Гордость и высокомерие – пути, прямиком ведущие в Ад
В процессе чтения и изучения Священного Корана, ниспосланного Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) мы можем заметить, что в нем нет ни одного аята, в котором бы Аллах разочаровывает грешников. Напротив, если обратить внимание, то мы сможем найти много аятов, которые вселяют надежду грешникам на прощение Аллаха. Поистине в одном из аятов Корана сказано (смысл): “Воистину хорошие деяния являются искуплением мерзким поступкам”. Также есть аят со смыслом: “И среди рабов Аллаха есть такие, которые признались в содеянных грехах, хорошие поступки которых смешаны с плохими, быть может они получат прощение Аллаха”.
Но, однако, есть категория людей, которым Аллах угрожает, к которым Аллах в Коране выражает свой гнев. Это люди, которые совершая грехи, горды и высокомерны.
О них Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): “Воистину те, которые считают ложью Мои знамения, которые горды к Mоим аятам, для них не будут раскрыты ворота небес и они не войдут в Рай пока верблюд не пройдет через ушко иглы” т.е. вероятность того, что они войдут в рай равна вероятности того, что верблюд сможет пройти через ушко иглы. Так Всевышний говорит о высокомерных.
Известен и хадис: “Тот в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай”.
В Коране сказано (смысл): “Среди людей есть такие, которые из-за гордыни спорят об Аллахе, не имея ни знаний, ни наставления, ни ясной книги для того, чтобы сбить людей с пути Всевышнего Аллаха”.
Также в Коране есть аят со смыслом: “Я отведу от моих знамений тех, кто без права проявляет высокомерие” т.е. гордыня отводит их от знамений и высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания. Они впадают в заблуждение, углубляясь в нем все больше и больше.
Почему же это так? Почему Аллах прощает и проявляет свое милосердие грешникам, но к горделивым относится совсем по-другому? Потому что все нормы шариата, все основы исламского вероубеждения строятся на чувстве понимания человека, что он раб Всевышнего Аллаха, что он целиком и полностью принадлежит Ему. И только через это чувство прокладывается путь раба к Аллаху.
Только от этого понимания рабской сущности перед Аллахом зависит все в этой религии. Но высокомерие это единственное, что может разрушить понимание того, что ты раб Всевышнего Аллаха, берущий свое начало от маленькой капли и который покинет этот мир, уйдя в землю по завершении отпущенного Аллахом срока. Гордыня способна нанести тяжелейший урон этому чувству (в арабской терминологии “аль-убудийя”) и поэтому они несовместимы.
Если сердце переполнено высокомерием, то там нет места чувству рабства это абсолютно противоположные вещи. Если же сердце пронизано этим чувством, то в нем нет места гордыне. Высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания.
Во время Пророка (мир ему и благословение) у богатых арабов способом выражения и демонстрации своего высокого положения и предметом гордости была длинная одежда, которую они волочили за собой по полу. У нас, к примеру, это может быть совсем по-другому. Есть много знаков, жестов, даже походка, при помощи которых люди обычно подчеркивают свой статус и социальное положение. У молодежи это обычно выражается жестами, стилем речи, модой и т.д.
Все это зависит от того с каким намерением делается все то, что обычно бывает проявлением гордости и от этого зависит запретность совершаемого поступка. Если на эти поступки человека толкает не гордыня, они не считаются греховными.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто таскает за собой свою одежду из гордыни не войдет в Рай”. И тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Моя одежда длинная и мне иногда приходится поднимать ее”. Посланник Аллах (мир ему и благословение) ответил ему, дополнив свое высказывание: “Но ведь ты делаешь это не из гордыни”.
Хотелось бы обратить внимание на молодежь, которая слишком уж буквально воспринимает приведенные хадисы, и не до конца понимает смысл прочитанных ими в каких-то брошюрах хадисов. И приводят их без разъяснений и считают всех, кто так одевается, чуть ли не вероотступниками. Подобный подход к таким вопросам губителен для нашего общества. Молодежь, которая обвиняет мусульман за длинную одежду, не придают значения тому дополнению, которое сделал Пророк (мир ему и благословение) в ответ на слова Абу Бакра. Если они ненавидят из-за этого мусульман так, что они теперь и к Абу Бакру будут так относится (упаси Аллах). Из дополнения к хадису мы видим, что вопрос не в внешнем виде, а в вредном чувстве для каждого из нас.
Однажды один сподвижник, заметив в другом высокомерие, напомнил ему: “Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча”. Т.е. первый раз, когда тебя зачали, а второй раз, когда ты родился. Сподвижники ужасно боялись этого порока, они воспитывали себя и порой заставляли себя делать работу в качестве наказания за свою гордость. Были и такие, которые несколько дней чистили санитарные узлы мечетей, чтобы изгнать из себя гордыню.
Богатство и успех в жизни не всегда бывают причиной высокомерия. Иногда почвой для нее служит и религия, когда кто-либо самодовольно видит себя в числе преуспевших. И тогда шайтан не теряет возможности разрушить его старания. Когда кто-либо начинает смотреть с презрением на тех, кто не успевает в соблюдении каких-либо предписаний Аллаха, он сам может потерять все. Свидетельством этому является хадис: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы каждый из нас видел свое истинное место перед своим Создателем.
Возникает вопрос: Но как же раб, который совершает грехи один за другим, не проявляя при этом гордыни, ни по отношении к Аллаху, ни по отношении окружающих его людей, все-таки удостаивается милости Создателя?
Ответ: Поистине человек, в сердце которого есть гордость, никогда не ощутит чувство рабства перед своим Создателем и поэтому он не покается. Раскаяние это не повторение многочисленно определенных слов, а прежде всего боль, искреннее сожаление за грехи, которую горделивый человек не может почувствовать. И поэтому горделивый грешник отдален от милосердия, поскольку он далек от раскаяния.
Да очистит Аллах наши сердца от гордыни и даст нам знания, скрепит наши сердца узами любви и братства. Аминь!
islamdag.ru
2 комментария