4 Dec 10:17 avatar

Достоинства пятничного намаза: часть 3

Намаз и молитвы: Достоинства пятницы: часть 1

Пятничная молитва – один из символов ислама. Она является индивидуальной обязанностью (фард-айн), что установлено на основе Корана, хадисов и консенсуса мусульманских ученых. Поэтому отрицающий и пропускающий ее без уважительных причин – явный грешник. 


1. Всевышний Аллах говорит в Коране: 

«О, уверовавшие! Когда призывают на намаз в пятничный день, спешите к поминанию Аллаха и оставьте все сделки. Это лучше для вас, если б вы только знали» (Коран, 62:9).

В данном аяте под словом «поминание» подразумевается пятничный намаз и проповедь, а слово «спешите» означает, что нужно идти с большим желанием и заинтересованностью.


2. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Кто в пятницу купается, максимально очищает себя, смазывает маслом волосы, использует парфюмерию, затем идет в мечеть и, усаживаясь там, не сгоняет при этом никого с места, исполняет максимальное количество дополнительных намазов, а во время проповеди молчит, такому человеку будут прощены грехи с предыдущей пятницы до настоящего момента» («Сахих» Бухари). 


3. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил:

«Кто купается в пятницу и рано идет в мечеть пешком (а не в повозке), слушает проповедь и во время нее не совершает глупостей, тот за каждый шаг получит такую награду, словно он служил Аллаху целый год, постился год и молился год» (Тирмизи).


4. Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) рассказывают, что слышали следующие слова Пророка (мир ему и благословение):

«Не следует пропускать пятничный намаз. Если же люди пренебрегут этим предупреждением, то Всевышний Аллах запечатает их сердца, и они станут крайне небрежными» (Муслим).


5. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Тому, кто пропускает три пятничных намаза без уважительной причины, Всевышний Аллах запечатывает сердце» (Тирмизи). 

В другом повествовании говорится, что Всевышний Аллах становится недоволен таким человеком.


6. Тарик ибн Шихаб (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение):

«Пятничный коллективный намаз является обязанностью (ваджиб) для каждого мусульманина, за исключением рабов, женщин, незрелых мальчиков и больных людей» (Абу Дауд).


7. Как сообщает Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал о пропускающих пятничный намаз следующее:

«Я бы очень хотел назначить кого-нибудь имамом вместо себя, в то время как буду сжигать дома тех, кто не посещает пятничный намаз» (Муслим).

Аналогичный хадис приводится в отношении тех, кто не посещает коллективные намазы.


8. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова Пророка (мир ему и благословение):

«Кто без уважительной причины пропускает пятничный намаз, тот записывается как лицемер в книге, которая защищена от изменений» (Мишкат). 

Иными словами, такой человек навсегда будет отмечен как лицемер. Но если он раскается, или же Аллах по Своей милости простит его, то это уже другая ситуация.


9. Как сообщает Джабир (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Пятничный намаз обязателен для тех, кто верит во Всевышнего Аллаха и Судный день, за исключением больных, путников, женщин, детей и рабов. Если же человек отвернется от намаза и займется ненужными делами или торговлей, то и Всевышний Аллах отвернется от него и не будет беспокоиться о нем. И вся хвала Аллаху!» (Мишкат).

Иными словами, на Аллаха нисколько не влияет наличие богослужений; они не приносят Ему пользы. Он каким был, таким и останется, независимо от хвалы и служений в Его адрес.


10. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что тот, кто пропустил несколько пятничных намазов кряду, по сути, отвернулся от Ислама (Дехлеви. Ашгат-уль-лямагат).


11. Один человек спросил Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) об умершем, который при жизни не участвовал в пятничном и коллективном намазах: «Что вы можете сказать о таком человеке?» «Он – в аду», – последовал ответ. Человек, который задал этот вопрос, продолжал задавать его Ибн Аббасу в течение целого месяца, но получал все тот же ответ (Газали, «Возрождение исламских дисциплин»). 

Читая эти хадисы, можно прийти к выводу, что ислам придает большое значение пятничному намазу и что имеются суровые предупреждения для пропускающих его. Как после этого можно называть себя мусульманином и при этом не выполнять эту обязанность? 

Из книги «Райские украшения» шейха Ашрафа Танви

Достоинства пятницы: часть 1

Достоинства пятницы и пятничный этикет: часть 2

0 комментариев

Оставить комментарий