Аль-Мавлид - день рождения Пророка Мухаммада (ﷺ)
Как относиться к празднику рождения пророка Мухаммада? Чем канонически обосновано его проведение?
аль-Мавлид — день рождения Пророка Мухаммада (ﷺ) -
(11–12 Раби‘ аль-авваля)
Это благое нововведение (бид‘а хасана)*, которое признается большинством исламских ученых и которое появилось примерно в конце шестого столетия по хиджре. Аль-Харари говорит: «Суждения о том, что «это [проведение Мавлида] отсутствует в Сунне, и поэтому отвергаемо и запретно», ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком, является запретным нововведением (бид‘а мухаррама)». Рамадан аль-Буты писал: «Собрание людей с целью восхваления Всевышнего, где много говорится о жизни пророка Мухаммада, качествах и чертах его, — деяние благое и вознаграждаемое пред Аллахом (Богом, Господом), если делается ради Него, с Его именем и без присутствия запретного (махаррамат)». Так считает и большая часть исламских ученых прошлого и настоящего. К тому же в пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кя‘б бин Зухейр, в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил его, произнеся восхваляющие слова. Хасан бин Сабит подтвердил это и также похвалил посланника Господа.
Соглашусь, что прямых канонических обоснований празднованию дня рождения Пророка нет, однако будет неверным утверждать, что в Исламе совсем нет места восхвалению посланника Господа, ведь в Коране говорится, что он — «милость для всех миров»**.
Один из мусульманских ученых прошлого столетия говорил: «Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нем — общение меж верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Богу и последнему посланнику Его, Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует)».
* Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Кто станет начинателем доброго дела в Исламе (благого обычая, суннатэн хасанатан, увязываемого каким-то образом с религией) [допустим, найдет некие новые формы, пути реализации духовно-нравственных, религиозных идей и ценностей] и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути [новой практике, нововведению, не вступающему в противоречие с канонами, а наоборот, развивающему, раскрывающему их], при этом оно и им будет зачтено. [И так до Конца Света.]
Кто же станет родоначальником злого деяния, прикрываемого религией (дурного обычая, пагубного поступка, дискредитирующего религию; сунната шаррин, суннатэн сайиэтэн; выдумает окольные пути обхода либо оправдания запретного), которому последуют другие, тот [если не раскается и не исправится пред Богом] заслуживает наказания, которого будет достоин, а также наказания, которого достойны будут все те, кто последует этому плохому обычаю (новому религиозному «благо»-злодеянию) [и так до Конца Света], при этом и на них будет грех за совершение его (данного поступка) [по собственному волеизъявлению]».
** В Коране Господь миров говорит: «И ниспослали Мы тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и всегда»]» (Св. Коран, 21:107).
Шамиль Аляутдинов, umma.ru
0 комментариев