Закон бумеранга
«И Мы сделали одних из вас испытанием для других, (чтобы удостовериться), вытерпите ли вы (испытание). Ведь твой Господь видит все».
Людей часто волнует вопрос возмездия. Нанесенная несправедливость висит над душами многих в виде ожидания: когда же обидчик будет наказан. Слово «бумеранг» для таких людей приобретает особое значение – как символ того, что справедливость восторжествует. Вообще бумеранг – это охотничье оружие, которое использовалось, чтобы поражать им своих жертв. Не возвращается бумеранг только в одном случае – если он все-таки задел или ранил свою цель.
Я думаю, то же самое происходит и в жизни. Когда притесненный начинает творить в ответ обидчика несправедливость и преступать границы дозволенного Всевышним, он как бы уподобляется ему и естественно, что шансы на возмездие малы.
Есть такая восточная притча о старухе, чье имущество составляла всего одна курица. Всего одна курица и все. Однажды воры забрались к ней в дом и украли эту курицу. Можно представить себе состояние нищей старухи, которая потеряла последнее, что у нее было. Больше ей негде было искать пропитания. Старуха была сильно огорчена, но не произнесла ни одного гневного слова по этому поводу. Просто терпела.
Через некоторое время на лице у вора начали вырастать перышки. Он был в ужасе: лицо день за днем покрывалось куриными перьями, и это заставило его заточиться в своем доме. Невозможно было с таким лицом выходить к людям. Он попросил своего сообщника сходить к местному мулле и спросить про это и узнать, что можно сделать.
Второй вор так и сделал. Мулла сказал, что перышки выросли по причине того, что старуха не произнесла ни одного проклятья в их адрес и не жаловалась на потерю.
Тогда вор решил спасти друга. Он пошел в гости к старухе и завел разговор о краже. Он говорил о том, какими подлецами должны быть те воры, как они могли покуситься на ее имущество и т.п. То есть он пытался выудить из нее хотя бы слово гнева. В конце концов, старуха разразилась проклятьями и расплакалась. Довольный вор вернулся к другу и увидел, что лицо сообщника пришло в прежнее состояние.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «…Кто же откажется от возмездия, то это – искупление для него».
Также в хадисе Кудси сказано: «Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».
Такое великодушие – это проявление благородного нрава и сильной веры. Это подчеркивает, что верующие – это особая категория людей, отличающихся некоторой возвышенностью духа, богатством душевного блага, любовью к окружающим. Это не наигранное геройство, а результат стремления к любви и довольству Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Желайте и стремитесь к возвышению пред Богом! Для этого прощайте тех, кто безрассудно обойдется с вами, и давайте тем, кто лишит вас и даже благодетельствуйте тем, кто в свое время был с вами бесчестен».
Верующий – это человек блага. А одно из великих благ – это ответ на зло добром. Ведь каждый черпает из своей души только то, что в ней имеется. Всевышний говорит своим рабам: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
Часто ответное зло порождает только еще больше проблем и зла. И в таких случаях добро – это возможность прекратить конфликт и сохранить свое положение. Неожиданное добро порой удивляет настроенного на возмездие обидчика и расплавляет его сердце. Часто обидчик после такого ответа приходит к раскаянию и стремится загладить свою вину добром. Но даже если этого не происходит, то ведь Всевышний справедлив, и не оставит без внимания благие попытки к примирению и добрые помыслы верующего.
Один из ученых написал: «Если кто-либо из людей сказал или сделал тебе нечто плохое, то ответь ему добром, особенно, — если это твой родственник, знакомый или другой человек, перед которым твои обязанности велики. Если он порвал с тобой, то помирись с ним; если он обидел тебя, то прости его; если он дурно отозвался о тебе в твоем присутствии или без тебя, то не отвечай ему тем же, а будь вежлив и снисходителен к нему; если он избегает тебя и не желает разговаривать с тобой, то скажи ему доброе слово и не упускай случая поздороваться с ним. Воистину, если ты отринешь зло добром, то обретешь великое благо, и тогда даже твой супостат станет относиться к тебе так, словно любящий родственник».
Один из известных актеров однажды сказал: «Лучшая месть – это прощение». Это и есть закон бумеранга – он возвращается к тому, кто пустил его в том случае, когда он не задевает кого-либо в пути. То же самое справедливо и в отношении людей: злоумышленник, чьи поступки и слова не встретили ожидаемого гнева и раны сердца, остается со своим злом наедине, не имея возможности разделить его с кем-нибудь из своих жертв.
Когда человек отвечает злом на зло, это можно назвать справедливостью, но… Тогда и обидчик и обиженный становятся на одну ступень – они оба становятся распространителями зла. Не стоит беспокоиться о справедливости других: Всевышний Аллах рассудит каждого и каждому отдаст его место и награду. Рассказывают, что на пути одного суфия встретился солдат. Он спросил у суфия, где находится ближайший населенный пункт. Суфий указал на кладбище, и тогда солдат, разозлившись, ударил его, решив, что тот издевается над ним. Вскоре он узнал, что этот мужчина был праведником, и пришел, чтобы извиниться перед ним. На что суфий ответил: «Когда ты ударил меня, я помолился за тебя Всевышнему. Потому что возможно за эту боль Аллах что-то простил мне из грехов, и я не хотел, чтобы твоей долей в этом благе оказалось наказание».
Получается, что боль и раны, причиняемые другими – это не просто временная несправедливость (каждый ответит за свои дела, или в этом мире или в будущем), а одна из возможностей возвыситься перед Всевышним. И там, где один мечтает о мести обидчику, другой неслышно благодарит его и радуется скрытому добру.
Ася Гагиева
0 комментариев