30 Oct 12:37 avatar

Основы эмоциальной независимости в Исламе

Психология и сознание: Основы эмоциальной независимости в Исламе

Каждый человек желает быть свободным, целостным и иметь здоровые отношения.

 

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Никто не приходит с целью строить порочные, ранящие отношения, испытать предательство, чтобы затем годами носить эту боль. Но часто случается так, что человек вопреки своим желаниям попадает в ловушку зависимости от другого. Когда он предан. Когда он обижен. Когда его права и границы нарушены. Постоянные мысли об обидчике и желание мести накрепко привязывают к объекту обиды, лишая покоя в уме и на сердце.

Основы эмоциональной независимости заложены в Исламе. В Исламе человек является рабом только Аллаха. Это, конечно, не подразумевает, что он не строит отношений с другими людьми, не привязывается, не любит и не занимается мирскими делами. Но самое главное место в сердце верующего отдано Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Как сказано в одном из хадисов: «Никто из вас не уверует, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своих детей и всех людей» (Бухари).

Так что же служит основой неприятных нам привязанностей? Почему мы чаще думаем о тех, кто нас обидел, обделил, навредил, предал и т.д., чем о тех, кто был с нами добр и милосерден? Ведь это довольно распространенное явление – то, что негативные мысли о другом привязывают крепче, чем позитивные.

В основе такой позиции лежит сознание жертвы. Когда человек использует свои силы не на решение возникающих «между» проблем, а  на то, чтобы переложить за них ответственность на другого и ждать, пока он примет решения, которые его удовлетворят. И пока тот не принимает таких решений, он остается зависимым и привязанным к нему. Возьмем, к примеру, отношения сотрудников с начальником.

Часто многие сотрудники «исповедуют» религию недовольства, постоянного ворчания, упреков в адрес руководства, вместо того чтобы решить возникшие имеющие проблемы и предложить меры. Занять активную позицию. Но жертва – это не активность, это пассивная и ложная «терпеливость», когда внешне человек не принимает действий, но внутренне постоянно пережевывает негативные мысли и эмоции.

 

1. Следование Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предполагает выход на более активную позицию в жизни и отношениях.

Например, совершенно справедливо утверждение психологов, что никогда нельзя отделиться от другого, считая его порочным или неправым. Другими словами, плохое мнение о другом привязывает к этому человеку, невольно делает тебя его рабом. Рецепт: хорошее или хотя бы нейтральное мнение. Как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Говори благое или молчи».

Относительно взаимоотношений с другими людьми в хадисе, переданном от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, говорится: «Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха сказал: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачиваетесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность – вот здесь!».

Он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того, чтобы совершить злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения – это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!» (Муслим).

В другой версии же сказано: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте (о недостатках других людей), не шпионьте, не взвинчивайте цену (с целью обмана или нанесения ущерба), не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о, рабы Аллаха!».

 

2. Желание добра другому.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не уверуете вы до тех пор, пока не станете желать своему брату по вере того же, что желаете самим себе» (Бухари). Искреннее пожелание добра оказывает на сердце гораздо более позитивное воздействие, нежели «кормежка» обидными мыслями и негативными чувствами в отношении другого. Как-то так влияют мотивы добра на человека, что когда он испытывает их, они расширяют его ум (позволяют смотреть на мир, людей шире) и освобождают сердце (с добрыми чувствами и мыслями гораздо легче и приятней, чем с мыслями обиды, злобы).

 

3. Прощение.

Конечно, ситуации бывают разные. Иногда прощение – это позволение совершить еще одно предательство. Но в большинстве случаев прощение – это то, что укрепляет отношения, облагораживает сердца. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подавал пример прощения на протяжении всей своей жизни, не только в обыденных ситуациях, но и тогда, когда ему причиняли наибольшие препятствия и обиды: когда его выгнали из города, закидывая камнями, когда убили его дядю и истерзали его тело, когда убивали и пытали его сподвижников и родственников.

Рассказывают, что у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был сосед-иудей, который постоянно ему досаждал. Но однажды он заболел и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навестил его. Иудей был так тронут добротой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что принял после этого Ислам.

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 199). Этот аят в полной мере можно назвать «девизом» душевного спокойствия и эмоциональной независимости. Ведь зависимость от других действует на сердце «сужающе», как будто большое и доброе сердце, которым от рождения обладает каждый ребенок, сужается до маленького и озлобленного комочка размером с кулачок.

А доброта, прощение и на крайний случай просто игнорирование невежд раскрепощают его, внося в него умиротворение, жизненные силы и радость. Они-то и выводят человека из позиции обиженной жертвы к состоянию доброго, активного и сильного хозяина своих чувств и своей жизни.

Ася Гагиева, islam-today.ru

0 комментариев

Оставить комментарий