Несправедливость и мошенничество в торговле
Вопрос: Ассаляму алейкум. Я отдыхал в Египте и часто замечал, как тогровцы продают товар туристам по завышенным ценам. Разрешено ли это с точки зрения Ислама?
Ответ: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Чтобы предотвратить манипуляцию рыночными ценами, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил наджаш (набивать цену) (Аль-Бухари и Муслим). Ибн Умар разъяснил, что наджаш означает такое поведение, когда покупатель предлагает купить продукт за цену, значительно большую его себестоимости, но не для того, чтобы купить его самому, а для того, чтобы купили другие. Зачастую это делается в сговоре с продавцом и таким образом совершается мошенничество.
Для того, чтобы предотвратить несправедливость и мошенничество при сделке, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил предлагать товар до прибытия на рынок (не сравнив его с рыночной стоимостью) (из хадисов, приведенных в сборниках Мслима, Ахмада и Ибн Маджи). Причина подобного запрета состоит в том, что базар, где цены определяются согласно спросу и предложению, является лучшим местом для заключения сделок. Если кто-либо перекупает у кого-то товар на его пути к базару, то может случиться так, что продавец, не зная установившейся на рынке цены на его товар, будет обманут. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также дал право продавцу расторгнуть подобную сделку, после того как он узнает реальную цену на базаре (Муслим).
Следовательно, в Исламе запрещены любые виды мошенничества и несправедливости в торговле, в том числе и такие, как описаны в вопросе.
Всевышний Аллах знает лучше.
islam.com.ua
0 комментариев