном обществе и преподавателем исламских наук. Она замужем и воспитывает троих детей.
Госслужащая Альхажа Окунну (Alhaja Okunnu) из Нигерии стала первой женщиной вице-губернатор в стране. Кроме того, она работает педагогом и является одним из основателей Федерации мусульманских женских ассоциаций в Нигерии (FOMWAN) – одной из крупнейших женских организаций страны.
Госпожа Окунну родилась в 1939 году в Лагосе (Нигерия). Там же она получила степень бакалавра в области географии в Университетском Колледже на базе Лондонского Университета. Позже она получила диплом по администрированию в Университете Калифорнии и Королевского института государственного управления в Лондоне.
По возвращении на родину Альхажа Окунну служила в многочисленных и разнообразных институциях как педагог и государственный служащего. Среди её должностей — сотрудник по вопросам образования, главный инспектор образования, директор по финансам и администрации для бюджетного управления. В 1990 году она была назначена заместителем управляющего штата Лагос, а во время реорганизации Нигерии выступила в качестве председателя Временного комитета Республиканской Национальной Конвенции, которая сыграла важную роль в формировании народной демократии Нигерии на то время.
Наряду с работой в сферах образования и государственного управления, госпожа Окунну также является членом нескольких организаций, относящихся к мусульманам и Исламу. Она является членом Национальной Комиссии по вопросам Хаджа, Нигерийского Межрелигиозного Совета (NIREC), и Верховного Совета Нигерии по вопросам Ислама (NSCIA).
За свои достижения и активность, Альхажа Окунну была награждена орденом Федеративной Республики Нигерии (OFR).
Татарка Фанзия Карманова родом их Башкортостана. После замужества переехала в городок Советский Ханты-Мансийского автономного округа, куда мужа отправили по распределению. Женщина всегда отличалась активностью, уверенностью и способностью уверенно идти к поставленной цели. Именно поэтому старейшины городка поручили ей одно из самых важных и ответственных заданий – строительство мечети. Фанзия-ханум охотно взялась за выполнение поручения, она буквально поселилась на стройке, оформляя землю, обивая пороги всевозможных организаций в поисках средств. Для того, чтобы быть более мобильной, мусульманка получила права в 55 лет и начала управлять автомобилем. В результате всех ей стараний и усердий, мечеть была построена в достаточно короткие сроки, что для северного региона весьма удивительно. Сегодня Фанзия-ханум говорит, что хочет «полностью посвятить себя Аллаху и воспитанию своих внучек в духе Ислама, как когда-то мои бабушки прививали мне любовь к нашей религии.» И глядя на эту сильную уверенную женщину нет ни тени сомнений, что она воспитает прекрасных мусульманок.
Амель Азуза (Amel Azouz) их Туниса стала одной из первых женщин членов исламской партии «Ан-Нахда». На сегодняшний день возглавляет женское крыло партии и работает преподавателем английского языка. Она выпускница факультета искусства в Гуманитарном институте Сусса (Sciences Humaines, Sousse). Защитила диссертацию на тему «Память, скорбь и повествование в художественных произведениях Майкла Ондатжеа». После чего начала работать как преподаватель английского языка в Высшем Лингвистическом институте. Будучи студентом, в Тунисе, она была членом Исламского движения и Всеобщего союза студентов Туниса (UGTE). После чего вступила в исламскую партию «Ан Нахда» и в самое короткое время добилась невероятных успехов.
Палестинка Халуд Аль-Факих (Kholoud Al-Faqih) стала всемирно известной в 2009 году как первая женщина судья Шариатского суда в Рамалле. В 1999 году судья Аль-Факих с отличием окончила факультет юриспруденции в университете Иерусалима, где она получила степень магистра частного права в 2005 году. После окончания учёбы в 2001 году она получила лицензию на занятие адвокатской деятельностью и работала юристом в Женском центре правовой помощи и консультирования – организации, оказывающей помощь женщинам, столкнувшимся с домашним насилием. Там же она приобрела огромный опыт судебной работы. В 2008 году она прошла два конкурсных судебных экзамена в Рамалле, превосходя своих конкурентов в знаниях исламского права. Уже спустя год, она была назначена на должность судьи Шариатского суда Рамаллы.
В 2012 году журнал CEO Middle East назвал судью Аль-Факих десятой из 100 самых влиятельных арабских женщин в мире.
Айшенур Бильги Солак (Aysenur Bilgi Solak) – одна из самых известных политиков и социологов в Турции. Её активна политическая деятельность началась с членства в Партии Справедливости и Развития, которая является правящей в стране с 2001 года. В настоящее время госпожа Солак работает заместителем председателя стамбульского звена партии. Она занимается связями с общественностью и так же является официальным спикером партии. Помимо своей политической карьеры, она пишет о модернизации в контексте истории Турции и женского вопроса в Турции. Она также является известным гражданским активистом и сотрудничает со многими различными НПО. Получив среднее образование в Инсбруке в Австрии, она поступила религиозной лицей имама Хатипа в Стамбуле. После чего Айшенур изучала социологию, политику и международные отношения в университете Bogazici (Босфор) в Турции.
Гражданка Великобритании Фаиза Ваид (Faeeza Vaid) координирует Женскую Мусульманскую Сеть (the Muslim Women’s Network) и возглавляет благотворительную организацию «От сестры к сетре» (Sister 2 Sister). Женская Мусульманская Сеть в первую очередь призвана обеспечить связь между мусульманскими женщинами в Великобритании и британским правительством для того, чтобы гарантировать, женщинам мусульманкам право участия в национальной политике и процессах принятия решений, имеющих отношение к жизни мусульман в стране.
Будучи родом из Южной Африки, Фаиза Ваид живёт в Бирмингеме последние 15 лет. После получения научной степени в Университете Лестера в Великобритания в 2005 году, она с отличием защитила диплом в области религиоведения в Университете Кейптауна. Она в настоящее время получает степень магистра права в области социально-правовых исследований в Университете Уорика (Великобритания). Тема её диссертации: «Понятие власти в мусульманском обществе и пример мусульманских женских движений в Великобритании, проблема статус-кво».
Крымская татарка Мавиле Халилова окончила Национальный Таврический университет и свою профессиональную карьеру начинала корреспондентом телеканала ATR. Работая в редакции, Мавиле в короткие сроки смогла стать сначала выпускающим редактором отдела новостей, а потом и заместителем программного директора телеканала. В её обязанности входит не только координировать съёмочный процесс и работу редакции, но и принимать серьёзные решения на уровне дирекции телеканала. Несмотря на свой юный возраст, Мавиле Халил пользуется уважением коллег и доверием руководства ATR. Сложно ошибиться, назвав ей самой известной журналисткой Крыма.
Социолог и активист в области прав человека Фавзия Альхани (Fawziah Alhani) из Саудовской Аравии родилась в 1961 году. Она имеет степень бакалавра социологии университета Абдулазиз в Джидде. Госпоа Альхани принимала участие в нескольких семинарах по правам человека. Она также принимала участие в многочисленных национальных и международных конференциях, в том числе Первом Форуме Центра женских исследований в Университете Кувейта (2011), конференции Женщины и культура мира на Ближнем Востоке (Кипр, 2010), и третьей ежегодной встречи Сети арабской толерантности (Бейрут, 2011). Фавзия Альхани является основателем и генеральный координатором Национальной Кампании, которая в настоящее время работает в направлении достижения полного участия женщин муниципальных выборах. Кроме того, она является основателем и директором Центра Грасс Аль Хайр, работа которого направлена на социальное развитие и расширение прав и возможностей женщин.
Фавзия Альхани слева (в белом платке)
Все упомянутые выше мусульманки при всей своей активности в обществе, прежде всего, являются заботливыми женами и любящими матерями. Каждая из них подарила жизнь и дает хорошее воспитание новому поколению искренних и активных мусульман. Каждая из них остается верна принципам и нормам религии.
Пример этих женщин в очередной раз доказывает, что, несмотря на все существующие стереотипы о мусульманках как об угнетенных и лишенных прав, женщина в Исламе иной раз занимает гораздо более активную и значимую позицию, чем мужчина, оставаясь при этом в гармонии с собой, своей семьей и окружающим миром.
Именно поэтому так важно знать о наших сестрах по вере, следовать их примеру, становиться лучше день ото дня. Именно так мы можем стать той Уммой, которой мог бы гордиться пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
link
1 комментарий