Депрессия: исламский взгляд
Казалось бы, депрессия несовместима с верой, но каждый день мы убеждаемся, что она не чужда внутренней жизни мусульманина. С надеждой, что это знание будет полезно, мы рассмотрим это явление и с психологической, и с исламской точек зрения и попробуем дать исчерпывающий ответ на вопросы что такое депрессия и как справляться с депрессией.
История заболевания
Термин «депрессия» возник в 20-30 годах XXвека. Но история говорит о том, что лечением депрессии занимались ещё две тысячи лет назад. Это был знаменитый греческий врач Гиппократ (460-370 гг. до н.э.). Правда, лечил он не депрессию, а меланхолию ( греч. “melainachole” –«черная желчь») и считал, что она возникает по причине избытка черной желчи в теле человека. Количество желчи приводилось в норму согласно рекомендациям знаменитого врача употреблением настоя мандрагоры и морозника.
Сегодня депрессия по данным Всемирной Организации Здравоохранения занимает одно из первых мест по критерию распространённости. Депрессия делит звание чумы двадцать первого века с раком.
Симптомы депрессии
Депрессия определяется как аффективное расстройство, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной сфере и пассивностью поведения. Наблюдаются снижение волевой активности и низкая мотивация. Кроме потери интересов и печального настроения выделяют ещё и дополнительные симптомы:
— нарушение сна (бессонница, трудности в засыпании, а также ранние пробуждения);
— снижение концентрации внимания (рассеянность, невнимательность);
— нарушение аппетита (потеря веса, отсутствие аппетита);
— чувство вины, самообвинение;
— суицидальные мысли;
— пессимистичный взгляд на будущее, на мир, на свои возможности (последнее связано с предыдущим симптомом);
— нарушение половой активности;
— заторможенность или чрезмерная суетливость;
— усиление подавленности по утрам и относительное улучшение к вечеру.
Возможны дополнительные симптомы тревоги или нервозности.
Согласно специалистам, чтобы диагностировать депрессию, эти симптомы должны наблюдаться не менее двух недель.
Причины депрессии
Несмотря на распространённость заболевания, ещё нет единого мнения относительно первопричины депрессии: различные теории по-разному объясняют причины её возникновения.
Биологическая теория: Нарушение концентрации определённых веществ, происходящее в результате сбоев механизмов работы мозга.
Генетическая теория: возникновение депрессии обусловлено наследственностью.
Психологическая теория: депрессия – следствие «неправильного» образа мыслей или следование «неправильной» модели поведения, заложенной ещё в раннем детстве. Как вариант: реакция на психотравму (потеря близкого человека, постоянные неудачи, разочарование в мечте и т.п.)
Социологическая: депрессия – результат конфликта между возможностями, интересами индивида и требованиями, условиями социума.
Религиозная: депрессия как следствие греховности человека.
Некоторые теории рассматривают депрессию как результат слияния нескольких причин. Одна из таких – биопсихосоциальная модель, согласно которой депрессия имеет «комплексную причину»: биологическая – нарушение биохимических процессов в организме, психологическая – искажение образа «Я» и представлений об окружающем мире, социальные – высокая стрессогенность среды, повышенные требования к индивиду.
Исламский взгляд: две причины депрессии
Верующие по определению люди позитивные и светлые. Но иногда бывает так, что душевная жизнь некоторых из нас омрачается упадком сил, снижением настроения. Эти эмоциональные волны сопровождаются недомоганием, слабостью в теле.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нет ни одного сердца, которое не закрывалось бы облаком подобно облаку, закрывающему луну, когда она сияет, и так, что внезапно становится темно, но когда оно (облако) уходит, сердце сияет вновь».
Естественно, упадочнические настроения не способствуют эффективной деятельности и радости жизни. Возникает вопрос, можно ли препятствовать сгущению туч над сердцем?
Чтобы ответить на него, нужно знать причины депрессивных расстройств.
1. Депрессия оступившихся
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце».
Симптомы депрессии – признак нездорового сердца. Сердце заболевает от загрязнённости дурными поступками, негативными или лживыми мыслями.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, когда верующий совершает грех, он отмечается чёрной точкой на его сердце. Если он покается и оставит этот грех, и упрекнёт себя за него, то очистится его сердце. А если он добавит ещё грех, то чёрная точка будет увеличиваться, пока не покроет всё сердце, и это та пелена, о которой говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали пеленой их сердца».
Когда сердце человека черствеет от грехов, над ним сгущаются тучи, его небо становится пасмурным, и не взрастают на этой почве благие плоды, пока не прольётся на неё дождь покаяния. Если Аллах по Своей милости прощает, стирает эти грехи, мы снова чувствуем бодрость и радушие – это лучи обновлённой веры, чистого сердца.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера изнашивается в сердце любого из вас так же, как одежда изнашивается, так просите Аллаха обновить вашу веру в сердце».
Испорченность веры проявляется и в неполноценном выполнении религиозных обязанностей, и в ухудшении отношений с окружающими, и с пессимистичным отношением к будущему, и во многих других аспектах, которые мы обычно относим к состоянию депрессии. Уменьшение веры может выражаться не только в действиях, но и в состоянии организма, и во внешности.
В хадисе кудси сказано: «О сын Адама! Если улучшится ваша вера, то улучшатся ваши деяния, кровь и плоть; если ваша вера станет негодной, то испортятся ваши деяния, кровь и плоть».
Вера (иман) может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Депрессия является следствием уменьшения веры, которое действует на сердце так же как ослабленный иммунитет — на организм.
2. Депрессия благочестивых
Люди, которые постоянно стремятся поддерживать чистоту внутреннего мира, также иногда сталкиваются с симптомами, характерными для депрессии. Несмотря на внешнюю схожесть, они имеют совершенно другую причину. Причина – повышенная чувствительность, свойственная прозревшим сердцам.
Психологи утверждают, что в бессознательную часть психики поступает в десятки раз больший объем информации, чем в сознание. Люди с «непорочными сердцами» яснее других осознают эти потоки.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Воистину, верующие в своём милосердии и любви друг к другу подобны единому организму: когда болит какой-либо орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна».
Тяжёлое положение братьев по вере, даже если они находятся далеко, часто отражается на эмоциональном состоянии благочестивых мусульман: они чувствуют печаль, тревогу, беспокойство. Это естественная реакция на страдания братьев и сестёр по вере, соединённых между собой узами более крепкими, чем какие-либо другие узы родства.
Эти симптомы наблюдаются в течение меньшего, чем две недели, времени, и их не стоит путать с проявлением депрессии.
Депрессия. Клинок дьявола
В одной из притч говорится, что однажды Дьявол выставил на продажу все свои инструменты. Среди них был и молот Гнева, и лук Желания, и блестящий клинок Зависти, и кол Жадности, стрелы Ревности и Вожделения, орудия Страха, Гордыни, Ненависти. Каждое орудие имело свою цену. Но отдельно от всех них лежал маленький и неприглядный клинок, который стоил в несколько раз дороже остальных.
Один из посетителей лавки спросил, почему этот странный клинок стоит дороже остальных.
Дьявол достал клинок, на котором была надпись «Уныние» и сказал:
— Потому что это единственный инструмент, на который я могу рассчитывать, если все остальные против человека бессильны… Если мне удаётся вбить этот клинышек в сердце человека, — продолжил Дьявол, — то двери для остальных инструментов открываются сами собой.
Психологи не случайно предостерегают человека, страдающего депрессией, от принятия важных решений. Они призывают: «Заботьтесь о себе». Потому что решения, принятые в состоянии меланхолии, низкой мотивации, угасших интересов, могут оказаться ошибочными с точки зрения перспектив человека.
Депрессия, вызванная неудачей, упущенной возможностью, касающейся только мирской жизни человека, ухудшает состояние его веры и без того уменьшенной.
В хадисе Кудси Всевышний говорит: «О сын Адама! Приближайся ко Мне с пренебрежением к мирскому!» Или в другом хадисе: «Тот, кто станет печалиться из-за мирского, будет только отдаляться от Аллаха».
Поэтому, скатываясь по наклонной депрессии в яму отчаяния, важно проявить силу воли и хотя бы на полпути остановиться, поберечь себя, ограждая от негативных мыслей, от необдуманных поступков, от принятия решений, о которых затем можно пожалеть (развод, увольнение с работы и т.п.). Расплачиваясь за старые грехи, не совершайте новых.
Как справиться с депрессией
Наиболее распространённые предложения по противодействию депрессии — это приём антидепрессантов, обращение к психологу, участие в тренингах и т.п. Все эти методы чаще вызывают сомнения, нежели желание ими воспользоваться, учитывая при этом историю и эффект их.
Первый антидепрессант – изониазид – был открыт совершенно случайно. Сначала он испытывался в качестве противотуберкулёзного препарата. Исследователи отмечали, что больные при приёме этого препарата чувствовали лёгкое возбуждение, избыток сил, и даже стали нарушать общественный порядок. Однако механизм воздействия изониазида неизвестен по сегодняшний день. Широкое производство антидепрессантов объясняется вовсе не их эффективностью…
Что касается тренингов и консультаций, они лишь на время освобождают от гнетущих симптомов. Чувство неудовлетворённости, ощущение недостатка снова заявляет о себе через некоторое время. Это, кстати, одна из наиболее актуальных проблем психотерапии.
Другой, действенный с точки зрения психиатрии, метод – электросудорожная терапия. Его применяют, если химические препараты и работа с психотерапевтом не дали улучшенных результатов. Несмотря на то, что до сих пор непонятен механизм действия электричества на мозг, электросудорожная терапия одобрена комиссией Национального института Душевного здоровья и Американской психиатрической ассоциацией, и теперь широко применяется по всему миру.
Существуют методы, которые применяются тысячелетиями и, в то же время, безопасны для физического и душевного здоровья человека. Один из них — метод религиозно-духовной практики, пример которой нам был ниспослан в Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует. Применяя такую практику, человек излечивает не только депрессию, но и другие болезни сердца. Его разум, тело, душа приходят в гармонию и находят успокоение.
Покаяние
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь».
Депрессия — одно из зол, сотворённых нашими сердцами, руками или словами. Она может возникнуть внезапно, подобно тому, как тучи собираются даже на солнечном небе. Однако каждый человек должен выяснить в себе то, что поддерживает такую погоду в его душе: возможно, это обида, которую вы держите на кого-либо или обида, которую кому-то причинили вы сами, или нежелание смириться с тем, что предопределил Аллах (реакция на событие, ставшее травматическим для человека), или какой-либо грех, который имеет место быть среди ваших дел, или грех, маленький по значению (как вам кажется), но часто повторяющийся. Так как одна душа не похожа на другую, так и болезни, несмотря на схожесть симптомов, различны. Поэтому каждый человек должен искать свои индивидуальные ошибки и погрешности, которые он допускает. Он должен знать, что эти прегрешения – один из инструментов дьявола, вбитый в его душу. Вырвать его – первый шаг в процессе излечения от депрессии. Это можно сделать покаянием, признав свои ошибки, смирившись с необходимостью расстаться с ними и прося у Всевышнего милости прощения и сил для исправления в лучшую сторону.
Как сказано в хадисе: «Каждый потомок Адама ошибается. А лучшими из ошибающихся являются кающиеся».
Духовное усердие
Для первого счастливого вздоха порой бывает достаточно и первого шага. Но не забывайте, что незакреплённый результат, «нереабилитированный» иман подобен незашитой ране, в которой могут развиться новые болезни. Поэтому следующий шаг – это стремление соблюдать здоровый образ жизни сердца. С помощью религиозной практики: поминания Аллаха, добрых дел, милостыни, дополнительных молитв и иных путей достижения довольства Аллаха. Нельзя быть самонадеянным даже на благом пути. Человек должен понимать, что силы для этой практики, желание совершать её и возможности для этого ниспосылаются Аллахом. Нельзя, обманувшись исцеляющим влиянием принесённого покаяния, считать себя чистым и защищённым от новых ошибок. Понимание этого поможет поддерживать постоянную надежду на Аллаха, просить у Него, благодарить Его, каяться снова и снова перед Ним.
Рассказывают, что среди мусульман были такие, которые принимали Ислам ради мирских выгод. Но затем, полюбив религию Аллаха, они забывали о мирском и целиком посвящали себя Всевышнему. Подобно этому, возможно, дело, начатое для излечения депрессии, станет для кого-то более значимым и более любимым, таким, что, даже излечившись, он не захочет расставаться с ним.
Как сказано в упомянутом аяте (30; 41): «…чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь».
В китайском языке слово «кризис» (вейцзи) состоит из двух частей, одна из которых («вей») означает «опасность», «беда», «гибель», «наклон», «обрыв», «прямой», «честный» (в контексте депрессии это ситуация, когда результат нашей безнравственности начинает проявлять себя, выходят наружу в виде заболевания плоды нашего зла), а вторая («цзи») – «переломный момент», «начало», «удобный случай», «подходящий момент» (возможность покаяться, начать новую жизнь, в которой будет больше добра).
Депрессия – тот же кризис души, разрешение которого – в новых возможностях: возвращении ко Всевышнему и укреплении связи с Ним. Это такой момент в жизни человека, когда он отгораживается от мирского. Он начинает оценивать себя, свою роль в мире, в отношениях с Богом. И хотя эта оценка всегда негативная, важно, что в этот момент человек уже не настолько вовлечён в мирскую жизнь, чтобы самозабвенно предаваться её радостям и соблазнам.
Депрессия – это возможность осознания своих ошибок, трезвой оценки и, что самое обнадёживающее для многих людей, особенно для верующих, депрессия – это тёмный тоннель, по которому покаявшиеся выходят к свету.
Как и утверждал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Нет ни одного сердца, которое не закрывалось бы облаком подобно облаку, закрывающему луну, когда она сияет, и так, что внезапно становится темно, но когда оно (облако) уходит, сердце сияет вновь».
Пусть сияет светом имана сердце каждого верующего!
link
9 комментариев
«Если человека постигает что-то плохое (тяжелое, болезненное; беды, потери, ущерб), он начинает [неустанно] молить Господа, возвращаясь к Нему (моля о помощи) [переосмысливая прошлое, раскаиваясь в прежних промахах и отодвигая все земное, ставшее вдруг серым и бессмысленным, на второй план].
Через некоторое время, когда [Творец] предоставляет ему (человеку) благо [позволяет индивиду беспрепятственно воспользоваться им], он [потомок Адама и Евы, окунаясь в великолепие благополучия и одурманиваясь неким спокойствием и душевным либо материальным комфортом] забывает о тех молитвах, с которыми обращался ранее к Богу [переходит границы дозволенного, развращается и чинит несправедливость], и начинает даже что-то приравнивать к Господу [к Его уровню святости и божественности], а это сводит его с верного пути.
Скажи [таковому, вконец потерявшемуся в ослепительных проблесках земных благ]: «Наслаждайся своим безбожием недолго [некоторое количество времени]. Ты, воистину, [если останешься таковым до самой смерти] — из числа обитателей Ада».
***
«Если человека постигает что-то плохое (тяжелое, болезненное; беды, потери, ущерб), он обращается к Богу [во всех положениях]: и лежа, и сидя, и стоя [неустанно молит Господа о помощи]. Когда же с благословения Всевышнего с него снимаются проблемы (все благополучно завершается), он идет [продолжает свой жизненный путь, легко и быстро забывая о Боге и набожности] и ведет себя так [будто бы ничего и не было] будто бы он не просил о [разрешении] проблемы, возникшей у него.
Таким образом, приукрашено (представлено в лучшем свете) для нарушающих границы (нормы; для расточительных) то, что они делают. [Данная категория людей (и это, если присмотреться, есть в той или иной степени в каждом) идеализирует свои дела и поступки; далека от самокритики, самодисциплины и совершенствования навыков; оказывая мелкое благодеяние кому-либо, такие люди готовы вознести себя до небес и начинают требовать того же и от других; дарованное благополучие стирает из их памяти прошедшие беды и несчастья, вновь придает легкость совершению грехов, способствует забвению и потере живой, трепетной, чуткой благодарности Богу]» (Св. Коран, 10:12).
«Когда людей постигает зло (что-то плохое касается или затрагивает их) [возникают проблемы и серьезные затруднения, убытки], они начинают [неустанно] молить Господа, возвращаясь к Нему [раскаиваясь в прежних промахах и находя-таки для Него время в своем «плотном» ежедневном или еженедельном графике]. Когда же Он дает им возможность вкусить из Божественной милости (попробовать ее на вкус) [разрешает казавшиеся неразрешимыми проблемы, устраняет барьеры; неожиданно исцеляет либо предоставляет невиданные ранее для данного человека материальные или иные возможности], часть из них [испытавших на себе огромную разницу возможных земных преобразований] начинают [со временем] возносить на уровень Творца нечто иное» (Св. Коран, 30:33).
«Когда у вас в море возникают проблемы [бури, штормы, цунами], вы ведь обо всем, на что молились, забываете и просите лишь Его [Бога, Творца, о помощи и спасении]. Когда же Он спасает вас и [вы причаливаете] к берегу [все проблемы позади!], вы отворачиваетесь [от Него «за ненадобностью»]. Человек крайне неблагодарен» (Св. Коран, 17:67).
umma.ru
«Если человека постигает что-то плохое (тяжелое, болезненное; беды, потери, ущерб), он начинает [неустанно] молить Нас [говорит Господь миров]. Но когда через некоторое время Мы предоставляем ему благо от Нас [позволяем беспрепятственно воспользоваться и наслаждаться дарованным], он (человек) заявляет: «Я получил это на основе знания [(1) в результате осведомленности Творца о том, что я этого заслуживаю; (2) нелегким трудом приобретенных знаний, в результате грамотного, профессионального, самоотверженного труда». То есть человек увязывает это напрямую с собою, своим величием и навыками, а не с Божественной милостью и щедростью].
Нет же [наставляет и вносит ясность Всевышний]! Это [изменчивость жизни, благословенные закономерности, точно совпавшие обстоятельства и выгодный, удачный итог] — испытание [для души человеческой, часть процесса формирования личности, которая может стать счастливой не только в земном на короткое время, но и в вечном, бесконечном], хотя большая часть людей этого не знает».
***
«… Хотя большая часть людей этого не знает». Не знает, а потому от неожиданных для людей поворотов судьбы, резкой смены ставших для них привычными обстоятельств погружаются в болото депрессии. Когда нет знаний и навыков жить и расти, болото их засасывает и опускает на уровень хронической депрессии, превращая в пожизненно зависимых поглотителей антидепрессантов, которые шаг за шагом разрушают их тело и мозг.
«В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии — четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45% студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52% жителей Великобритании заявили, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36% — несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики, стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».
«Каждый год почти 15 миллионов взрослых американцев и 5% детей и подростков страдают от депрессий. Миллионы людей принимают психотропные лекарства, и антидепрессанты сегодня прописывают чаще других препаратов...
В захватывающем отчете Национального центра безопасности по оценке угрозы школьных перестрелок изучали 37 школ, в которых возникали перестрелки. Возраст преступников был от 11 лет до 21 года. Что общего было между ними, кроме того, что все они мужского пола? Длительная депрессия. Более половины стрелявших испытывали симптомы депрессии. И 75% из них совершали попытки самоубийства до инцидентов со стрельбой...
Примерно 40 миллионов взрослых в США и каждый десятый молодой человек страдают от повышенной тревожности. Миллионы людей теряют время, тревожась о мелочах».
umma.ru
Депрессия – это состояние, от которого страдает все большее число людей по всему миру. Она может случиться у каждого, независимо от национальности, образования, социального положения и веры. Несмотря на то, что здесь нечего стыдиться, люди, страдающие от депрессии, обычно молчаливо терпят из страха, что на них повесят ярлык «психически недееспособных».
Ислам – не только религия, но и всеохватывающий образ жизни, и учение ислама предлагает решение любой проблемы, в том числе и депрессии.
Необходимо сразу сказать, что мы не собираемся обсуждать такой способ выхода из депрессии, как антидепрессанты, так как считаем, что от них мало пользы. Основываясь на наших знаниях и опыте, мы предлагаем шесть способов стать выше бед и испытаний депрессии:
1. Читайте суру «ан-Наас»
По сути, депрессия в основном заключается в чувстве сомнения в себе и крайне низкой самооценке, которые коварно нашептывает нам Шайтан. Если прочитать суру «ан-Наас» (последняя сура Корана), можно заметить, что фактически это молитва о защите от внушений Шайтана. Следовательно, повторение суры «ан-Наас» всякий раз, когда возникают сомнения в себе, охранит нас от депрессии, а тому, кто уже оказался в этом состоянии – поднимет настроение.
2. Читайте дуа о преодолении тревоги и печали
«О Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!» («Крепость мусульманина»).
А также:
«О Аллах! Я прибегаю к Твоей защите от тревоги и печали, от неспособности и лени, от бремени долгов и гнета чужих людей» («Крепость мусульманина»)
3. Займитесь благотворительностью
Доказано, что посвящать свое время тому, чтобы дать другим счастье, участвовать в благотворительных делах повышает настроение, дает моральную поддержку и вселяет бодрость.
Формула проста: вы приносите кому-то счастье и получаете счастье взамен. В данном случае благотворительность может и не быть чем-то огромным в финансовом смысле. Это может быть добровольная помощь соседнему приюту, организация обедов для нуждающихся, раздача вещей. Может быть, вы просто накормите голодного.
Как только благодаря вам на чьем-то лице появится улыбка, вы увидите, что ваше настроение изменится в лучшую сторону.
4. Гуляйте и любуйтесь природой
Один из главных признаков депрессии заключается в том, что она охватывает человека полностью и высасывает из него жизненные силы. Часто случается, что люди, будучи в депрессии, не хотят встречаться с другими людьми, замыкаются в своей скорлупе и сидят дома, и от этого еще глубже погружаются в депрессию. Хотя это не так просто, как кажется, им нужно постараться выйти из дома, прогуляться, полюбоваться природой – это наверняка поднимет настроение.
Многие знают, что, созерцая красоту мира, созданного Аллахом, обращая внимание на такие простые вещи, как пение птиц, мы делаем шаг к выходу из депрессии.
5. Придумайте новое хобби
Английская поговорка гласит: «Праздный ум – мастерская дьявола». Если человеку, страдающему депрессией, нечем себя занять, и при этом он изолирован от мира, весьма вероятно, что он еще глубже погрузится в уныние. Новое хобби также может служить эффективным средством предупреждения депрессии.
Весьма продуктивны такие хобби, как чтение книг, ведение исламского блога, изучение Корана. Следует подчеркнуть, что просмотр фильмов и другие легкомысленные занятия мы, в данном случае, не причисляем к списку полезных хобби.
6. Подумайте, как легка ваша жизнь
Если ни один из перечисленных способов не помогает, то этот, наверняка, выведет вас из мучительного оцепенения. Подумайте о том, что вы переживаете и спросите себя: «Можно ли это сравнить с тем, что происходило с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). Выпал ли мне хотя бы 1% тех испытаний, которые выпали ему?». В раннем детстве он остался сиротой. Его жена и дядя умерли как раз тогда, когда он больше всего в них нуждался. Его преследовали родственники, пока не изгнали с родной земли. Неужели с вами произошло что-то, что может сравниться с его страданиями?
Мы знаем, что победить депрессию не так легко, как кажется, но если у вас есть решимость и искренность, то все эти шаги помогут вам найти выход.
link
Если ситуация несколько усложнилась или вы сделали неправильный выбор, или кто-то в семье постоянно к вам придирается или даже издевается над вами – это не должно влиять на вас и определять вашу жизнь.
Обратитесь к Аллаху с желанием двигаться дальше. Представьте, если бы Адам (мир ему) решил, что одна-единственная ошибка будет определять все его оставшееся существование – это был бы конец для всех.
Это не значит, что не следует придавать значения нашим грехам – это значит, что признав их, мы должны идти дальше. Что касается Адама, то он сразу признал свои проступки и попросил у Аллаха прощения, а Аллах благословил его даром дуа, чтобы он всегда мог быть с Ним на связи. Очевидно, что его возвращение в Рай (как и всех пророков) тому свидетельство. А если наш отец мог загладить свою вину, то сможем и мы.
Жизнь в этом мире – дунья – это только отблеск Рая, поэтому ошибочно считать, что мы должны жить здесь как в Раю. Подумайте об испытаниях как о способе стать сильнее и преданнее Аллаху, и чем тяжелее испытания, тем сильнее мы должны уповать на милость Аллаха.
В один из тяжелейших моментов жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда над нам насмехались и издевались из-за смерти сына, Аллах явил суру «аль-Каусар», в которой пообещал ему неисчислимые блага, а его ненавистникам – лишение милости Аллаха.
Что из мирских довольств может сравниться с изобилием в Раю?
Об этом стоит подумать.
Помощь людям – одна из важнейших заповедей нашей веры. После встречи Моисея (мир ему) с одним из фараоновых чиновников, которая обернулась смертью последнего, Моисею пришлось бежать через аравийскую пустыню. Загнанный, без крыши над головой, работы и средств к существованию, Моисей обратился к Аллаху с мольбой о спасении.
В ответ на его дуа Аллах дал ему возможность помочь двум молодым женщинам, которые пытались напоить своих овец. После еще одного дуа об избавлении одна из сестер попросила отца взять Моисея на работу. Его наняли, и со временем он женился на одной из женщин и обосновался в этих краях на восемь лет. Как видим, в конце концов, Аллах щедро вознаграждает тех, кто устраняет трудности других.
Аллах предоставляет верующим средства решения их проблем. Возможно, следует использовать новые навыки, чтобы получить работу, или найти посредника для улаживания спора, не доводя его до суда. Может быть, речь идет о том, чтобы окончить дополнительные курсы и начать новую карьеру или даже решить проблемы с детьми.
На самом деле, мы живем в мире разнообразных возможностей. Спрашивайте совета, ищите группу поддержки, обращайтесь к родственникам. Не сидите покорно, сложа руки, будто вы уже отжили свое, разработайте план движения вперед и будьте ближе к Аллаху.
Сура «аль-Бакара» напоминает, что нам может быть ненавистно то, что нам полезно, и приятно то, что нам вредит.
В трудном положении мы никогда не знаем, насколько это может нам помочь в плане личного или коллективного роста. Доверие к Аллаху и Его провидению помогает увидеть трудности со стороны и упорно идти вперед, не теряя веры.
И, наконец, важные аспекты веры – это вера в предопределение и в будущую жизнь, которые определяют твердую убежденность в том, что в Судный день будет принято во внимание абсолютно все, в том числе и наше терпение, и то, как мы проявляли выдержку во времена испытаний.
Все происходящее было предначертано, поэтому мы должны глубоко верить в предопределение и переносить тяготы с мудростью и терпением, прекратить вечно бояться и заниматься самобичеванием.
Печаль, тревога, депрессия – нормальные вещи, присущие человеческому сердцу. Они приходят и уходят. Они не являются признаком слабости, если только мы не решаем позволить им поедать нас и доводить до разрушения. В своих бедах мы можем утешиться историями из Корана, величие которых в том, что они происходили с самыми богобоязненными из наших предшественников, и это утешение дает нам силы действовать и искать выхода из наших затруднений.
Уже одно только это делает Коран великим источником утешения для страждущих, угнетенных, покинутых, обездоленных, борющихся и скорбящих о своей людской слабости.