29 Apr 08:19 avatar

Разрешено ли по Исламу донорство крови и ее переливание?

Человек и его здоровье: Разрешено ли по Исламу донорство крови и ее переливание?
Благосклонность – это одна из основных черт истинного мусульманина, и безвозмездное предложение благого другим настойчиво рекомендуется в Коране и Сунне. И всякий раз, когда люди испытывают недостаток крови, например, в случае операционного вмешательства или автомобильной катастрофы, каждый мусульманин должен предложить нуждающемуся то, что он в состоянии дать без ущерба для себя.

Вопрос: Каково постановление Ислама по вопросу донорства крови и насколько оно вознаграждаемо?

Отвечает Муфтий Египта, д-р 'Али Джума:
«Всевышний Аллах оказал людям особое почтение среди всех Его созданий. Он, Свят Он и Велик, запретил им причинять вред себе или нарушать свою неприкосновенность. Кроме того, одной из главных целей Шариата является сохранение человеческой души.

Всевышний Аллах говорит: »Мы оказали честь сынам Адама, мы их носили по земле и по морям, и наделяли их благими, чистыми дарами, и их возвысили над многим из того, что сотворили" (Коран, 17:70).

Одно из очевидных благ, данных Аллахом людям, – это прекраснейший облик. И человек должен быть благодарен за это Аллаху. Всемогущий Аллах говорит: «Мы сотворили человека в прекраснейшей из форм» (Коран, 95:4).

Человеческое тело –которое человек должен оправдать, и непозволительно вредить ему. Поэтому все божественные законы запретили убийство и самоубийство по любой причине.

Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «И чтоб дeянья ваших рук к погибели вас не влекли. Добро творите — ведь Господь благоволит ко всем, кто благотворит» (Коран, 2:195). «Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам милосерд!» (Коран, 4:29).

Абу Хурайра передал такие слова Посланника Аллаха (да блугословит егоАллах и приветствует): «О, рабы Аллаха! Ищите исцеления, ибо Аллах не создал болезнь, не создав для нее исцеления, кроме старости» (Аль-Бухари, Муслим).

Согласно другой версии хадиса, Пророк сказал: «Аллах не создал болезнь, не создав для нее лекарства, кроме смерти».

Донорскую кровь сдавать допустимо, если квалифицированные и заслуживающие доверия врачи выносят заключение, что это спасет реципиента и не повредит здоровью и жизни донора. Это заключение основано на правовой допустимости спасения чьей-либо жизни, поскольку Аллах предписывает и поощряет альтруизм, как засвидетельствовано аятом Корана: «Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность,- они и суть преуспевшие» (Коран, 59:9).

Допустимость донорства крови [как средства спасення людей] основана на аналогии со спасением людей от утопления, сгорания или погребения под разваленным зданием, которое всегда таит опасность для спасателей. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).

Воистину, Аллах вознаграждает юридически полномочного и здорового человека, который сдает свою донорскую кровь, чтобы спасти другого. Он или возвышает его, или прощает ему его прегрешения. Всемогущий Аллах говорит: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60).

Пророк сказал: «Мусульмане – друг другу братья. Аллах исполняет нужды того, кто исполняет нужды брата-мусульманина. Мусульманин не притесняет брата-мусульманина и не отдает его притеснителю. Кто освободит брата мусульманина от одной из тягот, того Аллах освободит от одной из тягот Судного Дня. И кто покроет [ошибку] мусульманина, тому Аллах покроет [ее] в Судный День» (Аль-Бухари). Пророк также говорил:«Кто освободит мусульманина от напастей этой жизни, того Аллах освободит от напастей в Судный День; кто поможет мусульманину в трудный час, тому Аллах поможет в трудные часы в этом и будущем мире; кто скроет ошибки мусульманина, тому Аллах скроет его ошибки в этом и будущем мире. Аллах поможет тому, кто помогает брату-мусульманину» (Абу Дауд).

В сдаче донорской крови нет ничего плохого при условии, что перед сдачей соблюдены следующие условия:
1. Потребность в донорской крови, например, сдача донорской крови жертвам несчастных случаев и катастроф, а также тем, кому делают хирургическую операцию.
2. Медицинская польза донорской крови.
3. Медицинское заключение о том, что донорство не навредит жизни донора.
4. Медицинское заключение о том, что донор не болен, основанное на правовой норме, что «вред не должен быть удален другим вредом».
5. Нормальное психическое состояние донора.

Всевышний Аллах знает лучше.

***

Вопрос: Недавно слышал, что в нашем городе для маленького ребенка требовалось срочное переливание крови и просили прийти сдать кровь. В связи с этим хочется узнать, разрешено ли по Исламу донорство крови и ее переливание?

Отвечает Муфтий Сухайл Тармахомед:

Донорство и переливание крови допустимо при выполнении следующих условий:
— существует крайняя нужда в донорстве крови;
— нет иных, альтернативных вариантов;
— переливание назначено квалифицированным практикующим врачом.

Эта допустимость основана на принципе «потребность смягчает запрет» (Аль-Ашбах).

При этом правомерность донорства и переливания крови определяется следующими условиями:
— человек становится донором в добровольном порядке. Если же его вынуждают стать донором, разрешенным это не будет;
— донорство не угрожает его (донора) жизни или здоровью;
— если доктор чувствует, что пациент потеряет жизнь и что нет альтернативных вариантов его спасения, кроме переливания крови;
— угрозы для жизни нет, но выздоровление невозможно без переливания крови.

Не разрешается продавать свою кровь или покупать кровь донора. Однако если кто-то крайне нуждается в переливании крови и единственным способом получения крови является ее покупка, то только тогда разрешается платить за кровь.

Примечание. Донорство и переливание крови для омоложения или по любому иному поводу, когда на то нет действительной необходимости, недопустимо.

А Аллах знает лучше.

По материалам islam-today.ru и islam.com.ua

2 комментария

avatar

Какова польза от донорства?

Польза от донорства заключается в общем укреплении организма, профилактике сердечных заболеваний, кроме того, это один из трех видов лечения (кровопускание):

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: „Лечение нужно искать в трёх вещах: питье мёда, ноже кровопускания и в прижигании огнём“. (аль-Бухари, 10/136).

Согласно хадису, рассказанному Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Меня не миновала ни одна группа в ту ночь, когда меня взяли в ночной путь (исра), не сказав: “О Мухаммад, прикажи своей умме делать кровопускание...». (Ибн Маджа, имеются подтверждающие свидетельства, подкрепляющие это).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату. (аль-Бухари, 10/124, Муслим, 1202).

avatar

Шейх ибн Баз — «Фатва о сдаче крови не мусульманам»

Вся Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Вопрос: «Можно ли мне сдавать кровь для переливания не мусульианину больному или нуждающемуся при несчастных случаях?»

Ответ: «Я не знаю причины, по которой подобное нельзя делать, потому что Аллах сказал в Своей Книге:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ.» (Сура Испытуемая, Айат 8)

Аллах сообщает нам о тех неверных, которые не сражались с нами и не изгоняли нас из наших домов. Он не запретил нам проявлять к ним доброту, хорошо обходиться с ними и помогать тому, кто сильно нуждается в срочной помощи.

Мать Асмы бинт Абу Бакр пришла, будучи неверной к своей дочери в Мадину, во времена перемирия между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и жителями Мекки, для того чтобы попросить ее поддержать узы родства. Асма спросила у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об этом и он приказал ей поддержать узы родства с ней: «Поддерживай родственные узы со своей матерью», когда мать еще была неверной.

Поэтому, если не мусульманин живет под правлением мусульман, или немусульманин живет мирно с нами, и нет войны между ним и нами, и он нуждается в помощи, то нет ничего неправильного в том, чтобы дать ему кровь, в качестве благотворительности(садака), потому что нет ничего неправильного в оказании помощи тому, кто нуждается в ней»

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз. (См. «нур аляд-дарб»292,1 и 293)

Оставить комментарий