11 Apr 15:40 avatar

В каких случаях наши мысли - грех?

Фетвы и ответы: В каких случаях наши мысли - грех?
Шейх Фарраз Раббани на эту тему говорит следующее: Ибн Аббас (р.а.) сказал, что Пророк (ﷺ) передал слова Всевышнего о том, что «воистину, Аллах записывает все плохие и добрые поступки», и затем объяснил эти слова:
 
«Таким образом, если кто-то вознамерится совершить добрый поступок, но не совершит его, Аллах воздаст ему как за совершенный хороший поступок. Если же человек вознамерится и затем совершит хороший поступок в действительности, Аллах воздаст ему как за совершение от десяти до семисот хороших поступков и даже больше. Когда же человек вознамерится поступить плохо, но не сделает этого, Аллах воздаст ему как за одно совершенное благое дело. Если же человек вознамерится совершить плохой поступок и совершит его, то Аллах запишет это ему как один плохой поступок».
[Бухари, 6010 и Муслим, 187]

 
Имам Зайнуддин ибн Нуджайм в книге «Аль-Ашбах ва аль-Надхаир» объясняет:
 
«Мы не будем наказаны лишь за греховные мысли, возникшие в душе, если не выскажем их вслух и не станем поступать согласно им. Об этом говорится в хадисе [Сахих], переданном Муслимом.
 
Суммируя мнения ученых по этому вопросу, можно выделить пять уровней греховных и благих мыслей, возникающих в душе человека:
 
1. Мимолетная мысль (хаджис), приходящая на ум;
2. Мысль (хатир), представляющая собой определенную идею, возникшую в душе;
3. Нашептывания души (хадис аль-нафс) подразумевают неопределенное намерение сделать что-либо или воздержаться от этого;
4. Намерение (хамм) представляет собой склонность совершить какой-либо поступок;
5. Решение (азм) предпринять что-либо.
 
Учёные согласились, что мимолетные мысли не являются наказуемыми, поскольку они не зависят от действий человека. Что же касается мыслей и нашептываний души, несмотря на то, что человек в силах избегать их, отрицая их сразу же, как только они возникают, они также не учитываются в соответствии с достоверным хадисом, связанным с этим вопросом.
 
Если же говорить о намерении, то, как объясняется в достоверном хадисе, намерение совершить добрый поступок записывается как один совершенный хороший поступок, тогда как [только лишь] намерение совершить плохой поступок не записывается.
 
Решение же поступить плохо, по мнению учёных, учитывается. В книге «Аль-Баззазийя» говорится: «Если кто-то вознамерился совершить грех – это не считается грехом до тех пор, пока человек не принимает решение поступить плохо. Если же кто-то решает поступить плохо, он грешит, но не совершает греха действием» [Ибн Нуджайм, Аль-Ашбах ва аль-Надхаир].
 
Комментируя хадис, переданный Ибн Аббасом, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах, в книге «Фатх аль-Бари» пишет, что таково было мнение Бакиллани и что Кади Йяд заявлял, что так считало большинство первых мусульман и учёных.
 
Рашид Исаев

2 комментария

avatar
Это ещё одно облегчение, чтобы человек не мучался угрызением совести от плохих мыслей. А научится контролировать своё сознание очень сложно. Молитва, к слову, должна этому способствовать)
  • Alim
  • 0
avatar

Всевышний бесконечно милостив и бесконечно неблагодарны люди-человеки.

Оставить комментарий