Отравленные стрелы грехов
Кто из нас не оступается и не совершает грехов?
Мы осознаем свои ошибки, просим прощения и надеемся на милость Всевышнего. Но как же редко мы задумываемся о последствиях грехов, тем более что многие из них неочевидны и проявляются не сразу. Мусульманские учёные посвятили немало трудов этой крайне важной для каждого верующего теме. В своих сочинениях они подробно описывают то негативное влияние, которое грехи оказывают на нас, нашу жизнь и нашу участь в мире вечном.
Прежде всего, грехи отдаляют блага и приближают беды. Какой бы милости ни лишился раб Аллаха, причиной тому — его грех, и какая бы беда ни обрушилась на него, причиной тому — его грех. Как сказал ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах): «Беда приходит не иначе как из-за греха, и уходит она не иначе как по причине покаяния».
В Коране сказано: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (сура 42 «Совет», аят 30).
А в другом аяте говорится: «Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» (сура 8 «Добыча», аят 53).
Всевышний сообщил, что Он не лишает человека тех милостей, которыми одаривает его, пока сам человек не заменит свою покорность Аллаху ослушанием, а благодарность Ему — неблагодарностью. Это воздаяние, соответствующее проступку, ведь Господь, как известно, не притесняет Своих рабов. Если же человек отказывается от ослушания и покоряется своему Господу, то и Аллах изменяет его положение, заменяя ему наказание благополучием, а унижение — достоинством.
Грехи опасны и тем, что они не только способствуют уходу уже имеющихся у человека благ, но и отрезают его от благ, которые к нему ещё не пришли. Ничто так не способствует появлению и сохранению благ, дарованных Всевышним, как покорность Ему, ведь то, что у Него, можно приобрести лишь посредством покорности Ему.
Всевышний Аллах создал для всего причины появления и исчезновения. Причиной обретения Его милостей Он сделал покорность Ему, а причиной исчезновения или отсутствия их — ослушание Его. И если Господь желает, чтобы у Его раба сохранились Его милости, то Он внушает ему беречь их посредством поклонения Ему и делания добра. А если Господь желает лишить человека этих милостей, то Он оставляет его без помощи, и тот начинает ослушиваться Аллаха посредством этих милостей.
К страшным последствиям грехов относится и то, что они переводят сердце из состояния здравия и следования прямым путём в состояние болезни и отклонения от прямого пути. Грехи влияют на сердца так же, как болезни влияют на тела. Грехи — недуги сердец, и нет для них иного лекарства, кроме отказа от ослушания. Больное сердце слабеет, лишается стойкости и терпения, теряет связь с разумом и легко уступает низменным порывам души.
А ещё грехи ослепляют сердце, лишая его способности видеть истину, закрывают перед ним пути к полезному знанию и скрывают от него то, что способствует возвращению на прямой путь. Это хорошо понимали наши праведные предшественники. Однажды имам Малик, пообщавшись с имамом аш-Шафи‘и и посмотрев на него, сказал ему: «Поистине, я вижу, что Всевышний Аллах даровал сердцу твоему свет, так не гаси же его мглой грехов». Если этот свет слабеет и убывает, то мрак ослушания усиливается до тех пор, пока сердце не окажется в потемках, будто странник посреди незнакомой степи в холодную безлунную ночь.
Бесспорно, каждый нуждается в знании того, что приносит ему пользу, а что вредит в этом мире и в мире вечном. И самый знающий — тот, кто лучше знает пути к счастью и пути к злосчастью, а самый благоразумный — тот, кто предпочёл первые пути вторым, тогда как самый недалёкий — тот, кто поступает наоборот. Грехи закрывают человеку путь к этому знанию и мешают руководствоваться им.
К скверным последствиям грехов можно отнести и то, что ослушник постоянно находится в плену у шайтана, в темнице своих страстей, в оковах своих влечений. Нет положения хуже, чем положение пленённого злейшим врагом, и нет худшей тюрьмы, чем тюрьма страстей, и нет оков тяжелее, чем оковы влечений. Оказавшийся в таком положении не только не стремится к Аллаху и к миру вечному, но и не видит окружающего его мира в истинном свете. Огромный и прекрасный мир кажется ему тесным ущельем, где нет места добру, правдивости и благородству.
Среди губительных последствий грехов можно смело упомянуть и то, что они лишают нашу жизнь, удел, знание и дела благодати. Ведь жизнь человека — это период, по-настоящему прожитый им, а у того, кто отдалился от Аллаха, нет настоящей жизни.
Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) пишет: «Лишившийся этой жизни лишается всякого блага, сколько бы он ни пытался возместить её потерю разными мирскими благами. Весь этот мир со всем, что в нём, не способен заменить эту жизнь».
Что бы человек ни делал, как бы ни исхитрялся, ему принесёт пользу лишь то из его жизни, имущества, пропитания, влияния, знания и деяний, что было использовано им для послушания Аллаху. Вот об этом очень важно помнить каждому из нас. Мирские блага приходят и уходят, и у некоторых людей их очень много. Но никому из нас никогда не принесёт пользы то, посредством чего мы ослушиваемся нашего Господа.
Грехи становятся помощью, которую человек оказывает своему врагу — шайтану — против себя самого. Это войско, которое он даёт неприятелю, чтобы тот воевал с ним же. Все мы знаем, что Всевышний Аллах испытал нас врагом, который не оставляет нас в покое. Шайтан враждует с нами постоянно и строит нам козни при каждом удобном случае. Он расставляет для нас силки и устраивает засады, ставит повсюду свои сети и капканы.
Всевышний сообщил нам всё, что нам надлежит знать о нашем враге, велел нам быть бдительными и дал нам разные средства борьбы с ним. Господь направил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ниспослав ему Коран, и тем самым добавил человеку силы, поддержки и оружия. Кроме того, Аллах наделил человека разумом, который помогает ему анализировать, сравнивать, оценивать, отличать плохое от хорошего и принимать правильные решения.
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) так описал нашу каждодневную борьбу с шайтаном: «Разум управляет войском раба Аллаха, знание позволяет правильно планировать военные действия, вера придаёт ему стойкости, сил и терпения, а твёрдая убеждённость помогает ему уверенно идти в атаку».
К скверным последствиям грехов также относятся тяжкая жизнь в этом мире и в промежуточном мире (барзах) и наказание в мире вечном: «Того, кто отвернётся от Моего поминания, ожидает тяжкая жизнь, а в День воскрешения Мы воскресим его слепым» (сура 20 «Та. Ха», аят 124).
А тем, кто уверовал в Него и совершал благие деяния, Всевышний дарует жизнь благую: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью» (сура 16 «Пчёлы», аят 97).
Всевышний гарантировал награду верующим, совершающим благие деяния, и они будут жить настоящей жизнью в обоих мирах. Они не будут печалиться из-за того, что совершили в своей земной жизни, и не будут страшиться того, что ожидает их в будущем. Удивительное блаженство, которое никто не запретит и никто не отнимет!
К трагическим последствиям грехов относится и то, что, когда их становится много, сердце человека покрывается завесой, а сам он становится беспечным. Это опаснейшее состояние описано в Священном Коране: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. Нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 14).
Сердце как будто ржавеет от ослушания, и чем больше грехов, тем толще слой ржавчины, который в конце концов покрывает всё сердце. Итогом же становится запечатывание сердца, словно на нём появляется замок, и сердце оказывается сплошь покрытым плотной завесой. Оно становится невосприимчивым ко всему благому: ни аяты Священной Книги, ни удивительные знамения, разбросанные вокруг нас, не пробуждают в нём стремления к истине и добру.
Ещё одно следствие грехов, о котором многие люди не задумываются, заключается в том, что они лишают нас благой мольбы чудесных созданий Всевышнего — ангелов: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путём, и защити их от мучений в Аду. Господь наш! Введи в сады Эдема, которые Ты обещал им, их самих, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Поистине, Ты — Могущественный, Мудрый. Защити их от грехов» (сура 40 «Прощающий», аяты 7–9).
Так ангелы молятся за кающихся верующих, следующих Его Книге и Сунне Его Посланника, и лишь тот, кто подходит под это описание, приобретает благодаря этой мольбе великое благо.
Грехи остужают в нас столь необходимые нам прекрасный пыл и благородную ревность. Это жар сердца, который удаляет из него всё скверное и освобождает его от порицаемых качеств, подобно тому как кузнечный мех освобождает от окалины железо или медь. Он способствует тому, что человек с негодованием и отвращением отталкивает от себя всё скверное, недостойное, неправильное. И самые достойные люди с самыми высокими стремлениями преисполнены этой благородной ревности.
Грехи также уменьшают благоговейный трепет человека перед Господом. Хочет он того или нет — это неизбежно. И тогда Всевышний извлекает из людских сердец уважение к грешнику, и люди начинают относиться к нему пренебрежительно, как сам он пренебрегает велениями своего Создателя. Грехи лишают человека его достоинства и пред Аллахом, и пред людьми. Самые достойные из творений пред Аллахом — наиболее богобоязненные, а ближе всех к Нему — наиболее покорные Ему.
Таким образом, положение человека пред Аллахом определяется степенью его покорности Ему. Ослушиваясь Его и поступая наперекор Его велениям, он роняет себя пред Ним, и Аллах делает так, что и сердца Его рабов отдаляются от такого ослушника.
К скверным последствиям грехов относится и то, что они заставляют раба Аллаха забыть о собственной душе. Он забывает о том, что делает его душу счастливой и несёт ей преуспеяние. Забывает он и о собственных пороках и о том, что от них надлежит избавляться, чтобы уберечь сердце от погибели.
Всех бед, которые обрушиваются на нас по причине грехов, не сосчитать. Мы коснулись лишь нескольких причин, по которым нам следует изо всех сил избегать всего, что неугодно нашему Господу. И по-настоящему счастлив тот, кому удаётся успешно обходить колючки грехов на своём жизненном пути.
О Аллах! Помоги нам воздерживаться от недостойных поступков, прими наше покаяние, прости нам наши грехи и защитит нас от их страшных последствий!
Карима Сорокоумова, e-minbar.com
0 комментариев