22 Sep 01:58 avatar

Признаки «халяльности» деятельности

Халяль/Не халяль: Признаки «халяльности» деятельности

О развитии халяльной индустрии

Производство товаров и услуг, прошедших соответствующую сертификацию и имеющих маркировку «халяль», бурно развивается во всем мире, в последние десять лет – в Российской Федерации.

Глобальный рынок продуктов под маркой халяль достигает быстро растет (оборот увеличился от $500 млрд. в 2009 году до $2,3 трлн. в середине 2015 г.), вместе с числом основных потребителей – мусульман, число которых выросло до почти до 1,8 млрд. человек. В России халяльная продукция занимает от 20 до 30% всего рынка продуктов питания и по проведенному мониторингу Комитета по стандарту «Халяль», в России, ежегодно, производство халяльной продукции увеличивается на 30-40% .

История развития халяльной индустрии в России

Во времена СССР правила халяльного производства применялись только на бытовом уровне, обычно, в сельской местности. В городах некоторые виды халяльной продукции можно было купить только в киосках при мечетях. Первые соответствующие исламским канонам продукты стали появляться уже в массовом порядке в 1990-е годы в регионах с преобладающим мусульманским населением – в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа. В 1992 году самым крупным производителем этой продукции был один лишь Казанский мясокомбинат.

С начала 2000-х годов произошел быстрый рост производства товаров под маркой «халяль». Как известно, в период быстрого роста возможны и допускались определенные нарушения: иногда предлагалась продукция низкого качества, с завышенной ценой и произведенная без соблюдения исламских стандартов. Для того, чтобы не допустить дискредитации и следить за стандартами производства, транспортировки, хранения и торговли данной продукцией, стали создаваться специальные центры сертификации при Совете муфтиев России и Духовных управлениях мусульман. Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России был создан в 2003 году с целью разработки единых стандартов производства продукции и услуг «Халяль». Центром ведется работа по добровольной сертификации предприятий по стандарту «Халяль», а также аудиту уже аккредитованных производств. В 2005 году в Казани был образован Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ (ДУМ РТ). В настоящее время подобные центры действуют в Башкортостане, Нижнем Новгороде, в северокавказских республиках.

Сертификация пока является добровольной, но наличие знака «халяль» не только привлекает покупателей, предоставляя им гарантию соблюдения производителем канонической «чистоты» продукции, но и дисциплинирует самого производителя, не позволяя отклоняться от заданной высокой планки «стандарта».

Халяльные продукты питания

В первую очередь продукты под маркой «халяль» — это мясные продукты. Для них действуют специальные правила, касающиеся проверки животных на наличие заболеваний, особый порядок забоя животных, тщательное соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства и транспортировки готовой продукции. Для других видов продукции – отсутствие и избегание соприкосновения с кровью, свинины, опьяняющих, наркотических веществ, ГМО. Наибольшую долю в объеме потребляемой халяльной мясной продукции занимает мясо кур. Около 90% из них имеют сертификат соответствия в соответствии со стандартами МЦСС Хяляль Совета муфтиев России и иных официальных центров сертификации. В настоящее время в России производится около 100 тыс. тонн такого мяса ежегодно и объем его производства растет, поскольку наблюдается и рост постоянных потребителей этой продукции (около 3 млн. человек). Отечественная промышленность полностью удовлетворяет этот спрос и уже начала экспортировать халяльную курицу в другие страны, такие как Бразилия и Франция. Крупными производителями халяльной продукции стали «Приосколье» (Белгородская область), «Майкопская птицефабрика», «Турбаслинские бройлеры» (Башкирия), «Челны-Бройлер» (Татарстан) и подмосковная «Элинар-Бройлер».

Второе место занимает халяльная говядина (около 45-50 тыс. тонн в год). Третье место из мясной продукции принадлежит баранине (порядка 30 тыс. тонн в год). Халяльная говядина и баранина составляют около 20% всего российского рынка продукции рогатого скота.Одной из первых халяльную говядину стала выпускать фирма «МОС-ЭТ» под брендом «Эколь», который стала первым крупным поставщиком халяльного мяса в магазины таких сетей, как «Ашан», MetroCash&Carry;, «Утконос», «Перекресток». Теперь в сетевых магазинах представлена мясная продукция многих других компаний, (например, Мираторг). Доля продаж халяльной продукции в ассортименте сетевых продуктовых магазинов в Москве составляет около 15-18% .

Всего более 300 предприятий, предпринимателей и организаций производят продукцию в соответствии с требованиями халяля. В их числе крупные мясокомбинаты и птицефабрики – «Приосколье» (более 4,5 тыс. тонн мяса птицы в год), «Челны бройлер» (более 5 тыс. тонн в год), «Элинар-бройлер», «ЭКОЛЬ» (более 6,5 тыс. тонн мяса крупного и мелкого рогатого скота), «САФА», «Халяль-Аш», а также птицефабрики «Ак Барс-Пестрецы», «Акашевская», «Равис-Сосновская», «Ясные зори», «Белая птица», «Павловская» «Турбаслинские бройлеры», Майкопская птицефабрика и другие .

Сегодня уже халяльные предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, а также в крупных городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях.

Сейчас в России по стандартам халяль производится порядка 1,8 млн т мяса птицы, говядины, баранины и продуктов их переработки. Существуют предприятия, которые выпускают только халяльную продукцию.

В целом рынок халяльной продукции растет за счет увеличения потребителей до которых прежде был ограничен доступ: отдаленные районы севера, нефтяные промыслы и сопровождающие их города и поселки, населенные, как правило, выходцами с Кавказа, Татарии, Башкирии; традиционные места проживания мусульман в сельских районах Поволжья (Нижний Новгород, Саратов, Самара, Волгоград, Астрахань, Ставрополье, Адыгея и др.).

Есть определенные «ниши», не занятые отечественными производителями, например, продукты глубокой переработки (халяльные куриные наггетсы или бургеры) иные полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты. Но их готовы заполнить компании из стран Ближнего Востока, а также соседи из стран СНГ.

Рынок продукции халяль расширяет ассортимент: появляются кондитерские изделия, сухое молоко, мука, хлебобулочная продукция, мясо оленей, перепелов, страусов и пр. Кризис почти не затронул производителей халяльной продукции.

Вместе с тем, все больше немусульман переходят на продукты с маркировкой «халяль» не только в России, но и во всем мире. И этому есть несколько причин: во-первых, вкус, качество, свежесть продукции; во-вторых, минимум искусственных красителей, вкусовых добавок и субпродуктов. Эксперты считают, что халяль – это естественные правила жизни, которые принадлежат к природному порядку вещей. Заметно, что все больше люди уделяют внимание качеству жизни, в том числе питания. Поэтому халяльные виды продукции будут расширять свое присутствие вне зависимости от конфессиональной подоплеки.

Продукты питания и формируют основной рынок халяльной индустрии. Халяль в одежде, украшениях, косметике, личной гигиене, развлечениях, пока не так развит, но не менее значим и развивается активно. Оценочно, в совокупности халяльные производства формируют около 2–2,5 % ВВП РФ .

Иные халяльные товары и сфера услуг

Есть сертифицированные производители и в легкой промышленности – они кроме высоких стандартов качества используют натуральные ткани, нет свиной кожи, не используется спиртосодержащие жидкости при производстве, сами изделия скроены, исходя из требований ислама в одежде. В косметологии при изготовлении продукции не допускается использование спиртов, применяются только натуральные ингредиенты, при оказании косметологических услуг используется только отдельные салоны для женщин и мужчин. Бурно развивается и рынок халяльных услуг. Здесь также разработаны определенные стандарты. Есть спортзалы, бассейны для мусульман, книжные магазины, игрушки. В настоящее время многие гостиницы стараются пройти сертификацию на соответствии их услуг «халяльным стандартам». Для этого Совет муфтиев разработал специальный документ по соответствующим стандартам в области гостиничного и туристического бизнеса, очень своевременный, учитывая увеличивающийся туристический поток из юго-восточной Азии, Китая, стран мусульманского мира. Гостиницы по стандартам «халяль» будут разделяться не на число звезд, а на луны. Номера, предлагаемые гостям, должны содержать указание направления на Киблу, экземпляр Корана, коврик для намаза, кувшин для омовения. Для клиентов должно быть доступно халяльное питание, во время Рамадана возможность совершить утренний до восхода солнца примем пищи (сухур) и вечерний — ифтар

При этом, производители, задумываясь о начале производства именно этой продукции или открытии специальной производственной линии хяляльной продукции, часто думают об экономических категориях: охвате рынка, клиентской базе, марже, прибыли, стоимости продукции, расширении продуктовой линейки, конкурентных преимуществах, но упускают из виду другие, даже более важные с точки зрения соответствия шариату вещи. И, если для обычных покупателей-немусульман, это вопрос просто качества продукта, то для верующих людей – это целый комплекс религиозных, этических и уже потом гастрономических требований. Поэтому, имея намерение заниматься такого рода деятельностью, надо подходить со всей ответственностью, не ограничиваясь соблюдением только внешних технических регламентов или обязательных элементов.

Производители товаров, торговцы, провайдеры услуг должны соблюдать и другие этические правила, принятые в деловом сообществе.

Это правила ведения торговли и заключения контрактов. Все контракты должны избегать признаков ростовщичества (риба), чрезмерного риска (майсир) и неопределенности (гарар), манипулирования рынком с помощью создания синдикатов, монопольного положения или сговора; утаивания информации о дефектах предлагаемых товаров; больших потерь, понесенные сторонами, причиной которых являются халатность или недостаточный профессионализм данного лица.

Смысл существования халяльной деятельности – соответствие сделок и операции требованиям законов шариата (Shariah compliance). Любое бизнес-решение должно быть, прежде всего проведено, через фильтр соответствия шариату. Соответствие должно быть не только в концепции продукта и его основных черт, проверена также должна быть операционная область: процесс, доставка, сбор, хранение средств, учет и отчетность. Другая область проверки – юридическая база и документы – они должны соответствовать требованиям подготовки исламских договоров.

Согласно философии ислама, конечным владельцем всего богатства и активов является Бог. Богатства и блага этого мира созданы им и распределены среди людей. Человек назначен в качестве уполномоченного лица по управлению этими богатствами («халиф» – лидер/управляющий).

Таким образом человек должен обеспечить: прозрачность (транспарентность всех сделок); равноправие при заключении контрактов и распределении прибыли; справедливость и равенство перед законом; отсутствие всех запрещенных операций. Согласно исламу, человек, в качестве уполномоченного — ответственен и подотчетный Богу за все свои действия и поступки.

В ходе осуществления «халяльной деятельности» бизнес осуществляет создание дополнительных активов; сохранение имеющихся ценностей; использование и потребление активов; реализацию благотворительных проектов и экономическую защиту неимущих.

Халяльная индустрия не может быть основана на традиционной банковской, страховой системах, оперировать ценными бумагами, не прошедшими «скрининг» соответствия шариату. В России постепенно создаются исламские финансовые институты, пока не форме банков, но имеющие филиалы банков в своей структуре или в качестве партнеров, такие как Финансовые дома «Амаль» (Казань) и «Масраф» (Махачкала), Центр партнерского банкинга (Казань), Товарищество на вере «ЛяРибаФинанс» (Махачкала), недавно начала работать компания в форме товарищества на вере в Чеченской республике. При желании бизнесмены могут найти возможность открыть счета и размещать свои средства методами, соответствующими Шариату. Но они этого не делают. Почему? Объяснить я могу это несколькими причинами:

1. Нет стимула этого делать.

2. Нет понимания, что это надо делать, поскольку ряд владельцев или этого не знают, или воспринимают наличие сертификата «халяль» как маркетинговый ход для привлечения клиентов-мусульман и для диверсификации продуктовой линейки.

3. Неудобно территориально открывать счета и вести бизнес в соответствии с шариатом, центры партнерского банкинга находятся или на Северном Кавказе, или в Поволжье.

Так одним из серьезных предложений, выдвинутых на одном из заседаний Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ) в февраля этого года М. Яндиевым, стало рекомендация центрам по сертификации продукции «Халяль» проводить работу по стимулированию производителей халяльной продукции и провайдеров халяльных услуг переводить счета и расчеты в исламские финансовые институты, что, кстати, соответствует стандартам ААОИФИ – авторитетной и признанной во всем мире международной компании по выработке стандартов в области аудита и бухгалтерского учета и отчетности (Бахрейн). Может быть, скоро придет время рассмотреть возможность ужесточения выдачи сертификатов «халяль», включив в качестве хотя бы рекомендованных условий критерий о наличии счетов компании в исламских (партнерских) финансовых институтах.

В этой связи хочу процитировать в качестве примера для подражания ( или как теперь говорят good practice) слова основателя и генерального директора исламской финансовой компании «ЛяРибаФинанс» (Махачкала) Мурада Алискерова «Наша цель – это довольство Всевышнего через решение финансовых вопросов людей. Когда не прибыль является основной целью, а, в первую очередь, судьба человека, семья, религия. Доход – это второе».

Ведь в халяльной индустрии нет разделения по вероисповеданию или расам, здесь имеет огромное значение чистота помыслов, чистота бизнеса и соблюдение требований, которая предусмотрена для подобной деятельности.

Если участники халяльной индустрии в России последуют этим рекомендациям, это позволит им быть признанными полностью халяльными, то есть вся их деятельность, не только производственная, но и финансовая будет соответствовать шариатским принципам. Кроме того, их действия станут реальным драйвером роста отечественной исламской финансовой индустрии, которая в настоящее время отстает по темпам роста как от аналогичных финансов в других странах, так и не успевает за бурным развитием производства халяльной продукции и услуг в России.

MuslimEco.ru

0 комментариев

Оставить комментарий