Рамадан: рост в двух измерениях
Вступление
Мусульмане — умма, отдельные общины, семьи, люди — испытывают огромное внутреннее и внешнее давление, связанное со стремительно меняющимся миром. Одним из проявлений такого внутреннего давления является необходимость поддерживать равновесие всех четырех измерений своей человеческой сущности: физического, интеллектуального, духовного и нравственного.
Пока что при взгляде на реальную жизнь мусульман становится очевидным, что равновесие четырех измерений не достигнуто, хотя Ислам подчеркивает его огромную важность. К сожалению, многие мусульмане слишком увлечены погоней за материальным достатком и политическим превосходством, забывая или отодвигая на задний план духовные и моральные ценности.
Эта статья — попытка изучить некоторые важные аспекты того, каким образом Рамадан может стать для мусульман и мусульманской общины прекрасной возможностью повысить свой духовный и моральный потенциал.
Рост на духовном уровне
Рамадан предлагает методы и приемы повышения духовности верующего, исцеления его духовных слабостей и недугов. Эти приемы призваны помочь человеку улучшить его отношения с Аллахом и стать Его безупречным рабом.
Пост
Саум (пост) в Рамадане — это обязательный вид ибадата (поклонения), который оказывает многостороннее позитивное влияние на человека и общину в целом. Пост, проводимый, как описано в Коране и хадисах, по примеру пророка Мухаммада (мир ему и благословение), способствует построению сильной процветающей общины.
Когда Аллах предписал пост, Он обратился к общине верующих и указал, что основная цель поста — достижение таквы (богобоязненности и богоосознания). Он повелел соблюдать пост определенное количество дней, желая верующим облегчения (юср), а не тягот. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь… Поститься следует считанное количество дней… Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2:183–185).
Таква — единственный критерий суждения о человеке. Господь сказал:
«… самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).
Из этих аятов Корана понятно, что Аллах Всеведущий избрал для своих рабов пост как лучший и самый эффективный метод достижения таквы. Выражаясь современным языком, пост Рамадана лучше всего сравнить с интенсивным тренингом по практическому овладению навыками достижения процветания, оживления общих мусульманских ценностей, укрепления самобытности и роста благополучия всей общины.
Пост означает воздержание с рассвета до заката от еды, напитков и других желаний и действий, делающих пост недействительным. Пост следует воспринимать не как ежегодную традицию, а как искренний акт поклонения, совершаемый ради Аллаха. Это действительно практический способ показать смирение перед Аллахом, полную покорность и подчинение Его воле.
Духовное значение поста заключается в борьбе со всеми желаниями. Эта борьба — благородное усилие в попытке освободиться от рабства своего эго и суетных желаний и таким образом вернуться к своему первозданному естеству (фитре) путем непрестанного памятования об Аллахе и страха перед Ним. На эту духовную борьбу верующего подвигает и великая награда, обещанная Аллахом тем, кто постится только ради Его довольства. В хадисе-кудси сказано:
«Аллах сказал: „Каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз, кроме поста: пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него. У постящегося — две радости: одна — когда он разговляется, другая — когда предстает пред своим Господом"» (Аль‑Бухари).
Кроме того, Он сказал:
«Тому, кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, будут прощены совершенные им грехи» (Аль‑Бухари).
Коран
Можно сказать, что Рамадан — это месяц Корана. Аллах (хвала Ему) говорит:
«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение...» (Коран, 2:185).
Чтение или слушание Корана, размышление над его аятами и сурами (главами) — это один из величайших видов ибадата и высочайший уровень зикра, утешающий сердце (Коран, 13:28). Все это приближает мусульманина и усиливает его любовь к Аллаху, углубляет его отношения с Ним.
Рамадан — прекрасное время для того, чтобы постараться победить привычку пренебрегать Кораном. Это обязанность каждого мусульманина и всей общины — вернуться к Корану, чтобы больше общаться с Ним напрямую. Чтение слов Аллаха и размышление над их смыслом и уроками, несомненно, облагораживает душу, смягчает и очищает сердце от всех материальных мирских соблазнов. Аллах сказал:
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?»(Коран, 47:24).
Для мусульман это еще и способ восславить Господа, усилить свое состояние смирения и страха перед Ним (хушу), поблагодарить Его за то, что Он, по Своей великой милости, ниспослал нам Коран, который, будучи защищенным от любых искажений, всегда ведет нас прямым путем, и даровал щедрое вознаграждение за каждую прочитанную букву Священной Книги. Аллах сказал:
«Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (Коран, 59:21).
Молитва
Рамадан — наилучшее время, чтобы вернуться к строгому соблюдению молитвы. Из Корана и Сунны известно, что своевременный намаз — это целостная система очищения, один из столпов религии, наилучшее деяние перед Аллахом. Всевышний сказал:
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят»(Коран, 107:4-6).
Поэтому «совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Коран, 4:103).
Молитва — это встреча с Аллахом, способ выразить покорность мусульманина своему Господу, повелевшему поклоняться Ему одному. Влияние пяти ежедневных обязательных молитв на сердце и душу было красноречиво названо пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) средством для очищения от духовной и нравственной скверны. Он сравнил пятикратный намаз с пятикратным ежедневным омовением, благодаря которому тело обретает чистоту и красоту.
В Рамадан мусульмане с еще большим усердием совершают обязательные намазы, а к ним прибавляются коллективные ночная (таравих) и предрассветная (тахаджуд) молитвы — это способствует повышению духовности и внутренних сил мусульманина, потому что дает ему возможность чаще встречаться с Аллахом и быть к Нему еще ближе.
Следует пользоваться тем, что во время Рамадана шайтаны скованы цепями, и молиться особенно старательно, сосредоточенно и серьезно, стремясь достигнуть в молитве состояния хушу. Суть молитвы не только в физических движениях, но и в духовном и душевном присутствии. Аллах сказал:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (Коран, 23:1-2).
В знаменитом хадисе говорится, что Джибрил пришел к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и спросил его об Исламе и ихсане, и учил его, что ихсан — это поклонение Аллаху, как если бы Он был перед верующим, ибо если мы Его не видим, то Он всегда видит нас. Ихсан означает совершенство, правильность и красоту действий и поступков. Кроме того, ихсан означает особое усердие в добровольных актах поклонения.
Совершенство в обязательных молитвах и дополнительные молитвы, несомненно, укрепляет веру, развивает личность верующего, делает его более сознательным и богобоязненным во всех аспектах жизни.
Дуа
Недаром Господь предписал нам пост, подчеркнув важность дуа, и повелел Своим рабам выполнять предписанное, обещая за это ответить на их молитвы. Аллах сказал:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем» (Коран, 2:186).
Согласно сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дуа — это основа поклонения, потому что дуа показывает смирение верующего, его покорность Аллаху. Своими дуа верующий признает, что нуждается в Его помощи, поддержке и руководстве, ибо Он — Ас-Самад, к которому человек обращается за помощью в любой нужде (Коран, 112:2).
Дуа — один из самых действенных способов возвысить дух верующего, потому что дуа обеспечивает прямой контакт с Господом. Сунна свидетельствует, что лучшее время для дуа — это пост и минуты разговения. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«В каждый день и в каждую ночь Рамадана Аллах прощает людей заслуживших Ад. Также в каждый день и в каждую ночь Рамадана принимается одна мольба (дуа) мусульманина» (Ахмад, Аль-Баззаз).
Мусульмане, у которых есть время для итикафа (уединения, пребывания в мечети) в последние десять дней Рамадана, получают ни с чем не сравнимую возможность для укрепления духовности и благочестивых размышлений.
Один из важнейших моментов Рамадана — поиск в последних десяти ночах Ночи могущества для достижения высочайшего уровня духовности с помощью предельных усилий в молитве и постоянных искренних дуа о прощении. Аллах сказал:
«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Коран, 97:3–5).
Этим аятам вторит хадис Пророка (мир ему и благословение):
«Тому, кто выстоял Ночь предопределения с верой и надеждой на награду, будут прощены его предыдущие грехи» (Аль‑Бухари).
Рост на нравственном уровне
Хусну аль-хулук (хороший характер) — главное в исламской вере. Сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Я пришел, чтобы усовершенствовать нравы» (Аль‑Бухари).
Пророк (мир ему и благословение) был эталоном того, к чему он призывал во всех сферах жизни. Нравственное измерение человека состоит из многих аспектов, обсуждение которых выходит за рамки этой статьи. Тем не менее, хотелось бы прояснить, какие нравственные качества и формы поведения имеют ключевое значение в жизни мусульман, и почему Рамадан — самое подходящее время для роста в этом направлении.
Воздержание
Воздержание ради Аллаха с восхода до заката от еды, питья и других муфтират (всего, что делает пост недействительным), несомненно, способствует воспитанию в общине чувства равенства. В Рамадан богатые и благополучные проходят через то же испытание лишениями, что бедные, которые не могут себе позволить есть досыта. Таким образом воспитывается сочувствие к обездоленным и желание помочь братьям-мусульманам в своей общине и не только.
К примеру, миллионы мусульман страдают от военных конфликтов, лишились своего дома, вынуждены иммигрировать, жить в лагерях беженцев и бороться за существование, ежедневно отправляясь на поиски куска хлеба. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним — голодный сосед» (Ат‑Табарани).
Терпение
В Рамадан повседневные заботы не прекращаются, но меняются. Верующий по-прежнему вращается в обществе, ходит на работу, учебу, занимается семьей. И при этом он всегда рискует столкнуться с проявлениями гнева, оскорблениями, физическим насилием, которые ведут к ненависти, разобщенности, вредят социальным отношениям. Все эти факторы отвлекают от поста, поэтому, перед лицом этих проблем мусульманину велено быть терпеливым, проявлять выдержку, миролюбие. Тем более это касается Рамадана. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«С наступлением Рамадана… шайтаны заковываны в цепи» (Аль‑Бухари).
Кроме того, он сказал:
«Если кто-либо из вас постится, пусть не сквернословит и не ведет себя подобно невеждам. Если же кто-нибудь оскорбляет его или нападает, пусть дважды скажет: „Поистине, я пощусь!"».
Преодоление лжи и дурных деяний
Мусульманин должен быть осторожен в высказываниях, избегать лжесвидетельства, злословия, наговора, лжи, поскольку это негативно отражается на социальных связях.
Посланник (мир ему и благословение) сказал:
«Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (т. е. Аллах не примет его пост) (Аль‑Бухари).
Это созвучно тому, чему учит Коран:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного» (Коран, 23:1-3).
К сожалению, некоторые мусульмане, при всей готовности к материальным ограничениям, обращают меньше внимания на необходимость избегать дурных деяний, которые обесценивают их пост и делают его недействительным.
Между тем, правила Рамадана подчеркивают необходимость воздержания от аморальных действий даже более, чем от материальных вещей, таких как еда и напитки. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Как много постящихся не имеют со своего поста ничего, кроме голода, и как много молящихся ночью не имеют со своей молитвы ничего, кроме бодрствования» (Ибн Маджа, Дарими, Ахмад, Аль-Байхаки);
«Поистине, пост — это также воздержание от праздных речей и сквернословия. И если кто-то будет тебя ругать или поступать с тобой неподобающе, скажи: „Я пощусь, я пощусь!"» (Муслим).
Следующие аяты Корана говорят о том, какие деяния запрещены, и обязывают мусульманина их избегать:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками (залимун). О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49:11–12).
Братство
Рамадан — особое время, когда мусульмане объединяются и укрепляют свое братство, любовь и сострадание друг к другу, ибо Аллах сказал:
«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (Коран, 49:10).
В совместных трапезах Рамадана должны участвовать не только родственники, друзья, коллеги, земляки. Гораздо важнее, чтобы их устраивали для нуждающихся, беженцев, малоимущих иностранцев. Эта хорошая традиция имеет много форм, в том числе, разговение дома или в ресторане, обмен едой, шведские столы для всех желающих, раздача продовольственных наборов.
Какие бы проявления ни находила эта традиция, они всегда выражают одну идею: угощение постящихся ради награды Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Накормивший постящегося получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту» (Ахмад, Ат‑Тирмизи, Ибн Маджа, Хиббан).
Щедрость
Угощение едой — одно из проявлений щедрости, которое приносит большую пользу и отдельным людям, и общине. Тем не менее, в Рамадан щедрость не должна ограничиваться только готовностью поделиться едой — она должна включать разные виды милостыни.
Аль-Бухари передает:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость он проявлял в Рамадане… Он был более щедр на все благое, чем вольный ветер» (т. е. ветер, посылаемый на благо людям).
Во многих мусульманских общинах немало бедных людей, нуждающихся в помощи братьев-мусульман. Одна из важнейших заповедей пророка Мухаммада (мир ему и благословение) — о том, что хороший мусульманин не будет спокойно спать, зная, что его сосед голоден. Приглашая людей за стол — не только на ифтар — мы делаем их немного счастливее. В священном хадисе Аллах говорит:
«… У постящегося — две радости: когда он разговляется и когда предстает перед своим Господом» (Аль‑Бухари).
Согласно Сунне, перед праздничной молитвой следует выплатить закят аль‑фитр — обязательную милостыню по случаю Праздника разговения, которая передается нуждающимся, неимущим и другим категориям людей, имеющих право на эту помощь (Коран (9:60) называет 8 категорий таких людей).
Данное правило говорит о том, что Ислам уделяет большое внимание заботе о бедных и нуждающихся. Время и способ выплаты идеально продуманы, чтобы, считаясь с гордостью бедных людей, не вынуждать их просить подаяния в праздничный день, а дать им достаточно времени, чтобы приготовить себя, семью и детей к Празднику разговения и порадоваться ему вместе со всей общиной.
Кроме того, от Ибн Аббаса передаются слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказавшего, что закят аль-фитр очищает пост (от недочетов, которые могли иметь место).
Заключение
Итак, рецепт духовного и нравственного роста ради личного и общественного процветания и благополучия — это серьезная работа, нацеленная на то, чтобы стать ближе к Аллаху, и использование любой возможности, чтобы все, что вы делаете, делать совершенным образом. Во время Рамадана это намного легче, так как этому способствует особая атмосфера месяца поста. К тому же у нас есть пример пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Благословенный Рамадан может существенно повлиять на наш личный и социальный характер и стать лучшим лекарством от духовных и нравственных болезней общества. Воспользуемся же этой возможностью с тем, чтобы каждый из нас стал лучше как верующий, как член семьи, общины, общества.
Самым удачным завершением будет привести высказывание пророка Мухаммада (мир ему и благословение):
«Наступил месяц Рамадан, месяц благословения. В этом месяце Аллах ниспосылает милость, прощает грехи, отвечает на мольбы и хвалит тебя в присутствии ангелов — так покажи свои достоинства Аллаху! Поистине, несчастен тот, кто отдален от милосердия Аллаха» (Ат‑Табарани).
Рамадан карим! Да примет Всемогущий Аллах все наши добрые дела, простит наши грехи и наставит нас на прямой путь!
CILE Center, Ислам для всех
0 комментариев