Работа и ответственность в Исламе
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ислам призывает нас быть ответственными к нашей умме и работать усердно во благо других, вместо того, чтобы полагаться на помощь.
Передают от Абдуллаха Ибн Умара, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас — пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве. Так, повелитель, который (правит) людьми — пастух и он будет спрошен о его пастве. И мужчина — пастух жителей своего дома и он будет спрошен о них. Женщина — пастушка дома её мужа и его детей и она будет спрошена о них. Раб — пастух богатства его господина и он будет спрошен о нём. О, да! Каждый из вас — пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве!»
Один из методов быть ответственным – это содержать других и воспитывать в себе крепкую трудовую дисциплину. Куда лучше мусульманину зарабатывать себе на жизнь и содержать свою семью, чем надеяться на подачки со стороны.
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам сообщил, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его (от необходимости просить), лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему (что-нибудь), а могут и отказать».
Давать милостыню другим намного лучше, чем получать её. Абдуллах ибн Умар передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поднятая рука лучше, чем опущенная рука, поднятая — эта та, которая дает, а опущенная — та, которая принимает».
Пророки были лучшими примерами самодостаточности, упорного труда и ответственности. Например, Пророк Дауд (мир ему) никогда не ел ничего, кроме того, что было заработано его собственными руками. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Давид питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук».
Дауд работал руками, несмотря на то, что был царем Израиля. Он мог жить роскошной и спокойной жизнью, но наоборот он подал лучший пример ответственности и усердного труда. Таким же образом Пророк Захария (мир ему) зарабатывал на жизнь будучи простым плотником. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Захария, мир над ним, был плотником». Пророк Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует) предпочитал делать все сам дома, чем с помощью других. Когда Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Занимался ли Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) домашними делами?», она ответила: «Он тоже был смертным. Он чистил свою одежду, доил своих овец и все делал сам». В связи с этим, Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) просил Аллаха о достатке. Передается от Абдулаха ибн Масуда, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, поистине я прошу Тебя о руководстве, богобоязненности, воздержанности и достатке».
Для тех, кто испытывает затруднения в удовлетворении потребностей, будет правильным давать милостыню, но намного лучше дать им возможность содержать себя согласно известной поговорке: «Дай человеку рыбу – он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь!».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
«Однажды к посланнику Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) пришел один из ансаров и попросил кое-что.
Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?».
Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду».
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд».
Этот человек отправился домой и принес эти вещи.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?».
Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем».
Затем посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза.
Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема».
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне».
Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней».
Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».
Просить подаяния могут три группы людей: нищие, не имеющие абсолютно ничего; человек, имеющий большие долги; тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.
Попрошайничество без уважительной причины — большой грех в Исламе и нет благословения в милостыне тому, кто получает её в данном случае. Муавия сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будьте настойчивыми, когда просите. Аллах сказал: «Если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам».
Просить милостыню дозволено только в случаях крайней нужды, таких как преодоление проблем, связанных с большим долгом, бедствием или крайней нищеты.
Кабина ибн Мухарик сообщил, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Кабиса, нельзя просить милостыню, кроме как в трех случаях. Когда на человека ложится неподъемное бремя, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не выполнит его. Когда на человека обрушиваются несчастия и беды и уносят все его имущество, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не решит своих проблемы. И когда человек нищает и это подтверждают три дееспособных человека из его рода, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не улучшиться его материальное положение. Кроме этих случаев, Кабиса, выпращивающий милостыню пожирает запретное».
Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников не просить о подаянии. Более того, это было частью присяги, которую сподвижники давали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Сообщается от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Присягнёте Посланнику Аллаха?» Хотя присягу мы уже дали ему недавно и, поэтому, сказали: «Мы уже присягнули тебе, Посланник Аллаха». Затем он сказал: «Присягнёте Посланнику Аллаха?» Он сказал: «И мы протянули свои руки (готовые присягнуть ему вновь), сказав: «Мы уже присягнули тебе, Посланник Аллаха, о чем же ещё нам присягнуть тебе?» Он ответил: «Что будете рабослужить Аллаху, не причисляя Ему в сотоварищи ничего, о пяти молитвах, о том, что будете подчиняться, — следовавшее за этим слово он оставил в тайне, — и не будете просить людей ни о чем».
Сподвижники настолько добросовестно повиновались данному приказу, что не просили даже в менее существенном. Ауф ибн Малик сказал: «Воистину, некоторые из тех людей подчинялись настолько, что если у них падала плеть, то они никого не просили подать им её». Нет надобности мусульманам заходить так далеко, но это служит доказательством того, как серьёзно сподвижники отнеслись к данному приказу. Несмотря на предписания касательно попрошайничества, мы должны отвечать на просьбу просящего и давать милостыню, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не отказывал кому-либо, кто просил его во имя Ислама. Муса ибн Анас сообщил, что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не просили во имя Ислама, но он давал. Однажды он дал человек большое количество овец, и (этот человек) вернулся к своим соплеменникам и сказал: «О люди, принимайте Ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары (как тот,) кто не боится бедности!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал милостыню даже тем из просящих, кто был груб и непочтителен. Анас ибн Малик рассказывает: Я шел вместе с Посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), на нем была хирка из ткани, сделанной в Наджрани, с жесткими краями. Один бедуин догнал Посланника Аллаха и сильно дернул за хирку. Я увидел, как жесткий край шейной части хирки сдавил Его горло. Затем бедуин сказал: «Мухаммад! Прикажи из имеющегося у тебя на руках имущества выделить и мне!» Наш Господин, Гордость миров, повернулся к бедуину и улыбнулся. Затем повелел, чтобы ему дали некоторое количество имущества.
В заключение. Мусульмане должны развивать крепкую и ответственную трудовую дисциплину. Мы должны стараться изо всех сил для обеспечения себя и других, вместо того, чтобы полагаться на подаяния других. Мы не должны просить до тех пор, пока это не крайняя необходимость, но даже в этом случае мы должны отозваться на просьбу просящего.
Достаток приходит от Аллаха, а Аллах знает лучше.
Переведено YaUmma.Ru (оригинал)
Ислам призывает нас быть ответственными к нашей умме и работать усердно во благо других, вместо того, чтобы полагаться на помощь.
Передают от Абдуллаха Ибн Умара, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас — пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве. Так, повелитель, который (правит) людьми — пастух и он будет спрошен о его пастве. И мужчина — пастух жителей своего дома и он будет спрошен о них. Женщина — пастушка дома её мужа и его детей и она будет спрошена о них. Раб — пастух богатства его господина и он будет спрошен о нём. О, да! Каждый из вас — пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве!»
Один из методов быть ответственным – это содержать других и воспитывать в себе крепкую трудовую дисциплину. Куда лучше мусульманину зарабатывать себе на жизнь и содержать свою семью, чем надеяться на подачки со стороны.
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам сообщил, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его (от необходимости просить), лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему (что-нибудь), а могут и отказать».
Давать милостыню другим намного лучше, чем получать её. Абдуллах ибн Умар передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Поднятая рука лучше, чем опущенная рука, поднятая — эта та, которая дает, а опущенная — та, которая принимает».
Пророки были лучшими примерами самодостаточности, упорного труда и ответственности. Например, Пророк Дауд (мир ему) никогда не ел ничего, кроме того, что было заработано его собственными руками. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Давид питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук».
Дауд работал руками, несмотря на то, что был царем Израиля. Он мог жить роскошной и спокойной жизнью, но наоборот он подал лучший пример ответственности и усердного труда. Таким же образом Пророк Захария (мир ему) зарабатывал на жизнь будучи простым плотником. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Захария, мир над ним, был плотником». Пророк Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует) предпочитал делать все сам дома, чем с помощью других. Когда Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Занимался ли Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) домашними делами?», она ответила: «Он тоже был смертным. Он чистил свою одежду, доил своих овец и все делал сам». В связи с этим, Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) просил Аллаха о достатке. Передается от Абдулаха ибн Масуда, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, поистине я прошу Тебя о руководстве, богобоязненности, воздержанности и достатке».
Для тех, кто испытывает затруднения в удовлетворении потребностей, будет правильным давать милостыню, но намного лучше дать им возможность содержать себя согласно известной поговорке: «Дай человеку рыбу – он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь!».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
«Однажды к посланнику Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) пришел один из ансаров и попросил кое-что.
Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?».
Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду».
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд».
Этот человек отправился домой и принес эти вещи.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?».
Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем».
Затем посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза.
Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема».
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне».
Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней».
Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду.
Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».
Просить подаяния могут три группы людей: нищие, не имеющие абсолютно ничего; человек, имеющий большие долги; тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.
Попрошайничество без уважительной причины — большой грех в Исламе и нет благословения в милостыне тому, кто получает её в данном случае. Муавия сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будьте настойчивыми, когда просите. Аллах сказал: «Если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам».
Просить милостыню дозволено только в случаях крайней нужды, таких как преодоление проблем, связанных с большим долгом, бедствием или крайней нищеты.
Кабина ибн Мухарик сообщил, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Кабиса, нельзя просить милостыню, кроме как в трех случаях. Когда на человека ложится неподъемное бремя, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не выполнит его. Когда на человека обрушиваются несчастия и беды и уносят все его имущество, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не решит своих проблемы. И когда человек нищает и это подтверждают три дееспособных человека из его рода, тогда он может просить милостыню до тех пор, пока не улучшиться его материальное положение. Кроме этих случаев, Кабиса, выпращивающий милостыню пожирает запретное».
Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников не просить о подаянии. Более того, это было частью присяги, которую сподвижники давали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Сообщается от Ауфа ибн Малика, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Присягнёте Посланнику Аллаха?» Хотя присягу мы уже дали ему недавно и, поэтому, сказали: «Мы уже присягнули тебе, Посланник Аллаха». Затем он сказал: «Присягнёте Посланнику Аллаха?» Он сказал: «И мы протянули свои руки (готовые присягнуть ему вновь), сказав: «Мы уже присягнули тебе, Посланник Аллаха, о чем же ещё нам присягнуть тебе?» Он ответил: «Что будете рабослужить Аллаху, не причисляя Ему в сотоварищи ничего, о пяти молитвах, о том, что будете подчиняться, — следовавшее за этим слово он оставил в тайне, — и не будете просить людей ни о чем».
Сподвижники настолько добросовестно повиновались данному приказу, что не просили даже в менее существенном. Ауф ибн Малик сказал: «Воистину, некоторые из тех людей подчинялись настолько, что если у них падала плеть, то они никого не просили подать им её». Нет надобности мусульманам заходить так далеко, но это служит доказательством того, как серьёзно сподвижники отнеслись к данному приказу. Несмотря на предписания касательно попрошайничества, мы должны отвечать на просьбу просящего и давать милостыню, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не отказывал кому-либо, кто просил его во имя Ислама. Муса ибн Анас сообщил, что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не просили во имя Ислама, но он давал. Однажды он дал человек большое количество овец, и (этот человек) вернулся к своим соплеменникам и сказал: «О люди, принимайте Ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары (как тот,) кто не боится бедности!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал милостыню даже тем из просящих, кто был груб и непочтителен. Анас ибн Малик рассказывает: Я шел вместе с Посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), на нем была хирка из ткани, сделанной в Наджрани, с жесткими краями. Один бедуин догнал Посланника Аллаха и сильно дернул за хирку. Я увидел, как жесткий край шейной части хирки сдавил Его горло. Затем бедуин сказал: «Мухаммад! Прикажи из имеющегося у тебя на руках имущества выделить и мне!» Наш Господин, Гордость миров, повернулся к бедуину и улыбнулся. Затем повелел, чтобы ему дали некоторое количество имущества.
В заключение. Мусульмане должны развивать крепкую и ответственную трудовую дисциплину. Мы должны стараться изо всех сил для обеспечения себя и других, вместо того, чтобы полагаться на подаяния других. Мы не должны просить до тех пор, пока это не крайняя необходимость, но даже в этом случае мы должны отозваться на просьбу просящего.
Достаток приходит от Аллаха, а Аллах знает лучше.
Переведено YaUmma.Ru (оригинал)
1 комментарий