Вопрос: 1) Можно ли совершать пропущенные намазы в джамаате? И другой вопрос, связанный с первым: недавно мы с друзьями пропустили зухр-намаз. Когда мы пришли в мечеть и начали читать его в джамаате, к нам присоединился человек, который решил, что мы читаем намаз аср. Будет ли его намаз действительным?
2) Если имам, или человек, который руководит молитвой, будет читать Коран (в частности, суру Аль-Фатиха) с ошибками, можно ли молиться за ним? Я слышал, что человеку, который хорошо читает Коран, нельзя молиться за имамом, который читает Коран с ошибками.
3) Если коллективная молитва в мечети уже окончилась, могут ли люди, которые опоздали на нее, собрать свой собственный джамаат и совершить эту же молитву джамаатом еще раз? В наших мечетях такое часто происходит – братья, которые опаздывают на общий намаз, собираются и читают этот намаз своим джамаатом. Мне говорили, что так поступать нельзя – нельзя читать один и тот же намаз несколько раз джамаатом в одной и той же мечети.
Отвечает Муфтий Сухайл Тармахомед:
1)Допускается читать пропущенные намазы (намазы када – долговые намазы) в джамаате. Если вы будете читать такие намазы в джамаате, перед намазом нужно произнести азан и икамат (Табийнуль Хакаик, том 1, стр. 92).
Намаз того человека, который присоединился к вам (думая, что вы читаете аср намаз, когда вы совершали пропущенный намаз зухр), не будет действительным, потому что у него было намерение на совершение аср-намаза, а это две разные молитвы.
2) Что касается чтения намаза за тем человеком, который читает Коран с ошибками. Книги по фикху особенно подчеркивают, что руководить молитвой должен тот человек, который лучше всех умеет читать Коран. Это основано на хадисе, переданным Абдуллой ибн Масудом (да будет доволен им Аллах), который сообщил, что Пророк (салляЛлаху алейхи ва саллям) сказал:
Человек, который лучше всех читает Коран, должен руководить молитвой. Если есть несколько человек, которые одинаково хорошо читают Коран, нужно выбрать того, кто лучше знает Сунну. Если несколько человек одинаково хорошо ее знают, выбирают того, кто совершил хиджру (переселение) первым из них. Если они будут равны и в этом вопросе, выбирают того, кто старше, если же они одинакового возраста, выбирают того, у кого лучший нрав. Если они будут и в этом равны, то выбирают того, кто внешне более привлекателен.
Это правило относится к вопросу о том, кто более достоин быть имамом в намазе. Это не означает, что намаз человека будет недействителен, если он будет читать намаз за имамом, который не так хорошо читает Коран, как он сам.
Да, если человек допускает грубые ошибки при чтении Корана, которые меняют смысл слов из-за неправильного произношения, здесь уже может возникнуть вопрос о недействительности намаза. Но на этом основании нельзя вынести общее решение о недействительности намаза, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно – чтобы определить, какие именно ошибки были сделаны, делают ли они молитву недействительной или нет.
3) Что же касается повторного чтения одного и того же намаза джамаатом в одной и той же мечети, ученые постановили, что это является порицаемым (макрух). Если группа людей приходит в мечеть, когда основной джамаат уже завершил молитву, им следует молиться каждому по отдельности, без чтения азана и икамата (Аль-Мабсут, имам Сарахси, том 1, стр. 135, аль-Маусу’а, том 12, стр. 229).
Это относится к мечети в общем, например, мечеть в одном районе или городе, где есть назначенный имам, и существует фиксированное время для азана и икамата.
Ученые вынесли такое решение, основываясь на хадисе, переданном Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который сообщает, что Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва саллям) однажды пошел, чтобы решить какой-то вопрос среди ансаров. Когда он после этого вернулся в мечеть, оказалось, что джамаат уже совершил молитву. Тогда он пошел домой, собрал свою семью и помолился вместе с ними (Аль-Мабсут имама Сарахси, том 1, стр. 135).
Учитывая этот хадис, ученые считают, что если бы это не было бы предосудительным (молиться второй раз в джамаате), Пророк (салляЛлаху алейхи уа саллям) совершил бы этот намаз в мечети и пригласил бы нескольких сподвижников присоединиться к нему в молитве (Аль-Маусуа, том 12, стр. 229).
В числе причин, по которым собирать второй раз джамаат является предосудительным (макрух), ученые называют то, что люди начнут пренебрегать основным джамаатом, и основной джамаат мечети станет меньше. Если такой второй коллективный намаз начнут проводить регулярно, люди перестанут приходить на основной намаз с джамааатом, а будут рассчитывать на второй джамаат (Аль-Маусуа, том 12, стр. 230).
Я лично видел, как это происходило в мечетях, где допускалось наличие второго джамаата. Те, кто привык приходить к началу молитвы с основным джамаатом, перестали приходить к общей молитве, когда заметили, что есть второй джамаат. В конце концов, в мечети образовался второй джамаат, почти такого же размера, что и первый. Это подрывает значимость мечети и важность коллективного намаза.
Однако вышеуказанное правило не относится к мечетям, которые построены на дорогах специально для путешественников, где нет фиксированного времени для азана и икамата (Аль-Маусуа, том 12, стр. 229), так как эти мечети были возведены для удобства проходящих мимо людей, чтобы они могли совершить по пути свои молитвы.
0 комментариев