12 Jul 14:55 avatar

Самое лёгкое поклонение

Исламская практика: Самое лёгкое поклонение

Есть лёгкий путь к награде в мире вечном. Это вид поклонения, не требующий больших усилий. Награда за него огромна, но многие мусульмане сегодня почти не обращаются к нему. Это поклонение — поминание Аллаха. Оно способно возвысить верующего до высочайших степеней.


В достоверном хадисе сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Это — поминание Аллаха» [Ахмад; Тирмизи; Ибн Маджа].

Этот вид поклонения доступен всем людям — и торговцу, и ответственному руководителю, и служащему, и земледельцу, и студенту, и преподавателю, мужчинам и женщинам. Все они могут поминать Аллаха, потому что для этого нет никаких препятствий. Это — лучшее из праведных дел и лучший способ возвышения в мире вечном.

Поминание Аллаха — лёгкое поклонение, ведь язык не устаёт от поминания, тогда как другие органы устают от многочисленных движений. К тому же поминание Аллаха не требует свободного времени и не мешает верующему заниматься другими делами: он может поминать Аллаха за рулём своего автомобиля, во время работы или находясь дома. Женщина также может поминать Аллаха, не отрываясь от домашних дел. Для этого не требуется ритуальная чистота, и нет такого времени, в которое запрещалось бы поминать Аллаха. Верующий может поминать Аллаха при любых обстоятельствах — стоя, сидя и даже лёжа в постели. Кто может быть лучше того, кто засыпает, поминая Аллаха, и, едва проснувшись, снова начинает поминать Его?

Много поминающим Аллаха мужчинам и женщинам обещаны прощение от Всевышнего и великая награда. Коран гласит: «…для много поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура 33 «Союзники», аят 35). Или вы полагаете, что Аллах не придает значения тому, кто помнит о Его величии и благодарит Его за бесчисленные блага так, что сердце его преисполняется смирения, а глаза наполняются слезами? Среди тех, кого укроет Аллах в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени, будет и человек, который вспоминает об Аллахе в одиночестве, и глаза его наполняются слезами.

Любое поклонение Всевышнему — это своего рода поминание Его. Приобретение полезного знания — это поминание Аллаха. Поиск знаний, собрания, на которых это знание приобретается и передаётся, совместное приобретение знаний, предполагающее взаимопомощь — всё это относится к величайшим способам поминания Аллаха, по мнению учёных. Поминание — дух любого благодеяния, и если добрый поступок не сопровождается поминанием Аллаха, то он подобен телу без души.

В достоверном хадисе сказано, что поминающий Аллаха отличается от того, кто не поминает Его, так же, как отличается живой от мёртвого. И важно понимать, что дела превосходят друг друга не своим числом или видом, но тем, что происходит в это время в сердцах совершающих их людей. Бывает, что дела внешне выглядят одинаково, но при этом одному из них до другого так же далеко, как небесам до земли.

Как-то раз Абу аль-Касим аль-Магриби попросил шейхульислама Ибн Теймию: «Укажи мне на величайшее из дел после обязательного поклонения». Он ответил: «После обязательного поклонения я не знаю дела более великого, благого и полезного, чем поминание Всевышнего Аллаха. Это самый лёгкий вид поклонения, и учёные практически единодушны в этом» [Маджму‘ аль-фатава].

Постоянное поминание Аллаха и отказ от грехов оживляют сердце, и поэтому Аллах повелел нам поминать Его во все времена. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура 33 «Союзники», аяты 41–42).

Кроме того, Он велел нам поминать Его в определённые периоды времени, например, после обязательной молитвы и любого обряда поклонения. В Коране сказано: «Когда вы завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лёжа на боках» (сура 4 «Женщины», аят 103). А другой аят гласит: «Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 200).

Рассуждая о назначении неотлучного пребывания в мечети — и‘тикафа, который многие мусульмане совершают в последнюю декаду рамадана, великий врачеватель сердец имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) пишет: «Его поминание, любовь и стремление к Нему становятся заботой и занятием сердца, заменяя собой остальное. Оно занято лишь Им и все мысли его обладателя связаны с поминанием Его. Он занят размышлениями о том, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему. Он тянется к Всевышнему, вместо того чтобы тянуться к творениям, готовясь ко дню одиночества в могилах, когда не будет с ним никого из близких и лишь Ему он сможет радоваться. Это главное назначение и‘тикафа» [Зад аль-ма‘ад].

Но каким же должно быть наше поминание? Может ли простым движениям языка придаваться столь огромное значение?

Имам Ибн аль-Каййим замечательно отвечает и на этот вопрос. Он пишет: «Под поминанием не подразумевается простое поминание языком. Подразумевается поминание сердцем и языком. Поминание Аллаха включает в себя поминание Его имён и качеств, а также поминание Его велений и запретов, и поминание Его посредством Его слов. А это предполагает познание Его и веру в Него и Его качества, указывающие на Его совершенство, и описания, свидетельствующие о Его величии, а также вознесение Ему хвалы в разных формах. А всё это невозможно без единобожия. Правильное поминание Аллаха предполагает всё вышеперечисленное, а также поминание Его милостей и даруемых Им благ и Его благодеяний по отношению к Его творениям» [Фаваид].

Таким образом, наилучшее и самое полезное поминание — когда верующий поминает своего Господа и сердцем, и языком, повторяя слова восхваления, которые произносил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и пропускает через себя их глубочайший смысл.

Говоря о пользе такого поминания, Ибн аль-Каййим называет более ста полезных свойств его. Поминание Аллаха — это пища для сердца и духа. Оно придаёт силу сердцу и телу, озаряет сердце и лицо, избавляет сердце от тревоги и печали, прогоняет и ослабляет шайтана, вызывает довольство Милостивого.

Поминание Аллаха — это величайший источник любви к Нему и самый правильный способ её выражения. А вместе с тем оно внушает верующему благоговейный страх пред Господом и осознание Его величия, поскольку завладевает сердцем и способствует его сосредоточенности на Всевышнем Аллахе.

Поминание приносит с собой осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, и поминающий начинает поклоняться Аллаху так, будто видит Его воочию. Поминание приближает верующего к Аллаху. Чем больше он поминает Всевышнего, тем ближе он к Нему, и чем меньше он поминает Его, тем дальше он от Него. Оно придаёт верующему силы, и он оказывается способным на то, чего не смог бы сделать без поминания Аллаха.

А вот ещё одно ценное свойство поминания: частое поминание Аллаха уберегает от лицемерия. Всевышний сказал о лицемерах: «И они поминают Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142). Когда человек поминает Всевышнего Аллаха, его сердце смягчается подобно тому, как плавится в огне свинец, и ничто не устраняет чёрствость сердца так, как поминание Всевышнего Аллаха.

Ещё одно важное достоинство поминания заключается в том, что оно занимает язык и отвлекает его от злословия, сплетен, лжи, сквернословия и ложного. Кроме того, поминание смывает грехи, ибо оно относится к величайшим благим деяниям, а благие деяния смывают скверные.

Не обрести человеческой душе покоя в этом мире, кроме как через поминание Его. Истинное успокоение невозможно без поминания Аллаха. Как сказал Всевышний: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. О да! Только поминанием Аллаха утешаются сердца» (сура 13 «Гром», аят 28).

Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) пишет: «Если сравнивать поминание Аллаха с другими благодеяниями, то оно доставляет человеку особое наслаждение, с которым не сравнится ничто иное. И если бы единственной наградой, полагающейся за поминание, было это самое наслаждение и блаженство, которое ощущается сердцем, то и этого было бы достаточно. Поэтому собрания, на которых поминают Аллаха, были названы райскими садами» [Вабиль].

Наши праведные предшественники ценили поминание Аллаха по достоинству. Один из обладающих знанием сказал: «Бедные обитатели мира этого! Они покинули этот мир, так и не вкусив лучшее из того, что есть в нём». Его спросили: «Что же самое лучшее в нём?» Он ответил: «Любовь к Аллаху, ощущение близости к Нему, стремление к встрече с Ним и наслаждение поминанием Его и покорностью Ему».

Сколько же было праведников, которые отводили особое место поминанию Всевышнего! Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) делится с нами своими наблюдениями: «А для некоторых людей главное из их деяний — это поминание Аллаха. Такой человек сделал поминание своим запасом для мира вечного и своим капиталом для него. И если он расслабляется и делает упущения в поминании, то он чувствует, что оказывается в убытке и упускает благо».

Поминать Аллаха можно в любое время, но в некоторые времена поминание особенно благодатно. В последнюю треть ночи, незадолго до рассвета, нет лучшего занятия, чем молитва, чтение Корана, поминание Аллаха и обращение к Нему с мольбами о прощении и благополучии. И во время стояния на Арафате нет ничего лучше, чем настойчивое обращение к Аллаху с мольбами и неустанное поминание Его.

Всевышний Аллах сказал: «Поминай Господа твоего с покорностью и страхом в душе своей и не громко» (сура 7 «Преграды», аят 205). Это значит: поминай Господа твоего в душе, преисполняясь скромности и смирения пред Ним, со страхом и трепетом в сердце, и взывай к Нему не слишком громко и не слишком тихо в начале и в конце дня, и не уподобляйся людям, которые пренебрегают поминанием Аллаха и отворачиваются от Него [Ат-тафсир аль-муйассар].

Важно помнить, что и мольба — это поминание Того, к Кому человек взывает, содержащее адресованные Ему просьбу и восхваление посредством Его имён и качеств. А это означает, что обращаясь к Всевышнему Аллаху с мольбами, мы одновременно поминаем Его. Вместе с тем мольба — это больше, чем просто поминание Его. Если хотите, то послушайте слова Всевышнего: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152).

Как же прекрасно, когда мы думаем об Аллахе и осознаём свою нужду в Нём, когда мы благодарим Его и оживляем сердца свои поминанием Его. Сколько света приносит в нашу жизнь поминание Всевышнего! Сколько радости и надежды оно дарит нам! И возможность обрести хотя бы частичку этого света и этой надежды есть у каждого вокруг.

 

, e-minbar.com

3 комментария

avatar

"… Он тянется к Всевышнему, вместо того чтобы тянуться к творениям, готовясь ко дню одиночества в могилах, когда не будет с ним никого из близких и лишь Ему он сможет радоваться. Это главное назначение и‘тикафа...", это особенно важный момент. Когда у нас все хорошо в отношениях с людьми, мы иногда забываем о Всевышнем. Но люди изменчивы, и когда мы оказываемся одни, снова возвращаемся к Нему.

avatar

Очень важное и мудрое наблюдение, Алим.

avatar

http://islam.com.ua/images/motivators/iman/zikr.png

Оставить комментарий